Формирование личностных свойств у детей с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием;
определить основные методы диагностики личностных свойств у детей с заиканием;
составить программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности..........................
5
§1.1. Психологическая структура личности....................................................
5
§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе.................................
12
Выводы по первой главе....................................................................................
17
Глава 2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием....................................................................................................

19
§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с заиканием…………………………………………………………………

19
§ 2.2.Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием…………………………………………………………………

30
Выводы по второй главе………………………………………………………
40
Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием………..
42
§ 3.1. Диагностика личностных свойств у детей с заиканием.......................
42
§ 3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств у детей с заиканием....................................................................

49
Выводы по третьей главе...................................................................................
54
Заключение..........................................................................................................
55
Список литературы...............................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 1.03 Мб (Скачать документ)

В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается.

На основе проведенного анализа  формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).

 

Приложение 7

Первый блок

Игра «Имена»

Процедура проведения: Все  участники сидят в кругу и  по очереди представляются друг другу. Ведущий начинает с себя, таким  образом, он задает образец: «Здравствуйте, меня зовут…»

Игра «Знакомство  с фигурой»

Процедура проведения: Дети становятся в круг. «Сейчас мы будем знакомится необычным способом – фигурой. Фигуру каждый из нас будет делать, используя своё тело, например: присесть, вытянув руки, выставить одну ногу и поставить руки на пояс, соединить руки над головой, а ноги поставить на ширине плеч и т.п. Придумайте такую фигуру, которая буде похожа на вас, на ваше настроение сейчас». Тот, кто придумал фигуру первым, показывает ее остальным участникам и называет свое имя. Все участники игры хором повторяют названное имя и одновременно повторяют названную фигуру. Первый участник выбирает направление круга и указывает, кто следующий будет представлять свою фигуру.

Игра «Клубочек»

Процедура проведения: Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут?»; «Хочешь ли ты со мной дружить?»; «Что ты любишь?» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Если ведущий вынужден помогать, затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, - у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

Игра «Передай улыбку по кругу»

Процедура проведения: ребятам  предлагается передать улыбку по кругу.

Игра «Дотронься до…»

Процедура проведения: Ведущий  говорит: «Дотронься до… синего!»  Участники должны найти друг у  друга в одежде что-то синее и  дотронуться до этого цвета. Цвета  периодически меняются, кто не успел  – ведущий.

Игра «Комплементы»

Процедура проведения: Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя  в глаза соседу, надо сказать ему  несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и  говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»  Затем он дарит комплимент своему собеседнику, упражнение проводится по кругу.

Рефлексия

Процедура проведения: Ведущий  просит каждого участника продолжить фразы:

- У меня настроение…

- Мне понравилось…

 

Приложение 8

Второй  блок

Игра «Тропа индейцев»

Цель: преодоление страхов  нападения.

Процедура проведения: Дети должны пройти по тропе индейцев до цели, не обращая внимание на различные  препятствия. Рядом с тропинкой  в разных местах прячутся участники  игры, пугающие неожиданным воздействием (без прикосновения).

Игра «Съедобное – несъедобное»

Процедура проведения: Детям  дается следующая инструкция: «Все предметы делятся на съедобные и  несъедобные. Наша задача – быть внимательными  и не ловить брошенный ведущим  мяч, когда назван несъедобный предмет, например, тарелка, сумка, доска и  т.п. Если ведущим будет назван съедобный  предмет, то брошенный мяч надо поймать.» Ведущий называет только те предметы, которые окружают ребенка в детском саду, дома.

Игра «Расскажи  свой страх»

Процедура проведения: В  тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как  вы, то…» Затем задает вопрос: «А у  вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.

Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее. Следует следить за тем, чтобы  сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские  страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных  героев и т.д.

Упражнение «Нарисуй свой страх, победи его»

Процедура проведения: Детям  предлагается нарисовать то, чего они  боятся. После рисования еще раз проговорить с детьми, чего же они конкретно боятся. Затем попросить детей взять ножницы и разрезать «страх» на мелкие кусочки. После показать детям, что теперь его собрать невозможно. Вместе выкинуть эти кусочки в мусор.

Рефлексия

Процедура проведения: Ведущий  просит каждого участника продолжить фразы:

- Мне запомнилось…

- Мне понравилось…

- У меня настроение…

 

 

Приложение 9

Четвертый блок

Разминка «Доброе  животное»

Цель: создание приятной атмосферы, чувства сплоченности у детей, формирование эмпатии.

Процедура проведения: Ведущий: «Встаньте в круг. Возьмите друг друга за руки. Мы – одно большое  доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим  вместе. На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад (повторить  несколько раз). Так не только дышит  животное, но так же ровно и четко  бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг  назад. Мы все берем дыхание и  стук сердца этого животного себе».

Упражнение «Летнее  поле» (рисунок)

Цель: достижение детьми ощущения спокойствия.

Необходимо: магнитофон и  кассета с полевыми звуками, белый  лист бумаги А4, цветные карандаши.

Процедура проведения: Предложите детям выбрать удобное для  них место в комнате. Напомните, что их спинки должны быть выпрямлены, а головки подняты – таким  образом легкие будут лучше наполняться кислородом, а мозг – лучше работать. Начните говорить текст релаксации (тихим медленным голосом, как будто вы рисуете картину с помощью слов):

«Представь себе, что ты идешь по летнему, залитому солнцем  полю. Поле усыпано цветами, словно мягкий разноцветный ковер.

Ты чувствуешь теплый воздух. Легкий ветерок приятно овевает  твое лицо. Ты вдыхаешь легкий аромат цветов, слышишь, как поют птицы. Посмотри, какие красочные цветы вокруг: красные, голубые, желтые – они радуют твой взгляд.

Ощути, как с каждым вздохом  тебе становится легко. Ты чувствуешь, как прозрачная энергия цветов заполняет  тебя.

С этим ощущением ты легко  и свободно взлетаешь над полем. Ощути, как легко и свободно ты летишь. Почувствуй, как твои мысли становятся свободными и безмятежными, спокойствие полностью охватывает тебя.

Теперь ты опускаешься  ближе к цветам. Протягиваешь к ним руки. Чувствуешь, какие цветы мягкие и нежные. Ты опускаешься и снова стоишь на поле.

Глубоко вздохнув, ты чувствуешь, как легкая энергия заполнила  каждую клеточку твоего тела.

Оглянись вокруг еще раз, запомни все, что видишь и ощущаешь.

Картинка медленно растворяется, поле исчезает, и ты медленно и спокойно открываешь глаза.

Детям предлагается нарисовать то поле, которое они себе представили  во время расслабления.

Разминка «Слушай  хлопки»

Цель: снятие двигательной расторможенности.

Необходимо: магнитофон и  кассета с ритмичной музыкой.

Процедура проведения: Дети двигаются свободно в группе под  ритмичную музыку.

Когда ведущий хлопнет  в ладоши определенное количество раз, дети принемают соответствующую  позу на 10-20 секунд.

Количество хлопков

Позы детей (примерные)

1

Поза «аиста» (ребенок  стоит на одной ноге, поджав другую)

2

Поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в  стороны, руки между ногами на полу)


 

Рекомендации: каждую позу можно  придумать вместе с детьми в процессе заучивания. Дети должны во время игры свободно двигаться, не мешая друг другу.

Игру в предложенном варианте проиграть не более 3-х раз, если ребята быстро и правильно справляются  с ней, игру можно усложнит, добавив  еще 1-2 позы (например, зайчики, лошадки  и т.д.).

Рефлексия

Процедура проведения: Ведущий  просит каждого участника продолжить фразы:

- Мне было интересно…

- У меня получилось…

- У меня не получилось…

- Мне запомнилось…

- Мне понравилось…

- У меня настроение…

 

 


Информация о работе Формирование личностных свойств у детей с заиканием