Формирование личностных качеств успешного предпринимателя на стадии обучения в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:19, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется тем, что предпринимательская активность позитивно проявляется на волне экономического подъема при преодолении обществом упадка. Расцвет любого государства – США, Японии, Франции, Германии, России и др. – не обходился и не обходится без экономических, социальных, психологических успехов в предпринимательской деятельности. В результате предпринимательства:
В материальной и духовной жизни общества воплощаются проекты новых технологий. Предприниматели используют новые возможности в управленческих, маркетинговых, технологических и других подсистемах. Идеи реализуются в конкретных предприятиях.
Обеспечиваются условия непрерывного обновления потребностей общества. Появляются новые товары и услуги, новые профессии и рабочие места. В результате предпринимательской деятельности проектируются «ниши», «пустоты» рынка, конструируются новые хозяйственные структуры и функции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….……………………………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПСИХОЛОГИИ…………..….7
1.1. Обзор научных исследований в психологии предпринимательства………...….7
1.2. Психология поведения и личности предпринимателя……………………………………15
1.3. Психологические характеристики успешного предпринимателя……………....20
1.3.1. Личностные психологические качества, способствующие успеху в бизнесе………………………………………………………………………………………………………………………………..21
1.3.2. Личностные психологические качества, препятствующие успеху в бизнесе………………………………………………………………………………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ У СТУДЕНТОВ………………………………………………………….……32
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….……………………………..32
2.2. Исследование лидерских способностей, степени готовности к риску, мотивации достижения и локуса контроля у студентов……………………………………...…37
2.3. Программа социально-психологического тренинга по формированию личностных качеств успешного предпринимателя у студентов…………………………45
2.4. Оценка эффективности социально-психологического тренинга по развитию личностных качеств успешного предпринимателя…………………………...…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..…………………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа состоит из  1 файл

diplom.docx

— 308.99 Кб (Скачать документ)

Рис. 7. Уровни интернальности и экстернальности  в двух группах студентов.

 

Локус контроля в обеих группах студентов  находится в пределах средних  значений, тем не менее можно сделать  вывод об экстернальной направленности локуса контроля у студентов.

Они предпочитают внешне направленное защитное поведение  внутренне направленному. Предпочитают действия, в которых у них есть шанс на успех, и которые одобрены и поддерживаются. Добившись успеха, считают его заслугой своих способностей, но в случае неуспеха, считают, что помешали невезение, случайность или отрицательное влияние других людей.

Таким образом, исследование локуса контроля показывает, что в обеих группах выявлены студенты как с интернальным, так  и с экстернальным локусом  контроля. Среднегрупповые результаты выявляют предпочтение экстернального поведения интернальному.

Не смотря на то, что в обеих группах выявляется различное количество студентов, у  которых мы выявили качества личности, способствующие успешной предпринимательской  деятельности, развитые на достаточном уровне, применение углового преобразования Фишера не обнаружило различий между экспериментальной и контрольной группами (см. табл. 1).

Таблица 1

Расчет  критерия Фишера

 

 

Качество личности

Количество человек в %

 

φ*

Эксп. группа

Контр. группа

1

Лидерские способности

45

50

0,316

2

Степень готовности к риску

55

50

0,316

3

Мотивация достижения

25

25

0

4

Интернальный локус контроля

35

50

0,963

5

Экстернальный локус контроля

65

50

0,963


 

Критические значения φ*: 1,64 (p≤0,05) и 2,31 (p≤0,01). Мы рассматривали студентов, у которых исследуемые качества личности находятся на уровне развития выше средней нормы: лидерские способности выше 25 баллов; личностная готовность к риску выше 0 баллов; мотивация достижения выше 5,5 стенов; интернальность и экстеранальность выше 11,5 баллов.

Полученные эмпирические значения φ* находятся в зоне статистической незначимости, что свидетельствует о недостоверности различий по количеству студентов с развитыми исследуемыми качествами между экспериментальной и контрольной группами. Это свидетельствует о том, что в обеих группах находится одинаковое количество студентов с развитыми качествами личности, которые способствуют успешной предпринимательской деятельности.

 

 

2.3. Программа социально-психологического  тренинга по формированию личностных  качеств успешного предпринимателя  у студентов

 

По результатам  исследования можно сделать вывод, что у студентов недостаточно развиты качества личности, способствующие успешной предпринимательской деятельности. На основании полученных данных нами был разработан социально-психологический тренинг по формированию качеств личности успешного предпринимателя у студентов.

Программа тренинга рассчитана на 40 академических  часов и содержит четыре блока: развитие лидерских качеств; изменение стереотипов поведения; повышение мотивации; личностный рост.

Цель тренинга: развитие и формирование качеств личности, способствующих успешной предпринимательской деятельности, развитие навыков саморегуляции; повышение коммуникативной компетентности; изменение стереотипов поведения; приобретение новых умений; характерологические изменения личности; личностный рост.

Задачи тренинга:

    • формирование лидерских, организаторских и коммуникативных качеств;
    • формирование личностной готовности к риску;
    • развитие мотивации достижения;
    • формирование интернального локуса контроля.

Работа  тренинговой группы проводилось с учетом следующих принципов:

1.Принцип активности. Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент. Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

Принцип активности, в частности, опирается  на известную из области экспериментальной  психологии идею: человек усваивает  десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что  он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто  процентов того, что делает сам.

2.Принцип исследовательской творческой позиции. Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.

Исходя  из этого принципа, работа тренера  заключается том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведен экспериментировать с ними.

В тренинговой  группе создается креативная среда, основными характеристиками которой  являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

Реализация  этого принципа порой встречает  достаточно сильное сопротивление  со стороны участников. Люди, которые  приходят в группу тренинга, имеют  определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались или иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать  им в дальнейшем. Сталкиваясь с  другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной  форме. Преодолеть такое сопротивление  помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески носиться к жизни, к самому себе.

3.Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

4.Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Представленная программа включает в себя традиционные процедуры тренинга: ролевые игры, упражнения, дискуссии, методику «мозгового штурма», применяемую в рамках методов группового решения проблем, психогимнастики (Приложение №5).

 

 

 

2.4. Оценка эффективности социально-психологического  тренинга по развитию личностных  качеств успешного предпринимателя

 

В данном параграфе представлены результаты исследования по оценке качеств успешного  предпринимателя, проведенного среди  студентов после проведения социально-психологического тренинга и результаты оценки эффективности данного тренинга. Полученные данные представлены в Приложениях №6-№9.

Исследование  способности студентов быть лидерами по методике «Диагностика лидерских  способностей» выявило следующие  результаты (Приложение №6, таблица №1):

В экспериментальной  группе выявлено 15% студентов со слабовыраженными качествами лидера; средне выраженные качества лидера выявлены у 50% студентов; сильно выраженные качества лидера выявлены у 35% студентов и качества, при которых лидер склонен к диктату, не выявлены.

В контрольной  группе выявлено 50% студентов со слабовыраженными качествами лидера; средне выраженные качества лидера выявлены у 35% студентов; сильно выраженные качества лидера выявлены у 15% студентов и студенты с качествами личности, при которых лидер склонен к диктату, не выявлены (см. рис. 8).

   Экспериментальная группа                             Контрольная группа

Рис. 8. Уровни развития лидерских качеств в двух группах студентов после проведения СПТ.

 

Средние результаты по группам показывают, что студенты в экспериментальной  группе обладают более выраженными  качествами лидера

 (31,4 балла) чем студенты контрольной группы (27,6 балла). В обеих группах развитие лидерских способностей находится в пределах среднего уровня (см. рис. 9).

Рис. 9. Среднегрупповые уровни развития лидерских качеств в двух группах студентов после проведения СПТ.

 

Студенты  контрольной группы редко бывают в центре внимания окружающих, не стремятся  высказывать свое мнение при обсуждении каких-либо вопросов, несколько неуверенны в себе, нерешительны, нуждаются  в человеке, который направлял  бы их деятельность, стараются переложить ответственность за происходящее на окружающих людей или обстоятельства, могут растеряться при столкновении с трудностями и редко проявляют  инициативу.

Студенты  экспериментальной группы более  уверены в себе, проявляют решительность, стремление высказывать свое мнение и брать ответственность за происходящее на себя, редко теряются при столкновении с трудностями.

Таким образом, результаты исследования лидерских  способностей показывают, что в экспериментальной  и контрольной группах студентов диагностируются низкий, средний и высокий уровни развития лидерских качеств. В экспериментальной группе основном наблюдаются студенты со средне- и сильновыраженными лидерскими качествами. В контрольной – студенты со слабо- и средневыраженными лидерскими качествами. Среднегрупповые результаты выявляют средний уровень развития лидерских качеств.

Исследование  личностной готовности студентов к  риску по методике PSK выявило следующие результаты (Приложение №7, таблица №1):

В экспериментальной  группе не выявлено студентов с чрезмерной осторожностью в ситуациях риска; выявлено 10% студентов с высокой осторожностью в ситуациях риска; 15% студентов со средней осторожностью в ситуациях риска; 40% студентов со склонностью к неосторожным действиям в ситуациях риска и 35% студентов со склонностью к риску.

В контрольной  группе выявлено 5% студентов с чрезмерной осторожностью в ситуациях риска; 25% студентов с высокой осторожностью в ситуациях риска; 30% студентов со средней осторожностью в ситуациях риска; 15% студентов со склонностью к неосторожным действиям в ситуациях риска и 25% студентов со склонностью к риску (см. рис. 10).

   Экспериментальная группа                             Контрольная группа

Рис. 10. Уровни степени готовности к риску в двух группах студентов после проведения СПТ.

Средние результаты по группам показывают, что студенты экспериментальной группы склонны к неосторожным действиям (12,9 балла), а студенты контрольной группы (0,5 балла) имеют средний уровень развития степени готовности к риску (см. рис. 11).

Рис. 11. Среднегрупповые уровни степени готовности к риску в двух группах студентов после проведения СПТ.

 

В ситуациях, связанных с возможными неблагоприятными последствиями в случае неуспеха и сопряженных с элементом опасности, угрозой потери, травмой, проигрышем, студенты контрольной группы проявляют среднюю готовность к рискованному поведению. Они предпочитают избегать рискованных ситуаций, если не уверены в успехе или безопасности, и если желаемого результата можно добиться пусть более долгим, но менее рискованным путем.

Информация о работе Формирование личностных качеств успешного предпринимателя на стадии обучения в вузе