Качество решений: формирование и оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание

В связи с этим в данной работе поставлена цель дать общее понятие принятия решений, исследовать основные положения теории принятия решений, в том числе понятия «управленческое решение», методов их формирования и оценки, обобщить методологические нормы, которые должен соблюдать менеджер в организации, чтобы принимать качественные решения, действовать более рационально и систематизировано, чтобы его решения были наиболее эффективными.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
1.
Сущность и роль управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
1.1.
Понятие управленческого решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.2.
Классификация управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.3.
Методология принятия решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7
2.
Качество управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
2.1.
Понятие качества управленческого решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
2.2.
Факторы качества управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
2.3.
Условия обеспечения качества управленческих решений . . . . . . . .
13
2.4.
Эффективность управленческих решений и ее оценка . . . . . . . . . .
15
2.5.
Методы оптимизации управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . .
18
2.6.
Интеллектуальные системы поддержки принятия решений . . . . .
22
2.7.
Многовариантность решений как условие обеспечения их качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25
2.8.
Стандарты качества в управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
26

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 67.48 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

Качество решений: формирование и оценка

 

курсовая работа

по курсу

«Разработка управленческих решений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2

1.

Сущность и роль управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

1.1.

Понятие управленческого  решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

1.2.

Классификация управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

1.3.

Методология принятия решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

2.

Качество управленческих решений  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

2.1.

Понятие качества управленческого решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

2.2.

Факторы качества управленческих решений  . . . . . . . . . . . . . . . . . .

12

2.3.

Условия обеспечения  качества управленческих решений  . . . . . . . . 

13

2.4.

Эффективность управленческих решений и ее оценка . . . . . . . . . .

15

2.5.

Методы оптимизации управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . .

18

2.6.

Интеллектуальные  системы поддержки принятия решений  . . . . .

22

2.7.

Многовариантность решений как условие обеспечения  их качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

25

2.8.

Стандарты качества в управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

26

 

Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

31

 

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

32


Введение

Важность  проблем, связанных с принятием  решений, привлекает к ним внимание широкого круга ученых и практических работников. Принятие решений - процесс  систематизированный. Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления, центром, вокруг которого вращается жизнь организации. Многолетний опыт принятия решений сводился лишь к интуитивному полаганию руководителя на свой опыт. Но ответственность за принятие организационных решений велика, ведь от индивидуального решения в организации может зависеть судьба самой организации и отдельных ее членов. Поэтому руководитель в сегодняшнем сложном и быстро меняющемся мире не может принимать непродуманных решений. Менеджер, принимающий те или иные управленческие решения, должен сочетать в себе определенные качества: искусство анализа ситуаций, глубокие профессиональные знания, приемы и методы принятия решений, профессиональные навыки в работе с людьми.

Принятие  решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей  или всего народа определенного  государства. С экономической и  управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать  как фактор повышения эффективности  производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

Кризис  качества управленческих решений (УР) на всех уровнях власти и хозяйствования тесным образом связан со сложившимися в стране подходами к построению систем управления, уровнем подготовки управленцев и специалистов в  высших учебных заведениях.

Повсеместно функционирующие системы управления на основе иерархических линейно-функциональных структур (ИЛФС), сохранившиеся еще с довоенных времен, являются одной из главных причин низкой эффективности управления государственными органами власти, крупными предприятиями и корпорациями, системами социальной защиты и т.д. Одновременно с воспроизводством УР низкого качества они «убивают» всякую инициативу снизу, превращают человека в «винтик» государственной или хозяйственной машины. Именно под массовое производство специалистов-«винтиков», а не профессионалов были в свое время спроектированы и созданы системы воспитания и образования в СССР.1

В условиях рыночной экономики с жесткой  конкуренцией переход к концепции  научного менеджмента, ориентированного на достижение конкурентоспособности  за счет повышения качества управленческой работы обеспечивает выживание организации. Не желающие работать качественно терпят банкротство. Ежегодно от 8 до 12 % фирм индустриально  развитых стран терпят банкротство  из-за низкого качества управления.

В современных условиях наиболее актуальным является вопрос формирования таких  решений, которые были бы наиболее эффективными. Для этого разрабатываются методические рекомендации формирования как эффективных  решений, так и общей концепции  принятия управленческих решений при  современных условиях хозяйствования.

В связи  с этим в данной работе поставлена цель дать общее понятие принятия решений, исследовать основные положения теории принятия решений, в том числе понятия «управленческое решение», методов их формирования и оценки, обобщить методологические нормы, которые должен соблюдать менеджер в организации, чтобы принимать качественные решения, действовать более рационально и систематизировано, чтобы его решения были наиболее эффективными.

 

 

 

1. Сущность и роль управленческих решений

Решение - результат выбора из множества  вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или  плана работы.

Управленческое  решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой  управления.

Цель такого решения - обеспечение  движения к поставленным перед ним  задачам. Поэтому наиболее эффективным  управленческим решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

Решение можно рассматривать  как продукт управленческого  труда, а его принятие как процесс, ведущий к появлению этого  продукта. 
Решения, использующиеся в управлении, многообразны. Разные звенья управления создают множество решений. Для них имеется много различных причин и оснований, они распространяются на самые различные объекты и регулируют различные общественные отношения и взаимосвязи, возникающие во всех сферах экономики и общественной жизни.

Управление производством предусматривает  целенаправленное влияние руководящей  системы на производственную деятельность предприятий и их подразделений  с целью обеспечения оптимального функционирования и развития, создание для работников нормальных условий  работы, удовлетворение их материальных и духовных потребностей.

С функциональной точки зрения управленческое решение  представляет собой как процесс  выбора приемлемых мероприятий из заданного  множества, так и процесс разработки мероприятий, ранее не заданных. Кроме  того, процесс принятия решений включает сбор и обработку необходимой  информации, согласование и утверждение  мероприятий, юридическое оформление акта решения и т.д. Составными элементами теории принятия управленческих решений являются генерирование альтернативных вариантов решений, их исполнение, контроль и анализ результатов действий.

Существенным отличием теории принятия управленческих решений от смежных  наук является то, что предметом  изучения теории принятия решений являются не только количественные методы, но и  методы, основанные на получении и  анализе информации качественного  характера. К подобным методам относятся  методы экспертного оценивания, многокритериального  и содержательного анализа.

Процесс производства динамичен  и условия его функционирования как объекта управления постоянно  изменяются, что приводит к возникновению  разных производственных ситуаций и  проблем. Последние являются наиболее опасными для хозяйствования предприятия  и сопровождаются нарушением процесса функционирования отдельных элементов  управляемого объекта. Все это обусловливает  необходимость принятия решений.

 

 

    1. Понятие управленческого решения

 

В социологической  литературе существуют разнообразные  точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Оправданной  представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует  относить лишь те решения, которые затрагивают  отношения в организации.

Управленческие  решения, таким образом, всегда связаны  с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает  должностное лицо или соответствующий  орган, несущий полную ответственность  за последствия контролируемых или  реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает  решение, чётко обозначены в требованиях  формальной структуры. Однако число  лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

Подготовка  управленческих решений в современных  организациях нередко отделена от функции  их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В  «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных  служб.

Процесс осуществления  решения связан с реализацией  специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана  – прерогатива соответствующих  служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

В расширенном плане  принятие управленческого решения  понимается как весь процесс управления.

Управленческое решение  – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте  управления.

 

 

    1. Классификация управленческих решений

 

В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие  признаки, позволяющие это множество  определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице 1. Подробное рассмотрение каждой группы управленческих решений  выходит за рамки данной работы в  силу ограниченности ее объема.

Таблица 1

Классификация управленческих решений

Классификационный

признак

Группы

управленческих  решений

Степень повторяемости

проблемы

Традиционные

Нетипичные

Значимость цели

Стратегические

Тактические

Сфера воздействия

Глобальные

Локальные

Длительность реализации

Долгосрочные

Краткосрочные

Прогнозируемые последствия

решения

Корректируемые

Некорректируемые

Метод разработки решения

Формализованные

Неформализованные

Количество критериев выбора

Однокритериальные

Многокритериальные

Форма принятия

Единоличные

Коллегиальные

Способ фиксации решения

Документированные

Недокументированные

Характер использованной

информации

Детерминированные

Вероятностные


 

 

 

1.3. Методология принятия решений

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление  логических схем выполнения операций.

Методы  разработки управленческих решений  включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в  разработке управленческих решений. К  ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов  действий и пр.

Для того чтобы принять  управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только   в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:

  • методологию управленческого решения;
  • методы разработки управленческих решений;
  • организацию разработки управленческого решения;
  • оценку качества управленческих решений.

Организация разработки управленческого решения  предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

Информация о работе Качество решений: формирование и оценка