Актуальные проблемы возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:55, реферат

Описание

Цель работы – изучить актуальные проблемы возрастной психологии в науке. В данной работе рассмотрим - периодизацию психического развития в возрастной психологии.
Целью исследования может стать анализ литературы по проблеме-периодизации психического развития

Содержание

Введение ………………………………………………………………………2
Глава 1 Актуальные проблемы психологии развития. …………………….
Глава 2 Возрастная периодизация психического развития. ……………….
2.1 Проблема периодизации психического развития ………………………
2.2 Подходы к возрастной периодизации психического развития.
Концепции психического развития человека. ………………… ………
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………
Приложение …………………………...……………………………………….

Работа состоит из  1 файл

А.курс' раdoc.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

     Таким образом, ведущая деятельность —  та, развитие которой обусловливает  главнейшие изменения в психических  процессах и психологические  особенности личности на данной стадии развития;

4) наконец,  деятельность, при прочих равных  условиях предпочитаемая субъектом  перед любой другой.

     Идеи  Л. С. Выготского о социально-культурной обусловленности возрастного развития развил Эльконин Д. Б. Он предложил другое понимание детского психического развития. Согласно его концепции смена стадий развития зависит от степени взаимодействия ребёнка и общества. По мысли Эльконина, личность ребёнка формируется внутри систем «ребёнок - общественый предмет» и «ребёнок – общественный взрослый». Ребёнок, знакомясь с окружающим миром, реализует свои определённые потребности, мотивы и задачи (ребёнок-взрослый) и овладевает культурными способами действия с предметным миром (ребёнок – предмет). Развернутая периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным. [8]

См. Приложение 6

     Д. Б. Эльконин предложил рассматривать  каждый период развития на основе четырех  критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.

     Рассматривая  своеобразие социальной ситуации развития и ведущей деятельности в каждый возрастной период, Д.Б.Эльконин выявил следующую закономерность – сначала ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности, и только потом осваивает общественно выработанные способы действия с предметами. Эти две линии усвоения нельзя рассматривать изолированно, так как они взаимодополняют друг друга. [8] Но в каждом возрастном периоде одна из тенденций является преобладающей. Первая тенденция – развитие мотивационно-потребностной сферы, вторая – развитие операционно-технических возможностей.

     Рассматривая  каждый период как состоящий из двух стадий, Д. Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. [8] Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Эльконин Д.Б. выделил в детском возрасте шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности.

     В основе периодизации Леонтьева А. Н. и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает: 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский — с учебно-профессиональной деятельностью.[9]

     Этап  раннего детства состоит из двух стадий — младенчества, открывающегося кризисом новорожденности, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.

     Этап  детства открывается кризисом 3 лет, знаменующим начало дошкольного  возраста (с освоением мотивационно-потребностной  сферы). Второй стадией является открывающийся  кризисом 6—7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается  операционально-техническая сфера. .[9]

     Этап  отрочества делится на стадию подросткового  возраста (осваивается мотивационно-потребностная  сфера), началом которого является кризис 11—12 лет, и стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет. По Д. Б. Эльконину, кризисы 3 и 11 лет — это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет — кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей. .[9]

     В основе возрастной периодизации Д.Б.Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

Определяя возраст, как относительно замкнутый период детского развития, Д.Б.Эльконин характеризовал каждый такой период (возраст) главными показателями – социальной ситуацией развития, ведущим типом деятельности, основными психическими новообразованиями. .[9]

( см. Приложение 7)

     Проблема  периодизации развития человеческой психики – крайне интересная и обширная тема, исследовательские работы ведутся и в настоящее время. Среди современных исследователей большой интерес представляет периодизация В. И. Слободчикова, которая была разработана в 80-х гг. ХХ в. Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования — субъективности (или, в более общем виде — внутреннего мира), он в качестве механизма ее обретения называет изменение форм взаимодействия (со–бытия = бытия вместе) развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, со–бытия) и обособления от них (реализация само–бытности).[4]

В.И. Слободчиков  и Г.А. Цукерман проанализировали две  наиболее авторитетные модели возрастной периодизации — концепцию Э. Эриксона и концепцию Д.Б. Эльконина. По их мнению, обе эти концепции страдают несбалансированностью и неполнотой. Э. Эриксон выдвигает на первый план внутренние источники развития, а Эльконин — внешние, средовые. Авторы предложили положить в основу теории общего психического развития и периодизации понятие событийная общность одновременно схватывающее две стороны развития — его объект и источник. [4]

     В построении любой человеческой (событийной) общности участвуют по крайней мере двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадиястановления самобытности, кризисы рождения (переходы в новуюобщность) и кризисы развития (освоения новой общности). Непретендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии. [14]

 (cм Приложение 8)

     В. И. Слободчиков изучал, что именно изменяется в процессе развития. Он предложил схему – «матрицу возраста», в которой каждая ступень –  это относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития, горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных):[14]

1) оживление.  На данном этапе развития родовой  возникает кризис: 7-й месяц эмбрионального  развития – 3 недели после рождения. Стадия принятия: новорожденность – 0,5—4-й месяц жизни. Кризис новорожденности: 3,5—7-й месяц. Стадия освоения (младенец): 6—12-й месяц;

2) одушевление.  На данном этапе развития возникает  кризис младенчества в 11–18 месяцев.  Стадия принятия – раннее детство: 1 год 3 месяца—3 года. Кризис раннего детства: 2,5–3,5 года. Стадия освоения – дошкольное детство: 3–6,5 лет;

3) персонализация. На данном этапе развития возникает  кризис детства: 5,5–7,5 лет. Стадия  принятия – отрочество: 7—11,5 лет.  Кризис отрочества: 11–14 лет. Стадия освоения – юность: 13,5—18 лет;

4) индивидуализация. На данном этапе развития возникает  кризис юности: 17–21 год. Стадия  принятия – молодость: 19–28 лет.  Кризис молодости: 27 лет—33 года. Стадия  освоения – взрослость: 32–42 года;

5) универсализация.  На данном этапе развития возникает  кризис взрослости: 39–45 лет. Стадия  принятия – зрелость: 44 года—66 лет.  Кризис зрелости: 55–65 лет. Стадия  освоения – старость: 62 года.

В данной периодизации последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни. Начало новой ступени – это новое рождение в новую форму жизни, кризис рождения – это кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм бытия на стадии принятия.

В предложенной им схеме — «матрице возраста»  — каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных). [14]

(cм. Приложение 8 )

     1. По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени — это всегда новое (потенциально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней — это смена режима индивидуальной жизни: в кризисах рождения — как кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм со-бытийности (на стадиях принятия), в кризисах развития — как кризис со–бытийности («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения, самобытности (на стадиях освоения. [14]

Слободчиков и Цукерман уверены в большой  практической ценности схем периодизации, сравнивая их значение с эволюционным древом в биологии или таблицей Менделеева в химии: Если общая карта развития будет построена, психологи и педагоги смогут увидеть белые пятна, пустоты в том культурно-образовательном пространстве, которое они строят для обеспечения оптимальных (с точки зрения определенных культурных ценностей) путей развития для людей разных возрастов. [14]

     Из  физиологических периодизаций этой группы следует указать схему. Громбаха С. М (1975), основанную на учете степени зрелости и функциональной готовности различных органов и систем. Теоретическим основанием данной системы является понимание того факта, что характер ответных реакций организма на оказываемые воздействия самым непосредственным образом зависит от возрастных особенностей функционирования различных физиологических систем. Эта схема позволяет (по крайней мере, теоретически) установить границы отдельных этапов индивидуального развития в соответствии с физиологическими нормами реагирования растущего организма на воздействие факторов внешней среды. При этом необходимо учитывать, что такие социальные факторы развития, как воспитание и обучение, существенно влияют на морфо-функциональные преобразования детского организма, обусловливая временные сдвиги в формировании физиологических систем у отдельных индивидов и определяя индивидуальные вариации их структуры и функции на разных этапах онтогенеза. [14]

     Индивидуальная  специфичность возрастных преобразований физиологических систем может определяться также генетически детерминированными различиями темпа развития, что выявляется уже на ранних этапах онтогенеза [14]

     Индивидуальная  изменчивость организма проявляется  в количественных параметрах любой  функции, характеризующихся для  каждого возраста средней величиной (средним нормативным показателем) и средним квадратическим отклонением, отражающим популяционный полиморфизм каждого параметра. Показано, что средние нормативные показатели определяются типичным для каждого этапа онтогенеза уровнем развития функций организма и их возрастная динамика соответствует основной направленности развития. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными отличиями в уровне зрелости физиологических систем, и вместе с тем они отражают диапазон возможного реагирования, характерный для определенного этапа развития. [14]

     Практическое  применение находят системы А.В. Нагорного, И.А. Аршавского, В.В. Бунака, А.Ф. Тура, Д. Гайера и другие. В них  выделяется от 3 до 15 стадий и периодов.

В 60-х  гг. XX в. в работах А.В. Нагорного  и учеников его школы была предложена общая фундаментальная схема, по которой полный цикл индивидуального развития млекопитающих и человека разделяется на два знакомых нам крупных этапа: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный), а последний подразделен на следующие периоды: [13]

• период роста - формирование морфологических, физиологических и биохимических особенностей организма;

• период зрелости - все особенности организма достигают своего полноценного (дифинитивного) развития и остаются в основном неизменными;

• период старости - уменьшение размеров тела и ослабление физиологических функций.

     Детальная схема онтогенеза человека представлена В.В. Бунаком в 1965 г. По ней всё  развитие человека разделено на три  крупные стадии:

• прогрессивная - включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров; [13]

• стабильная - идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;

• регрессивная - происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.

Информация о работе Актуальные проблемы возрастной психологии