Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:42, реферат

Описание

Предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерми¬нант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического раз¬вития; кризисы в развитии; младенческий возраст, ранний возраст, дошко¬льный возраст, младший школьный возраст, психологические особенности подросткового и юношеского возраста; психология зрелых возрастов; ста¬рение и старость; развитие личности в условиях депривации и особых усло¬виях.

Работа состоит из  1 файл

psrazvivozrps.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

  ПСИХОЛОГИЯ  РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  Усольцева Т.П. 

    Выписка из образовательного  стандарта по дисциплине  «Психология развития  и возрастная психология»

  Предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерминант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического развития; кризисы в развитии; младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, психологические особенности подросткового и юношеского возраста; психология зрелых возрастов; старение и старость; развитие личности в условиях депривации и особых условиях.

  1. Организационно-методический  раздел

  1.1. Название курса   

 

  «Психология развития и возрастная психология». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины», федеральная компонента.

  1.2. Цели и задачи  курса

 

  Дисциплина  «Психология развития и возрастная психология» предназначена для студентов 2-го курса факультета психологии.

  Основной  целью освоения дисциплины является приобретение профессиональной компетентности в области научно-психологического описания и анализа развития человека.

  Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:

  сформировать представление о предмете, задачах, структуре и перспективах психологии развития и возрастной психологии как научной дисциплины.

  ознакомить  с основными базовыми теориям  психического развития и методами современного научного психологического исследования, а также особенностями психического развития человека в разные периоды онтогенеза.

  научить использовать теоретические знания о закономерностях психического развития, особенностях каждого периода онтогенеза при решении профессиональных задач.

  1.3. Требования к уровню освоения содержания курса

 

  По  окончании изучения указанной дисциплины студент должен:

  иметь представление:

  о предмете и структуре психологии развития и возрастной психологии как  научной дисциплины;

  о задачах и перспективах развития психологии развития и возрастной психологии.

  знать: 

  основные  базовые теории психического развития и методы современного научного психологического исследования;

  особенности психического развития человека в разные периоды онтогенеза.

  уметь:

  использовать  теоретические знания о закономерностях психического развития, особенностях каждого периода онтогенеза при решении профессиональных задач.

  Изучение  психологии развития и возрастной психологии базируется на знаниях общей психологии, психологической диагностики, обеспечивает изучение таких дисциплин как педагогическая психология, специальная психология, методология и методика преподавания психологии.

  1.4. Форма контроля

 

  Итоговый  контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.

  Текущий контроль. В течение семестра выполняются терминологические диктанты, самостоятельные работы.

  2. Содержание дисциплины

  2.1. Новизна курса

 

  Ориентируясь  на образовательные задачи курса  и современные тенденции развития образования целесообразно осуществлять освоение курса с позиций личностно-деятельностного подхода. Наиболее целесообразными формами и методами обучения считаем: проблемные лекции, обзорные лекции, установочные лекции, практическая работа может быть включена в содержание лекций: анализа конкретных ситуаций, элементы проектного метода, метод групповой дискуссии. На протяжении всего изучения курса организуется самостоятельная работа студентов по следующим направлениям: осмысление материалов лекций и учебных пособий, самостоятельное прочтение обязательных научных источников, анализ их содержания, самостоятельное проведение исследований с последующей обработкой материалов и интерпретацией полученных результатов, анализ художественных текстов, видеоматериалов с целью интерпретации феноменов развития, зафиксированных в данных материалах.

  2.2. Содержание отдельных  разделов и тем

 

  Раздел 1. Общие вопросы  психологии развития и возрастной психологии. 

  Тема 1. История, предмет и методы возрастной психологии: наблюдение, эксперимент, биографический метод, тестирование, анализ продуктов деятельности, сравнительное исследование нормы и патологии как метод изучения психического развития.

  Тема 2. Закономерности психического развития. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Психическое развитие и деятельность, психическое развитие и обучение (Ст. Холл, Д. Болдуин, К. Бюлер, А. Гезелл, А. Бине,  Л. Темен, Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, В. Штерн, 3. Фрейд, Э. Эриксон, А. Адлер, Ж. Пиаже, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина).

  Тема 3. Возрастная периодизация психического развития. Социально-исторический характер длительности детства. Проблема акселерации, амплификация психического развития как наиболее полное использование потенциала развития каждой возрастной стадии. (Запорожец А.В., Выготский Л.С., Валлон А., Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже). Современное состояние периодизации психического развития в отечественной психологии и ее перспективы.  

  Раздел 2. Психические функции  в онтогенезе.  

  Тема 4. Психические функции в преддошкольном  возрасте.

  Пренатальное  развитие, его особенности. Психологическая  характеристика акта рождения. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Особенности развития новорожденного. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода раннего младенчества. Проблема депривации и ее последствия для психического развития ребенка. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий вид деятельности младенческого возраста. Сенсорное развитие новорожденного и младенца. Развитие памяти, внимания. Предпосылки развития речи. Познавательная деятельность в период младенчества. Кризис одного года, его причины и психологический смысл.

  Социальная  ситуация развития раннего детства. Предметная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Сенсорное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи. Внимания, памяти, мышления, воображения. Развитие эмоционально - волевой сферы ребенка раненного возраста. Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте. Возникновение и развитие знаковой функции сознания. Развитие социальной привязанности в раннем возрасте (Д. Боулби). Начальные формы развития личности - начало самопознания и формирование образа Я. Кризис трех лет.

  Тема 5. Развитие психических функций в период дошкольного детства. Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Общение с взрослым и со сверстниками, формирование детского коллектива (Лисина М.И.). Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста (К. Бюлер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Другие виды деятельности дошкольника. Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста. Основные особенности интеллектуального развития в дошкольном детстве. Развитие речи. Развитие личности в дошкольном возрасте. Развитие Я-концепции, особенности самооценки. Особенности формирования нравственных чувств (гордость, стыд, чувство вины), эстетических чувств, познавательных интересов. Развитие вили и произвольности управления поведением. Особенности психических функций детей шестилетнего возраста, психологическая готовность к школьному обучению. Кризис семи лет.

  Тема 6. Психические функции ребенка младшего школьного возраста. Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Психологическая перестройка, связанная с началом обучения в школе. Характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Некоторые особенности обучения детей шестилетнего возраста в подготовительных классах. Причины дезадаптации в школе. Развитие мотивов учения. Особенности познавательных процессов младшего школьника. Возможности ускорения процессов формирования абстрактного мышления у младших школьников. Особенности внимания. Социальная жизнь младших школьников. Особенности общения со сверстниками. Развитие личности младшего школьника. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ, планирование.

  Тема 7. Развитие психических функций в пубертатный период. Проблема кризисов подросткового возраста. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового кризиса (Л.С. Выготский). Социально-историческая природа подросткового возраста. Теории подросткового возраста (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон и др.). Проблема ведущей деятельности подростка (Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн). Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста. Основные направления психического развития в подростковом возрасте. Перестройка учебной деятельности и ее психологическое значение. Повышение уровня самостоятельной учебной работы в подростковом возрасте. Особенности мыслительной деятельности. Развитие наблюдательности. Особенности внимания и памяти подростка. Формирование личности в подростковом возрасте. Задача реконструкции телесного образа. Основные закономерности реконструкции самосознания. Развитие воли. Формирование направленности личности. Формирование характера. Типы акцентуации личности в подростковом возрасте. Предпосылки перехода к юношескому возрасту.

  Тема 8. Развитие психических функций в ранней юности.

  Переходный  характер юношеского возраста. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Формирование индивидуального стиля мышления, сферы. Пути развития научного мировоззрения.

  Развитие  общения в юношеском возрасте. Феномен «молодежной субкультуры». Развитие самосознания как достижение личной идентичности (Э. Эриксон). Основные закономерности развития самосознания. Формирование ценностно-смысловой сферы. Развитие воли и способности к самоуправлению. Девиантное поведение, его причины и предупреждение.

  Тема 9. Психические функции в период взрослости.

  Возрастная  периодизация фаз развития взрослого  человека. Критерии «зрелой личности». Молодость как начальный этап зрелости. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни, круга общения. Расхождение между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью как причина нормативного кризиса 30 лет. Переживание чувства утраты жизни и давления времени. Пути выхода из кризиса. Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Особая сензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры. Переход к зрелости (около 40 лет). Осознание утраты молодости и реальности смерти. Возрастание потребности в продуктивном самовыражении. Индивидуализация и формирование самодостаточности и независимости. Зрелость как вершина жизненного пути. Основные задачи развития: сохранение супружеских отношений, воспитание детей, достижения карьеры, развитие форм досуга и хобби, принятие изменений в организме и приспособление к ним, принятие ответственности за стареющих родителей. Коллективная производительная деятельность как ведущая деятельность данного периода. Причины нормативного кризиса 50-55 лет. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека. Психофизиологическая динамика взрослости. Межфункциональные связи в структуре интеллекта взрослого человека.

  Тема 10. Психические функции в период геронтогенеза.

Информация о работе Возрастная психология