Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:50, реферат

Описание

Хватание – это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Для того чтобы возникло хватание, надо, чтобы рука младенца превратилась в орган осязания, другими словами – «раскрылась». Дело в том, что у младенца кисть руки сжата в кулак, поэтому только когда он сможет его разжать, произойдет акт хватания. Очень интересно поведение ребенка: он смотрит на свои ручки, следит, как рука приближается к предмету.

Работа состоит из  1 файл

закономерности развития ребенка в период новорожденности 1.docx

— 48.09 Кб (Скачать документ)

Исследователи поддерживают точку зрения Кесслера и считают  кризис середины жизни скорее исключением, чем правилом. У многих людей переход  в средний возраст протекает  спокойно, они считают его периодом, связанным с переопределением целей. Данная переориентация предполагает сравнение  себя с другими людьми, ставившими аналогичные цели в той же профессиональной деятельности. Американский ученый К. Рифф говорил: «Чем лучше ваше психическое  здоровье, тем реже вы сравниваете  себя с людьми, которые заставляют почувствовать вас неполноценным».

Однако данный возраст  для многих становится кризисным  потому, что происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения  и однолинейностью развития, в  результате чего человек может утратить смысл жизни. Если возникает кризис, то единственным выходом из положения  становится обретение нового смысла: в общечеловеческих ценностях, развитии интереса к будущему, к новым поколениям.

Если человек  будет «зацикливаться» на себе, то со временем его начнут одолевать  болезни и разовьется новый кризис. Замечено, что кризису середины жизни  подвержены люди, склонные избегать самоанализа, не замечающие перемен в жизни  и организме, использующие механизм отрицания. Американские ученые отметили, что кризис среднего возраста у состоятельных  людей наблюдается чаще, чем у  малоимущих и представителей рабочего класса.

14.3. Период поздней  взрослости (60 лет и старше)

Многие ученые называют период старше 60 лет геронтогенезом, или периодом старения. Изучением  этого возраста занимается наука  геронтология. Геронтология – это  область знаний, изучающая процесс  старения человека.

Старость является завершающим этапом жизни человека. Люди, достигшие этого возраста, подразделяются на три группы: 1) люди пожилого возраста; 2) люди старческого  возраста; 3) долгожители.

Пожилой возраст  считается переходным состоянием от зрелости к старости. Главной его  особенностью является процесс старения, который генетически запрограммирован. В этом возрасте человек уже не так силен физически, как прежде, уменьшается общий запас энергии, ухудшается деятельность сосудистой и  иммунной систем, т. е. происходит общее старение организма.

Большинство сенсорных  функций ухудшается, поэтому происходят изменения в развитии когнитивной  системы. Больше всего страдают интеллектуальные функции. Динамика этих процессов зависит  от субъективных факторов, особенностей личности, области профессиональной деятельности.

Память основывается на логических связях, которая тесно  связана с мышлением, поэтому  мышление пожилого человека весьма развито.

В эмоциональной  сфере появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное  нервное возбуждение) со склонностью  к беспричинной грусти и слезливости. Человек становится эгоцентричным, менее чутким, погружается в себя; снижается способность справляться с трудными ситуациям. Отмечается, что мужчины становятся более пассивными, а женщины – агрессивными, практичными, властными.

В аффективной сфере  прослеживается привязанность к  прошлому и наличие воспоминаний.

Пожилые люди часто  думают о смерти, но не боятся наступления  этого дня.

Выход на пенсию изменяет положение и роль человека в обществе, что сказывается на его мотивационной  сфере. Мотивацией 60-летнего человека является потребность в самореализации, созидании и передаче духовного  наследия. После 70 лет актуальной становится другая проблема: поддержание здоровья на должном уровне. Появляется интерес  к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. д.

Главным для пожилого человека становятся семейные отношения, которые придают ему ощущение защищенности, стабильности и прочности, определяя его радости и горести.

«Я-концепция» в  старости также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать  свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями  собственной жизни. Этот процесс  будет эффективным, если индивид  успешно разрешает нормативные  кризисы и конфликты, способен к  выработке адаптивных личностных свойств, умеет извлекать полезные уроки  из прошлых неудач, способен аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий. У человека с позитивной и деятельной «Я-концепцией» и  в поздние годы продолжается личностное развития и отмечается оптимистический  подход к жизни, который позволяет  притормозить процесс старения.

Сохранность трудоспособности в пожилом и старческом возрасте зависит от продолжительности трудовой деятельности человека. Физическое здоровье, способности, сформированные способы  деятельности, уровень образования  – все это также влияет на сохранность  трудоспособности. Многие известные  писатели, художники, музыканты, ученые до глубокой старости занимались плодотворной деятельностью (В. Гюго, И. Кант, Л.Н. Толстой  и др.)

Факторами, определяющими  поведение пожилого человека являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей  и одиночество, сознание приближающегося  окончания жизни. Происходит сужение  физического мира и резко возрастает интерес к религии.

Ведущими факторами  развития в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность. Человек способен сохранять и  реализовывать свой творческий потенциал  до глубокой старости при счастливом сочетании природных особенностей организма, способностей, творческой активности и работоспособности, высокого уровня образования.

Использованная  литература

Битянова М.Р. Организация  психологической работы в школе. М., 2000.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.

Гилъбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.

Дубровина И.В. Рабочая  книга школьного психолога. М., 1991.

Кон И.С. Психология старшеклассника, М., 1980.

Мироненко В.В. Хрестоматия  по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1977.

Немое Р.С. Психологическое  консультирование. М.,2000.

Немов Р.С. Психология. М., 2002.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2005.

Одаренные дети / Пер. с англ. Д.А. Линника, А.Г. Мкервали; Под  ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991.

Психология: Словарь. М., 1990.

Солодилова О.П. Возрастная психология. М., 2004.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

Элъконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1995.

Элъконин Д.Б. Избранные  психологические труды. М., 1989.

Примечания

1

Р.Б. Кеттел (1905–1997) англо-американский психолог, известный  своими работами в области экспериментальной  психологии мышления и личности с  использованием математических методов  анализа, в том числе факторного анализа. Создатель первого экспериментально обоснованного теста личности (шестнадцатифакторный тест Кеттела).

2

Д. Векслер (1896–1981) – американский психолог, создатель известных тестов интеллекта для детей и взрослых.

3

Сублимация –  один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия  переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества, в котором он живет.


Информация о работе Возрастная психология