Формирование личностных качеств успешного предпринимателя на стадии обучения в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:19, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется тем, что предпринимательская активность позитивно проявляется на волне экономического подъема при преодолении обществом упадка. Расцвет любого государства – США, Японии, Франции, Германии, России и др. – не обходился и не обходится без экономических, социальных, психологических успехов в предпринимательской деятельности. В результате предпринимательства:
В материальной и духовной жизни общества воплощаются проекты новых технологий. Предприниматели используют новые возможности в управленческих, маркетинговых, технологических и других подсистемах. Идеи реализуются в конкретных предприятиях.
Обеспечиваются условия непрерывного обновления потребностей общества. Появляются новые товары и услуги, новые профессии и рабочие места. В результате предпринимательской деятельности проектируются «ниши», «пустоты» рынка, конструируются новые хозяйственные структуры и функции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….……………………………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПСИХОЛОГИИ…………..….7
1.1. Обзор научных исследований в психологии предпринимательства………...….7
1.2. Психология поведения и личности предпринимателя……………………………………15
1.3. Психологические характеристики успешного предпринимателя……………....20
1.3.1. Личностные психологические качества, способствующие успеху в бизнесе………………………………………………………………………………………………………………………………..21
1.3.2. Личностные психологические качества, препятствующие успеху в бизнесе………………………………………………………………………………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ У СТУДЕНТОВ………………………………………………………….……32
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….……………………………..32
2.2. Исследование лидерских способностей, степени готовности к риску, мотивации достижения и локуса контроля у студентов……………………………………...…37
2.3. Программа социально-психологического тренинга по формированию личностных качеств успешного предпринимателя у студентов…………………………45
2.4. Оценка эффективности социально-психологического тренинга по развитию личностных качеств успешного предпринимателя…………………………...…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..…………………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа состоит из  1 файл

diplom.docx

— 308.99 Кб (Скачать документ)

Дж. Роттер предложил различать  людей по тому, где они преимущественно располагают (локализуют) факторы контроля над собственным поведением и значимыми для них событиями. Люди с преобладанием внешнего (экстернального) локуса контроля – экстерналы – склонны считать, что основные значимые события их жизни определяются (контролируются) преимущественно внешними обстоятельствами: благоприятностью внешних условий, влиянием других людей, случайностью и т.д. Свои успехи и неудачи они также склонны объяснять преимущественно внешними по отношению к себе факторами. Люди с преобладанием внутреннего (интервального) локуса контроля – интерналы, – напротив, полагают, что они сами способны в высокой степени контролировать значимые для себя события и склонны принимать на себя ответственность как за свои достижения, успехи, так и за неудачи.

Оценивая  уровень экстернальности-интернальности с помощью специально разработанного опросника, Д. Роттер и другие исследователи показали, что преобладание экстернального локуса контроля чаще сочетается с такими качествами как конформность, т.е. уступчивое, зависимое поведение, неуверенность в себе, тревожность. Люди с преобладанием интернальности отличаются более высокой активностью, независимостью и самостоятельностью, они более уверены в себе, имеют более высокую самооценку и проявляют более высокую ответственность за свое поведение. Результаты исследований подтвердили также связь интернальности с мотивацией достижения успеха. Эти данные легли в основу гипотезы, что предприниматели характеризуются более высоким уровнем интернальности, чем профессионалы-непредприниматели, например, менеджеры [22, с. 25-27].

М.И. Еникеев  определяет предпринимательское поведение как совокупность последовательно совершаемых поступков, которые направлены на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей [27].

Ю.В. Щербатых понимает под  предпринимательским поведением состояние постоянной готовности к совершению предпринимательских поступков при наличии определенной потребности [60, 61].

М. Мольц сформулировал установки, недопустимые к предпринимательским поступкам:

    • готовность к разочарованию;
    • неуверенность;
    • испытание чувства одиночества и опустошенности;
    • использование агрессии по отношению к полезным каналам своей деятельности [46].

Успешный  предприниматель должен постоянно  сталкивается с новыми ситуациями, открывать абсолютно иные способы мышления, переживания и реагирования. Такие понятия как «надо» и «хочу» сливаются в единое целое. Поэтому выделить предпринимателя из толпы можно благодаря его независимому решению быть свободным, несмотря на побуждения и окружающее влияние.

Таким образом, на предпринимательское поведение влияют и внешние обстоятельства (историческая обстановка, государственная идеология, социальный слой). Предприниматель должен знать, что любой его поступок влияет на получение прибыли.

Предпринимателей объединяет единая культура поведения, которая  возникла в ходе эволюции предпринимательской  деятельности. Существуют три фактора, определяющие предпринимательскую культуру как основной регулятор поведения предпринимателя:

    • социально-экономический;
    • духовный;
    • собственно культурный.

Как указывает Е.К. Завьялова [31], и мы согласимся с ее мнением, что в современное время, люди с яркими, талантливыми предпринимательскими способностями – представляют один из редких ресурсов нации.

 

 

 

1.3. Психологические характеристики  успешного предпринимателя

 

Если  говорить о стратегии предпринимательской  деятельности, то она смещена в области эгоизма, прагматизма и внутреннего локуса контроля. Это не означает, что предпринимателям не присущи такие черты, как альтруизм, высокие моральные принципы и вера в судьбу, – просто эти ориентиры не являются главными в жизни бизнесмена. Нетрудно представить себе, что произойдет, если предприниматель станет больше заботиться о выгоде своих конкурентов в ущерб себе, начнет размышлять, насколько нравственно навязывать потенциальным клиентам свои товары или же прекратит усилия по расширению своего бизнеса, решив, что от судьбы не убежишь. Такой предприниматель почти не имеет шансов для выживания в жестоком мире бизнеса. Реалии жизни свидетельствуют, что благотворительность, определенный альтруизм и размышления «о вечном и святом», как правило, начинают занимать сознание бизнесменов в конце их жизненной карьеры, когда они уже добиваются серьезного финансового успеха, а значит, выходят из стадии предпринимателя [61, с. 138-139].

Добиться  успеха в предпринимательстве можно  на основе предварительной подготовки себя к этому. Но успеха в предпринимательстве  может добиться человек, обладающий прирожденным талантом, особой предрасположенностью к этой деятельности. Усложнение современной  экономической ситуации в стране ив мире в целом по сравнению с  экономической ситуацией «давно минувших дней» предполагает и требует  обладание каждым вступающим в сферу  предпринимательства тем минимумом знаний, навыков и умений, без которых осуществление предпринимательских функций выглядит как любительская, а не профессиональная деятельность. В профессиональном смысле предпринимательство рассматривается как умение организовывать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ним.

Предпринимательский тип экономической системы выдвинул личность предпринимателя в число  наиболее значимых фигур – субъектов  экономического процесса. Предприниматель  – не антиобщественная фигура. Действуя в собственных интересах, он удовлетворяет  наши запросы, облагораживает нашу жизнь, делает ее более комфортной. Да, у  многих предпринимателей больше денег, чем у представителей других профессий. Но ведь именно деньги выступают профессиональным инструментом предпринимателя: и показателем  эффективности его деятельности. Мы не обижаемся на то, что, скажем, много  денег и у эстрадных звезд  – они получают их за талант, но и предприниматель вознаграждает себя за талант, только это награждение осуществляет он сам. Деятельность предпринимателя направлена на систематическое извлечение прибыли на законных основаниях, в противном случае его преследуют неудача и, возможно, полное банкротство, о чем свидетельствует история развития предпринимательства [5, с. 14].

 

1.3.1. Личностные психологические качества, способствующие успеху в бизнесе

Самая главная  задача психологии предпринимательства  – это описание психологического портрета предпринимателя. В. Зомбарт  создал первый психологический портрет  предпринимателя. В своих трудах В. Зомбарт писал, что успешный предприниматель должен обладать следующими качествами:

    • завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);
    • организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия);
    • торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).

По мнению Г. Юнга наибольшая предрасположенность к предпринимательству есть у экстравертов [63].

Как указывает  Ю.В. Щербатых, одно из несомненных положительных качеств личности предпринимательства – это его лидерские качества. Лидера можно определить как наиболее авторитетную личность в данном социальном сообществе, играющую центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [61, с. 126].

Предприниматель не может не быть лидером, так как  он должен сплотить вокруг себя людей  и воодушевить их для достижения высокой цели. Он достигнет успеха в бизнесе, только если сможет убедить  своих сотрудников в способности  достичь такого уровня выполнения заданий, который раньше казался им недоступным. Эта способность лидера тесно  связана с такими качествами, как  умение создавать оптимистические  планы, усиливать надежды на успех, объяснять суть инноваций, сплачивать коллектив в кризисных ситуациях  и т. д. По мнению А. Менегетти, лидер – это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Развивая собственную деятельность, он распределяет материальные блага и обеспечивает работой сотни людей. При этом попутно лидер стимулирует прогресс в обществе и вносит оживление в экономику, что дает толчок эволюции общества [45 , с. 15].

А. Менегетти  считает, что экономический лидер – это оперативный центр множества отношений и функций, который создает новые рабочие места, приносит прибыль и способствует развитию сферы услуг. По представлениям этого автора, лидер обладает тремя группами качеств, среди которых условно можно выделить интеллектуальные способности, личностные качества и приобретенные умения (см. таблицу 1).

Таблица 1

Личностные  качества успешных предпринимателей

Интеллектуальные способности

Черты характера личности

Приобретенные умения

Развитое логическое

мышление

Проницательность

Оригинальность мышления

Любопытство Способность усваивать  новые знания и навыки Интуиция Образованность

Инициативность Гибкость

Склонность к творчеству Смелость

Уверенность в себе Уравновешенность Самостоятельность Амбициозность  Адекватность самооценки

Обязательность Энергичность Надежность Властность Работоспособность Независимость

Умение заручаться поддержкой Умение сотрудничать

Умение завоевывать популярность и престиж

Умение выражать мысли

Такт и дипломатичность

Умение брать на себя риск и ответственность

Умение организовывать других людей

Умение убеждать

Умение понимать юмор

Умение разбираться в людях


 

Для удовлетворения интересов общества предпринимателю  необходимо:

    1. изучить интересы определенной группы людей;
    2. предложить какие-то способы удовлетворения существующих интересов или решения актуальных проблем;
    3. суметь при помощи предпринимательской активности извлечь собственную выгоду, разрешая социальную проблему.

Ю.В. Щербатых выделяет личностные качества, способствующие успеху в бизнесе: самостоятельность, амбициозность, настойчивость, трудолюбие и стойкость [60].

Самостоятельность в глобальном смысле можно определить как стремление человека самому определять свою жизнь, самостоятельно выбирать цели в работе и средства для их достижения. Наличие таких черт личности – одно из важнейших условий успеха. Предпринимателями становятся в первую очередь те люди, которых не устраивает их роль наемного работника, которым не хватало самостоятельности на их прежней работе. Если вспомнить концепцию А. Маслоу, то можно сказать, что предприниматели – это люди с особо выраженной потребностью к самореализации.

Амбициозность также является важным качеством, которое помогает начинающему бизнесмену преодолевать любые преграды на его пути к успеху. Амбициозность, т.е. повышенная самооценка и вера в успех, придает человеку дополнительные силы и помогает справляться с трудностями.

Настойчивость в приложении к предпринимательской деятельности означает желание делать все возможное для достижения успеха и готовность пойти ради него на определенные жертвы. Настойчивость в приложении к бизнесу проявляется в том, что человек живет своим бизнесом, думает только о нем.

Трудолюбие как личностное качество в полной мере характеризует многих успешных людей в бизнесе. Они работают не только потому, что хотят заработать побольше денег, а потому, что им нравится сам процесс труда, потому что он доставляет им удовольствие.

Стойкость к жизненным неурядицам и умение держать удары судьбы состоит из двух компонентов: способности не падать духом при неблагоприятных обстоятельствах и умения извлекать позитивный опыт из неудач [61, с. 128-129].

Ведение предпринимательской деятельности невозможно без риска, поэтому повышенная склонность к рискованным поступкам является нормальной особенностью предпринимателя. Однако следует помнить, что риск бывает оправданным и неоправданным. В первом случае человек готов совершить какие-то действия в условиях неопределенности, если видит, что вероятность успеха достаточно велика. Если же человек не оценил вероятность наступления неблагоприятного события или же он начинает дело при крайне низких шансах на успех, риск не оправдан. Поэтому предприниматель должен, с одной стороны, уметь идти на определенный риск, но с другой – он должен быть достаточно мудрым и осторожным, чтобы не рисковать напрасно. От неудачи никто не застрахован, поэтому для предпринимателя чрезвычайно важно умение спокойно анализировать каждый свой промах и извлекать из него пользу, чтобы не повторять своих ошибок [61, с. 130].

Итак, охарактеризуем основные психологические качества, способствующие успеху в предпринимательской деятельности:

  1. Лидерские качества. Лидер это человек, пользующий авторитетом у общества и играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
  2. Самостоятельность – это стремление человека самому определять свою жизнь, самостоятельно выбирать цели в работе и средства для их достижения.
  3. Амбициозность – повышенная самооценка и вера в успех, помогающая человеку справляться с трудностями.
  4. Настойчивость – желание делать все возможное для достижения успеха и готовность пойти ради него на определенные жертвы.
  5. Трудолюбие – желание работать и получать от этого удовольствие.
  6. Стойкость – способность не падать духом при неблагоприятных обстоятельствах и умения извлекать позитивный опыт из неудач.    

Информация о работе Формирование личностных качеств успешного предпринимателя на стадии обучения в вузе