Актуальные проблемы возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:55, реферат

Описание

Цель работы – изучить актуальные проблемы возрастной психологии в науке. В данной работе рассмотрим - периодизацию психического развития в возрастной психологии.
Целью исследования может стать анализ литературы по проблеме-периодизации психического развития

Содержание

Введение ………………………………………………………………………2
Глава 1 Актуальные проблемы психологии развития. …………………….
Глава 2 Возрастная периодизация психического развития. ……………….
2.1 Проблема периодизации психического развития ………………………
2.2 Подходы к возрастной периодизации психического развития.
Концепции психического развития человека. ………………… ………
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………
Приложение …………………………...……………………………………….

Работа состоит из  1 файл

А.курс' раdoc.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

     С развитием психолого-педагогической науки углубляется и изучение возрастной периодизации. Об этом свидетельствуют работы Д.Б. Эльконина, который, развивая проблемы, выдвинутые Л.С. Выготским, и исходя из основных принципов периодизации, изложенных выше, подверг тщательному анализу содержательно-предметную сторону деятельности и пришел к выводу об исторически возникшем расщеплении единого процесса усвоения общественного опыта на две взаимосвязанные стороны — усвоение мотивов и задач деятельности и усвоение операционно-техничес-кой стороны деятельности. [4]

     Основанием  для периодизации психического развития для Д.Б. Эльконина послужили положения  культурно - исторической теории Л.С. Выготского и теория деятельности А.Н.Леонтьева. [4] Источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. Однако не всякая деятельность становится источником психического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований. Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований.

     Д.Б.Эльконин рассматривал ребенка как целостную  личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Подход к возрастной периодизации Д.Б. Эльконина интересен тем, что  представляет процесс развития как  идущий по восходящей спирали, а не как линейный; позволяет показать противоречивое единство мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон развития личности; установить значение каждого отдельного периода для последующего; выстроить периодизацию по эпохам и стадиям на основе внутренних законов развития.

Развивая  идеи Выготского, Эльконин предложил  одну из наиболее полных на сегодняшний  день периодизаций, в которой он выделил две стороны деятельности – познавательную и мотивационную. Эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде. [4]

     Эльконин  Д.Б.  внес огромный вклад в развитие отечественной психологической  науки. В своей статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971 г.) Эльконин впервые последовательно представил возраст в логике деятельностного подхода, по-новому объяснил содержание кризисов развития, открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: Подход этого ученого считается общепринятым в современной возрастной психологии, а проблема периодизации навсегда останется актуальной.[4]

     Периодизации  психического развития В.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.  Данные учёные строят свои периодизации на основе выделения существенных особенностей психического развития. С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения.

     Л.С.Выготский  в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющие значение он придавал периоду кризиса – времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребёнка. В эти периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребёнка. Согласно Л.С.Выготскому, переход т одного возраста к другому происходит революционным путём. [4]

     Существует  много периодизаций возрастного  развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

     В рамках психологии развития, догматические  периодизации, основанные на умозрительных  принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном  изучении развития детей, в том числе  и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом [4]

     Периодизация Пиаже исключительно посвящена когнитивному развитию, которое автор абсолютизировал и считал основой всей психической жизни человека. Для Ж. Пиаже критерием деления детства на периоды служил переход от одного вида мышления к другому Пиаже интересовал только один вопрос: как ребенок, наделенный рефлексами, приходит к знаниям и взрослой логике мышления. Пиаже считал интеллектуальное развитие ребенка основой других аспектов психического развития, он считал, что развитие нравственности тесно связано с когнитивными возможностями. Для того, чтобы выносить какие-то моральные суждения, ребенок должен усвоить правила рассуждения в мыслительном плане. Он одним из первых начал исследовать нравственное развитие, предлагая детям моральные дилеммы.

     Периодизация  нравственного развития Л.Колберга касается в основном одного из аспектов психического развития человека, хотя и связанного с когнитивными возможностями детей разного возраста. [4]

Как мы видим, рассмотренные концепции, прослеживают когнитивное развитие человека до подросткового возраста, полагая, что в этом возрасте данная функция достигла уровня зрелости и далее следует плато в ее развитии. Однако это не так. Интеллектуальное развитие продолжается и изменяется в течение всего жизненного цикла. [1]

Возрастная  психология пытается изучить закономерности психического развития человека, нормального человека. Таким образом, она ставит важнейшие вопросы о существовании самих закономерностей, о степени их всеобщности, то есть обязательности для всех. [1]

     Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а так же от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои ведущие психические функции Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего, тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. [1]Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни человека в разных психологических концепциях. Однако, не смотря на разные основания периодизаций. Разные концепции выделяют в качестве главного признака этого этапа разные стороны психического развития. Но все они выделяют именно этот возрастной цикл как качественно особый этап психического развития человека. [1]

     Совершенно  очевидно, что необходима серьезная методологическая и теоретическая работа специалистов в области возрастной, психологии, нацеленная на содержательный пересмотр многих укоренившихся, но недостаточно, а иногда и вовсе не обоснованных положений, на которых на протяжении длительного времени у нас базировались психологические концепции развития личности. Само собой разумеется, что при этом следует избегать излишней категоричности суждений, впрочем, не в меньшей мере, чем это следовало делать, когда эти положения вводились в научный оборот. Вместе с тем специальной и при этом важнейшей задачей остается разработка и внедрение новых концепций развития личности и в их составе концепций развития психики.

     Ситуация  развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых  первых этапах. Главная из них – это опосредствованный характер связей ребенка с окружающим миром. [14]

     До  недавнего времени психологи  изучали процессы индивидуального  развития так, как если бы эти процессы совершались в неизменном социальном мире, тогда как историки и социологи прослеживали изменения в социальном мире без учета сдвигов в содержании и структуре жизненного пути индивида. Сегодня ясно, что нужно изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. И в свете новой методологической перспективы возрастные различия – не просто следствие универсальных этапов онтогенеза, но результат сложного переплетения траекторий индивидуального психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семейного цикла.

     Возраст подлежит диагностике, как биологический, так и психологический.Многие ученые занимались исследованиями возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие в этой области

     Психологический возраст – интересная и обширная тема для изучения. Знание особенностей психологического возраста может помочь не только в медицине, психологии или педагогике, но и во многих других областях.

     Психологический возраст – важнейшая характеристика человеческой психики, однако, недостаточно изученная и применяемая в  науке.

     Исследование психологического возраста и возрастных характеристик личности не только желательно, но и обязательно.  

Список  литературы 

1. Абрамова Г. С Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 672 с.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. - 432 с.

3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.

Возрастная  и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов.-М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с

4. Гальперин П.Я. , Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 118 с.

5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. - Издательство: УРАО , 1997 . – 176 с.

6. Крайг Г. Психология развития DOC. СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464 с.

8. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций

. -- Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.

9. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998. - 456 с.

8. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Книга 2 Психология образования: учеб.для студентов высш.учеб.заведений.- 4-е издание .:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.- 606 с.

10. Обухова А.Ф. Возрастная психология: учебник- М.; Издательство Юрайт; МГППУ, 2011. - 460 с.

11. Прохоренко Т. В., Головей Л. А, Рыбалко Е. Ф. Психология развития. Хрестоматия 1-е издание, 2002 - 512 с..

12. Чтецова В. А., Никитюка Б.А. Морфология человека: учебное пособие– М. : Изд-во МГУ, 1990. - М. : Наука, 1990. - 206 с.

13. Шаповаленко И.В  Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология )М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

14. Шуаре М.О. Возрастная и педагогическая психология -  М .: Изд-во Моск. ун-та, 1992  272с. 1

15. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии 1971. №4.. 6-20 с. 

     Список  источников информации 

16. http://www.students.ru/gs/af/53/26/13578-1232614692.pdf

- Шаповаленко И.В. Возрастная психология

17.http://www.uchenyjkot.ru/infusions/pro_download_panel/download.php?catid=  - Учебные материалы студенту

18. http://www.psyarticles.ru- Учебные материалы по психологии и               психологические статьи.

19. kpip.kbsu.ru›eluch/vozr_psih.doc - Кагермазова Л.Ц Возрастная психология (Психология развития) Электронный учебник

20..http://www.bronnikov.kiev.ua/book_1_0.php- Электронная библиотека Психология

Информация о работе Актуальные проблемы возрастной психологии