Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:50, реферат

Описание

Хватание – это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Для того чтобы возникло хватание, надо, чтобы рука младенца превратилась в орган осязания, другими словами – «раскрылась». Дело в том, что у младенца кисть руки сжата в кулак, поэтому только когда он сможет его разжать, произойдет акт хватания. Очень интересно поведение ребенка: он смотрит на свои ручки, следит, как рука приближается к предмету.

Работа состоит из  1 файл

закономерности развития ребенка в период новорожденности 1.docx

— 48.09 Кб (Скачать документ)

период ранней взрослости (от 20 до 40 лет) продолжается развитие самосознания, самооценки и «Я-концепции». На этот процесс оказывают влияние самоопределение личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина (подробнее об этом см. тему 12).

В период средней взрослости (от 40 до 60 лет) самосознание обогащается новыми образами, самооценки приобретают обобщенный характер, потому что «Я-образ» развивающейся личности превращается в «Я-образ», связанный с развитием детей, учеников, сослуживцев и других людей (см. также тему 12).

В период поздней зрелости (60 лет и старше) человек интегрирует свое прошлое, настоящее и будущее. И если его «Я-концепция» положительна и деятельна, то его личностное развитие будет продолжаться (см. также тему 12)

Тема 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

4.1. Подходы к  периодизации психического развития  в возрастной психологии

Существуют различные  точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывный, другие считают его дискретным.

Сторонники непрерывного развития утверждают, что процесс  идет, не останавливаясь, не ускоряясь  и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и  имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять стадии и этапы развития, которые  будут качественно отличаться друг от друга. Считается, что дети последовательно  проходят через все стадии развития, не пропуская ни одного этапа и  не забегая вперед.

В настоящее время предпочтение отдается дискретной позиции развития детей, поэтому рассмотрим ее более  подробно.

Известны два подхода  к периодизации развития: стихийный  и нормативный. Сторонники стихийного подхода полагают, что процесс  развития складывается стихийно, под  воздействием множества случайных  факторов и обстоятельств, происходящих в жизни детей. Нормативным считается  идеальный процесс развития с  учетом всех влияющих факторов при  правильной организации обучения и  воспитания.

По мнению Л.С. Выготского, все периодизации можно разделить  на три группы.

Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития. К ней можно отнести периодизацию, созданную по биогенетическому принципу, периодизацию К. Бюлера – автора теории трех ступеней развития (инстинкт, дрессура (навыки), интеллект), который считал, что ребенок начинает что-либо осознавать после дошкольного возраста.

Французский психолог Р. Заззо  построил свою периодизацию таким образом, что системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0–3 года – раннее детство; 3–5 лет  – дошкольное детство; 6-12 лет –  начальное школьное образование; 12–16 лет – обучение в средней школе; 17 лет и старше – высшее и университетское  образование.

Многие ученые предлагали при построении периодизации выделять какой-нибудь признак, например, П.П. Блонский предложил строить периодизацию по смене зубов: беззубое детство, молочнозубое, период постоянных зубов.

Ко второй группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Вот некоторые из них.

3. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания и предложил следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству.

Американский психолог Л. Колберг (1927–1987) сделал акцент на моральное  развитие и выделил следующих  три уровня.

1. Страх наказания (до 7 лет): страх перед правом силы, страх быть обманутым и недополучить благ.

2. Стыд перед окружающими людьми (13 лет): перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

3. Совесть (после 16 лет): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.

Периодизация Э. Эриксона включает в себя восемь этапов:

1) доверие – недоверие (1 год);

2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2–4 года);

3) предприимчивость и чувство вины (4–6 лет);

4) умелость и неполноценность (6-11 лет;

5) идентификация личности и путаница ролей (12–15 лет – девочки и 13–16 лет – мальчики);

6) близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни);

7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст);

8) целостность и безнадежность.

На каждом этапе формируется  новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные  черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу.

Ж. Пиаже за основу своей  периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии:

1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18–24 месяцев);

2) дооперационная стадия (от 1,5–2 до 7 лет);

3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);

4) стадия формальных операций (от 12 до 17 лет).

Третья группа выделяет периоды развития на основе существенных критериев, признаков. К этой группе можно отнести следующие периодизации. Периодизация Л.С. Слободчикова:

1 ступень – оживление (от рождения до 1 года);

2 ступень – одушевление  (от 1 года до 5–6 лет);

3 ступень – персонализация (от 6 до 18 лет);

4 ступень – индивидуализация (от 17 до 42 лет). А. Дистервег установил  три возрастные стадии:

1 стадия – господства  ощущения:

2 стадия – господства  памяти;

3 стадия – господства  разума.

Проблема выделения основной возрастной периодизации до сих пор  остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития человека.

Л.С. Выготский, работая над  проблемой периодизации, писал: «Только  внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его  течении могут дать надежное основание  для определения главных эпох построения личности ребенка» (Выготский  Л.С., 1991). Он предложил при создании периодизации использовать анализ социальной ситуации развития ребенка и психические  новообразования, учитывать переходные критические периоды развития от рождения до юношества.

Эта проблема интересовала и А.Н. Леонтьева, который в статье «К теории развития психики ребенка» ввел понятие «ведущий тип деятельности». Он указал, что с возрастом меняется место ребенка в системе общественных отношений, что сопровождается деятельностью  ребенка, которая является определяющей в его развитии.

Идеи Л.С. Выготского и  А.Н. Леонтьева послужили основой  для создания Д.Б. Элькониным возрастной периодизации развития ребенка, которая  сейчас считается общепринятой в  возрастной психологии (табл. 3). Эльконин исходил из следующих положений:

возрастное развитие –  это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной  позиции, установление особых взаимоотношений  с окружающими, формирование новых  мотивов поведения и ценностных установок;

развитие – это диалектический процесс, определяемый внутренними  противоречиями, целенаправленный, неравномерный, с критическими периодами;

природу детства следует  рассматривать в ее конкретно-историческом понимании;

в основе периодизации лежат  закономерности развития деятельности и растущего человека.

Вся психическая деятельность человека рассматривается как процесс  непрерывной смены деятельности. Выделяются ведущая деятельность и  новообразования данного возраста.

Таблица 3

Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину

Окончание табл. 3

4.2. Понятие возраста

С психологическим развитием  детей тесно связано понятие  возраста. Р.С. Немов определил возраст  как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими  только ему особенностями.

По Л.С. Выготскому, возраст  – это относительно замкнутый  цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст –  это время жизни ребенка в  днях, месяцах, годах, прошедших с  момента его рождения. Его можно  назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его  личности.

Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что  ребенку физически пять лет, а  по психологическому развитию он соответствует  шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет  идти об отставании в умственном развитии.

Возраст – это времетя  характеристика онтогенетического  развития человека. Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического  и нервно-психического созревания в  процессе воспитания и жизнедеятельности  человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст  – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его  внутреннем мире, произошедшие за эти  годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря  ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

Как человек в целом, так  и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение  природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств  человека являются одновременно онтогенетическими  и биографическими.

4.3. Параметры возраста

Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

Основания развития включают в себя:

социальную ситуацию развития;

круг отношений;

ведущий тип деятельности;

сензитивность.

Результаты развития включают в себя:

новообразования личности;

формы общения;

эмоционально-волевую сферу;

способности общения;

новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно  получить полную характеристику ее возраста.

4.4. Понятие сензитивности.  Критические и кризисные периоды

Сензитивностъ – это характерологическая  особенность человека, проявляющаяся  в повышенной чувствительности к  происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого  рода испытаний и т. д.

Особенностям сензитивного периода (см. 2.8) уделяли внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард считал, что  во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к  внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его  замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в  сензитивный период какая-то функция  не развивается, то ее коррекция в  дальнейшем невозможна.

М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев придерживаются противоположной  точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться  с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев  в лабораторных условиях установил  благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов  памяти и двигательных функций у  детей и взрослых. Они имеют  волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под  ним он понимал глобальные перестройки  на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический  период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский  отмечал, что данные периоды выступают  как «поворотные пункты в детском  развитии, принимающие иногда форму  кризиса... развитие иногда приобретает  бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие  здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» (Выготский  Л.С., 1991). Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого  критического периода. В конце каждого  переходного периода формируются  новые свойства и качества, которых  не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями.

На протяжении всей жизни  человека отмечается не один критический  период. Выготский выделил несколько  таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи  выделяют критические периоды взрослости.

В физиологии критические  периоды получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы! – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых. Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне и перешел в следующий психологический возраст.

Тема 5. ПСИХИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО, МЛАДЕНЦА

5.1. Кризис новорожденности

Первый год жизни ребенка  можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок  отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года.

Информация о работе Возрастная психология