Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 01:17, курс лекций
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель».
Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии 
§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки 
§ 2. Проблема детерминации психического развития 
§ 3. Основные понятия возрастной психологии 
Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии 
§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития 
§ 2. Метод наблюдения
§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования 
§ 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование 
§ 5. Вспомогательные методы исследования 
§ 6. Схема организации эмпирического исследования 
Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки 
§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки 
§ 2. Начало систематического изучения детского развития 36
§ 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в 
Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития 
§1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии 
§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма 
§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный 
§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды 
Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход 
§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда 
§ 2. Психоанализ детства 
§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей . . . 
Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона 
§ 1. Эго - психология Э. Эриксона 
§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона 
§ 3. Основные понятия теории Эриксона 
§ 4. Психосоциальные стадии развития личности 
Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития 
§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении 
§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона .
§ 3. Оперантное научение 
§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера 
Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения 
§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения 
§ 2. Эволюция теории социального научения 
§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание 
§ 4. Диадический принцип изучения детского развития 
§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка 
§ 6. Социокультурный подход 
Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже 
§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже 
§ 2. Ранний этап научного творчества 
§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже 
§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже 
Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа 
§ 1. Происхождение и развитие высших психических функций 
§ 2. Проблема специфики психического развития человека 
§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека 
§ 4. Проблема «обучение и развитие» 
§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития 
Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе 
§ 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно - исторический феномен 
§ 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского 
§ 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина 
§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития 1
Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
Глава XII. Младенчество 
§ 1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период 
§ 2. Младенчество как период стабильного развития 
§ 3. Развитие общения и речи
§ 4. Развитие восприятия и интеллекта 
§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами 
§ 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни 
§ 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года 
Глава XIII. Раннее детство 
§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым 
§ 2. Развитие предметной деятельности 
§ 3. Зарождение новых видов деятельности 
§ 4. Познавательное развитие ребенка 
§ 5. Развитие речи 
§ 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве 
§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет 
Глава XIV. Дошкольное детство 
§ 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте 
§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста 
§ 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная) 
§ 4. Познавательное развитие 
§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками 
§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие 
§ 7. Характеристика кризиса дошкольного детства 
Глава XV. Младший школьный возраст 
§ 1. Социальная ситуация развития и психолог