Формирование личностных свойств у детей с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием;
определить основные методы диагностики личностных свойств у детей с заиканием;
составить программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности..........................
5
§1.1. Психологическая структура личности....................................................
5
§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе.................................
12
Выводы по первой главе....................................................................................
17
Глава 2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием....................................................................................................

19
§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с заиканием…………………………………………………………………

19
§ 2.2.Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием…………………………………………………………………

30
Выводы по второй главе………………………………………………………
40
Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием………..
42
§ 3.1. Диагностика личностных свойств у детей с заиканием.......................
42
§ 3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств у детей с заиканием....................................................................

49
Выводы по третьей главе...................................................................................
54
Заключение..........................................................................................................
55
Список литературы...............................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 1.03 Мб (Скачать документ)

В основе личности лежит  ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности:

  1. Индивидуально-психологического
    • психические процессы
    • психические свойства
    • психические состояния
    • психические образования
  1. Мировоззренческого
    • моральный облик
    • мировоззрение
    • нравственный облик
  1. Социально-психологического
    • социальные установки
    • отношение к другим людям
    • социальные роли
    • социальные позиции

Мы отметили, что большинство  авторов согласно с утверждением о том, что личностью человек не рождается, а становится. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении, то есть которые обусловлены биологическим фактором развития личности, другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. Принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе. Появляется осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе.

 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся

Среди многочисленных речевых  патологий особое место занимает заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. С одной стороны, эта патология не относится к разряду самых тяжелых речевых нарушений, т. е. не приводит к инвалидности. С другой стороны, она часто служит проявлением более тяжелых нарушений функций центральной нервной системы, которые, развиваясь, со временем могут привести больного к значительной потере трудоспособности. Но даже без этого нарушение речи в форме заикания служит важным моментом в нарушении социальной адаптации больных, что часто приводит к неврозам, даже дало повод некоторым исследователям выделить данное заболевание в отдельную нозологическую единицу под названием «логоневроз».

Начиная с 70-х годов, в  отечественной научной литературе выходит значительное число публикаций, свидетельствующих о новых трактовках клинической картины, наблюдаемой  при заикании. На базе клинических  наблюдений и экспериментальных  исследований разрабатывается представление  об объективной дифференциации клинических  форм заикания.

Исследователи выделяют две  клинические формы заикания — невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными патогенетическими механизмами (Ковалев В.В., 1970; Асатиани Н.М., 1973-1985; Драпкин Б.3., 1973; Белякова Л.И., 1973-1997 и др.).

Неврозы в клинике пограничных  психических состояний рассматриваются  как психогенно-реактивные функциональные заболевания, возникающие под влиянием стрессовых факторов различной силы и длительности.

Различают острую и хроническую  психические травмы. Под острой психической  травмой понимают сильный, внезапный, как правило, однократный психический  шок, вызывающий сильную эмоциональную  реакцию. Чаще всего такая травма вызывает испуг, чувство страха. Причины  острой психической травмы могут  быть многообразны. В качестве психогении может быть резкая смена привычной  обстановки (например, при определении  в детский сад ребенка без  достаточной подготовки).

Под хронической психической  травмой понимают длительные отрицательные  эмоции, появляющиеся вследствие эмоциональных  неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций. Такие состояния  у детей могут развиваться  в семье с напряженным психологическим  климатом.

Неврозоподобные состояния  по своей симптоматике напоминают неврозы. Они возникают вследствие органических, сосудистых и других поражений центральной  нервной системы. По своей природе  эти состояния являются органо-функциональными, при которых несмотря на наличие  органического поражения мозга, имеется целый ряд расстройств  функционального характера. К ним  можно отнести обратимость симптоматики, наличие невротических наслоений, нестабильность патологических проявлений и пр.

Клиническая и  психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической  формой речевой патологии

Возникновению заикания невротической  формы у детей обычно предшествует психогения в виде испуга либо в  виде хронической психической травматизации. Заикание возникает остро в возрасте 2-6 лет.

Анамнестические сведения показывают, что у детей с этой формой заикания обычно отсутствуют указания на патологию  внутриутробного развития и родов. Раннее психофизическое развитие, как  правило, проходит в соответствии с  возрастной нормой. Моторные навыки (сидение, стояние, ходьба) формируются своевременно.

Речевой онтогенез имеет  у них определенные особенности. Нередко наблюдается раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16-18-ти месяцам жизни. В короткий промежуток времени (за 2-3 месяца) дети начинают говорить развернутыми фразами, словарный запас  бурно пополняется, рано формируется  грамматический строй речи с употреблением  сложных речевых конструкций.

Темп речи часто ускорен, дети как бы “захлебываются” речью, недоговаривают окончания слов и  предложений, пропускают отдельные  слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается “смазанность”  произнесения звуков в речевом потоке. Состояние звукопроизносительной  стороны речи норму не опережает.

У таких детей часто  наблюдается большое количество итераций, что нередко привлекает внимание окружающих. Если в норме  наибольшее количество итераций совпадает  с интенсивным периодом формирования развернутой фразовой речи и ограничено во времени 2-3-мя месяцами, то у детей  данной группы количество итераций может  оставаться значительным на протяжении более длительного времени. Таким  образом, артикуляторные механизмы  устной речи остаются у них функционально  незрелыми на более длительный срок, чем в норме, в то время как  лексико-грамматическая сторона существенно  опережает норму.

До появления заикания у таких детей отмечаются характерологические  особенности типа повышенной впечатлительности, тревожности, робости, обидчивости, колебания  настроения, чаще в сторону сниженного, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость. У некоторых из них в возрасте 2-5-ти лет наблюдаются страхи (боязнь темноты, страх при отсутствии в комнате взрослых, невротический энурез и т.д.).

Эти дети с трудом привыкают  к новой обстановке, становятся в  ней раздражительнее, плаксивее, к  условиям детского сада проявляют обычно плохую переносимость.

Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической  травмы.

Помимо острой и хронической  психической травматизации невротическая  форма заикания у некоторых детей  развивается в результате активного  введения в общение второго языка  в 1,5-2,5 года жизни. Это бывает у детей, которые еще в силу возрастных особенностей не овладели в достаточной  степени родным языком. В этом периоде  развития речевой функции овладение  вторым языком связано с большим  психическим напряжением, которое  для ряда детей является патогенным фактором.

Иногда до появления заикания, вслед за перенесенной ребенком острой психической травмой некоторое  время (от нескольких минут до суток) наблюдается мутизм. Ребенок внезапно перестает говорить, на его лице нередко “застывает” выражение  страха.

Одновременно с появлением заикания дети становятся еще более  раздражительными, двигательно беспокойными, хуже спят. В ряде случаев появляется болезненное упрямство, капризы, негрубо  выраженные нарушения дисциплинарных требований.

У некоторых детей при  появлении заикания отмечается кратковременный  период, когда они в процессе речи прикрывают рот рукой, как бы опасаясь появления запинок, или ограничивают речевое общение.

Динамика речевого нарушения  при невротической форме заикания характеризуется рецидивирующим течением, временами речь становится совершенно плавной, судорожные запинки полностью отсутствуют, но при малейшем эмоциональном напряжении, соматическом заболевании или утомлении заикание появляется вновь.

Невротическая форма заикания может иметь как благоприятное, так и неблагоприятное (прогредиентное и рецидивирующее) течение. При благоприятном  течении выраженность заикания не бывает тяжелой. Изменение окружающей обстановки в лучшую сторону, общее оздоровление организма ребенка, адекватные лечебно-педагогические мероприятия способствуют достаточно быстрой обратной динамике речевого нарушения.

Нередко заикание постепенно приобретает хроническое течение, при котором в дальнейшем полных и длительных ремиссий уже не наблюдается, и речевое нарушение становится все более тяжелым.

В случаях неблагоприятного течения заикания чаще имеет место  наследственная отягощенность заиканием  и патологическими чертами характера. В семьях детей, у которых имеется  неблагоприятное течение заикания, бытуют нередко неправильные формы  воспитания, способствующие хронификации речевой патологии.

У детей с неблагоприятным  течением заикания в 6-7 лет может  наблюдаться уже ситуационная зависимость  в проявлении частоты и тяжести  судорожных запинок, снижение речевой  активности в новой обстановке или  при общении с незнакомыми  лицами.

Звукопроизношение у детей  с невротической формой заикания либо не имеет нарушений, либо в соответствии с возрастными особенностями  носит черты функциональной дислалии. Темп речи обычно быстрый, голос достаточно модулирован.

У таких детей имеется  тесная ситуационная зависимость тяжести  заикания. Следует также особо  подчеркнуть, что в состоянии  эмоционального комфорта, в процессе игры или наедине с собой речь у них обычно свободна от судорожных запинок.

В дошкольном возрасте наличие  заикания, как правило, не оказывает  заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками  и взрослыми лицами остаются практически  обычными.

У многих детей с невротической  формой заикания, несмотря на благоприятное  его течение и глубокую ремиссию, в 7 лет наблюдается рецидив заикания при поступлении в школу. Рецидиву заикания в это время способствует как увеличение эмоциональной и физической нагрузки, так повышение психической и речевой напряженности.

Резко меняется поведение  заикающихся к 10-12-ти годам жизни. В этот период появляется осознавание своего дефекта речи, боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, обратить внимание посторонних на речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок и т.д.

Именно в этом возрасте у заикающихся с невротической  формой патологии речи начинает ярко проявляться патологическая личностная реакция на речевое нарушение. Формируется  стойкая логофобия — боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. В таких случаях образуется своеобразный порочный круг, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные эмоциональные реакции отрицательного знака, способствующие, в свою очередь, усилению речевых нарушений.

С возрастом логофобия  в части случаев приобретает  особо значимое место в общей  клинической картине невротической  формы заикания, носит навязчивый характер и возникает при одной  мысли о необходимости речевого общения или при воспоминаниях  о речевых неудачах в прошлом. В этом состоянии заикающиеся часто произносят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести.

Выраженность логофобии  может быть непропорциональна тяжести  речевых судорог. Нередко при  слабом, а иногда едва заметном для  окружающих речевом дефекте, страх  речи может быть ярко выраженным. Эмоциональная  жизнь заикающихся заполняется  этими переживаниями.

Отличительной особенностью данной группы заикающихся является то, что в спокойном состоянии, при отвлечении внимания от процесса артикуляции (например, при большой  заинтересованности темой разговора), а также наедине с собой  речь у них осуществляется свободнее, часто совершенно лишена судорожных запинок. Значительное улучшение экспрессивной  речи наблюдается у таких лиц  в процессе логоритмических занятий, аутогенной тренировки, под влиянием психотерапии, гипноза.

Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной  формой речевой патологии

Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей  в возрасте 3-4 года постепенно, без  видимых внешних причин.

При неврозоподобной форме  заикания в анамнезе зачастую отмечаются тяжелые токсикозы беременности с явлениями угрожающего выкидыша, асфиксия в родах и пр. В грудном  возрасте такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Их физическое развитие проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Они отличаются от здоровых детей  плохой координацией движений, моторной неловкостью, поведение характеризуется  расторможенностью, возбудимостью. Они  плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте.

Информация о работе Формирование личностных свойств у детей с заиканием