Актуальные проблемы возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:55, реферат

Описание

Цель работы – изучить актуальные проблемы возрастной психологии в науке. В данной работе рассмотрим - периодизацию психического развития в возрастной психологии.
Целью исследования может стать анализ литературы по проблеме-периодизации психического развития

Содержание

Введение ………………………………………………………………………2
Глава 1 Актуальные проблемы психологии развития. …………………….
Глава 2 Возрастная периодизация психического развития. ……………….
2.1 Проблема периодизации психического развития ………………………
2.2 Подходы к возрастной периодизации психического развития.
Концепции психического развития человека. ………………… ………
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………
Приложение …………………………...……………………………………….

Работа состоит из  1 файл

А.курс' раdoc.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)
ify">4) младший  школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет).

     Л.С.Выготский  ввёл в науку категориальный анализ проблемы возраста, его структуры  и динамики. Основанием для возрастной периодизации явилась внутренняя логика детского развития – процесса самодвижения, возникновения и образования в психике нового. Новый тип строения личности и её деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и определяют сознание ребёнка и его отношение к среде, называется новообразованием возраста. На каждом возрастном этапе существует центральное новообразование, к нему примыкают частичные новообразования, которые относятся к сторонам личности ребёнка, к новообразованиям предыдущих возрастов. Структура возраста включает в себя центральные и побочные линии развития. К центральным линиям развития относятся те процессы, которые связаны с основным новообразованием возраста, к побочным – другие частичные процессы. К примеру, развитие речи в раннем детстве связано с центральной линией развития, а в подростковом – с побочными. К началу каждого возраста складывается специфическое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, называемое социальной ситуацией развития. Основным законом динамики возраста является признание того, что силы, которые движут развитие ребёнка, приводят к отрицанию самой основы развития возраста и распаду существующей социальной ситуации развития. На каждом возрастном этапе существует зона интеллектуального подражания, которая связана с реальным уровнем развития ребёнка и называется зоной ближайшего развития. То, что сегодня ребёнок делает при помощи взрослого, завтра он сумеет воспроизвести самостоятельно. Для каждого ребёнка существует его собственная, индивидуальная зона ближайшего развития. Деятельность, связанная с центральным новообразованием возраста называется ведущей деятельностью. Это не та деятельность, на которую тратится больше всего времени, а та, в которой ребёнок максимально проявляется как человек. Возрастные изменения могут происходить резко, критически и могут происходить постепенно, литически.[10]

     Эпохи, или стадии развития завершаются  кризисами развития. Кризисом является расчленение ранее бывшего единым элемента, которое связано с динамикой  перехода от одного возраста к другому. Это процесс появления новых сторон в психике, перестройка связи между существующими в психике объектами. Характеризуя кризис, Выготский пишет, что в это время ребёнок меняется весь, в целом, границы кризиса размыты, а кульминация обязательна, в это время дети трудновоспитуемы, даже по сравнению с самими собой в стабильные периоды своего развития, кризис вызывает внутренняя логика самого процесса развития, а не внешние условия. В кризисе не возникает новых интересов и видов деятельности.

Периоды детской жизни, отделённые друг от друга  литически, составляют фазы развития.[7]

     Л.С.Выготский  проанализировал процессы психического развития ребёнка в разные возрастные периоды и разработал общую схему, которая позволяет наблюдать  причины смены возрастов. Согласно этой схеме каждый возраст открывается кризисом. Кризис обуславливает становление новой социальной ситуации развития. В ней имеются внутренние противоречия, которые и развивают в психике ребёнка новообразование. Возникшее новообразование несёт в себе предпосылки разрушения данной социальной ситуации развития и назревания нового кризиса.

     Л.С.Выготский  обосновал возрастную периодизацию детского развития, которая завершается  рассмотрением кризиса 17 лет

Л. С. Выготский  предложил собственную периодизацию, руководствуясь моделью диалектического развития и идеей скачкообразных переходов к новому качеству.

(см. Приложение 5)

     В развитии он выделял стабильные и  критические периоды. В стабильных периодах происходит медленное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. При этом стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис 3-х лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис 7 лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет и т.д.[4]

     Л.С.Выготский  ввёл в науку категориальный анализ проблемы возраста, его структуры  и динамики. Основанием для возрастной периодизации явилась внутренняя логика детского развития – процесса самодвижения, возникновения и образования  в психике нового. Новый тип строения личности и её деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и определяют сознание ребёнка и его отношение к среде, называется новообразованием возраста. На каждом возрастном этапе существует центральное новообразование, к нему примыкают частичные новообразования, которые относятся к сторонам личности ребёнка, к новообразованиям предыдущих возрастов. [4]

     Л.С.Выготский  в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющие значение он придавал периоду кризиса – времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребёнка. В эти периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребёнка. Согласно Л.С.Выготскому, переход т одного возраста к другому происходит революционным путём. [3]

     Одной из немногих концепций возрастной периодизации всей жизни человека, а не только детства, является эпигенетическая концепция Эрика Эриксона.  В мировой психологии широко известна периодизация Э. Эриксона, положившего в основание развития сразу три процесса: а) соматическое развитие, б) социальное развитие, в) развитие сознательного Я. Свою теорию фаз он рассматривает в пяти размерностях: 1) психосоциальные кризисы; 2) круг референтных лиц; 3) элементы социального порядка; 4) психосоциальные модальности; 5) психосексуальная динамика.[8]

     В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. Создал теорию стадиального развития личности, предполагающую прохождение человеком восьми стадий развития.[8]

     Э. Эриксон рассмотрел развитие человека в связи с его отношениями  с близкими людьми. Исследуя стили  материнского поведения, учёный показал, что они определяются тем, что  именно ожидает от ребёнка в будущем  та социальная группа, к которой  он принадлежит. По мнению Эриксона, на каждой стадии возрастного развития общество выдвигает определённые ожидания в отношении человека. Таким образом, каждому возрасту свойственна определённая задача. Однако успешность решения этой задачи зависит как от уровня развития личности, так и от духовной атмосферы общества и условий жизни этого человека (отсюда и название – психосоциальная модель развития личности). Рассматривая развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти, Эриксон считал, что важнейшее значение для психики человека имеет упорядочивание и интегрирование собственного жизненного опыта – синтез эго. Сквозная задача, «пронизывающая» всю жизнь человека – обретение идентичности.  
            Идентичность – это, прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, истоки и тайны организации которой связаны с предшествующими стадиями развития. Приобретение идентичности, как целостности своего «Я» происходит между двумя полюсами развития – позитивным и негативным. Развитие личности – борьба этих крайних возможностей. В каждом возрасте человек должен делать выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач своего развития. Если побеждает продуктивное направление, тогда у человека развиваются его сильные качества или основная способность самотождественности. Если человек развивается в деструктивном направлении, то возникает патология данного возраста, ослабляющая чувство самоидентичности, человек становится всё менее адекватен самому себе.[11] 
          В периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития и представил свойственные каждой стадии «полюса», между которыми формируется личность.

      1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению;

     2) вторая фаза (раннее детство: 2—3-й  годы жизни) характеризуется автономией  или стыдом и сомнением; 

     3) третья фаза (дошкольный возраст: 4-5-и годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины;

     4) четвертая фаза (школьный возраст:  с 6 до 11—12 лет, т.е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности  и трудолюбия или малоценности;

     5) пятая фаза (юношество) характеризуется  личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;

     6) шестая фаза (молодость: 20—30 лет)  характеризуется близостью, интимностью  и солидарностью или изоляцией; 

     7) седьмая фаза (зрелость: 30—40 лет)  характеризуется творческим началом,  интегративностью или застоем;

     8) восьмая фаза (старший взрослый  возраст (плюс старость), от 40 лет  и старше) характеризуется целостностью  личности или раздвоенностью, отчаянием.[7]

     Предложенная  Э.Эриксоном схема периодизации названа эпигенетическим ансамблем, в котором одновременно со-присутствуют все возрасты. Переход от одного возраста к другому вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э. Эриксону, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой. Ни один прожитый человеком возраст не проходит бесследно, поскольку ни одно кризисное противоречие возраста не может быть окончательно разрешено прижизненно.[7]

     Описывая  развитие человеческой психики, Э.Эриксон  признаёт неисчерпаемость научными методами этой реальности и потому не придаёт своей концепции характера жёсткого каркаса. Так, он пишет, что последовательность возрастов и порядок их смены не есть непреложный закон развития каждого человека. Во-первых, в каждой точке развития существует возможность возрастного регресса или «растительного» существования (недаром мы говорим о вечных юношах и седовласых младенцах). Во-вторых, личная биография, заведомо не совпадающая с нормативным представлением о развитии, открывает возможности не только для остановки и регресса развития, но и для трансцендирования собственного возраста, выхода за рамки жизненных представлений о возрасте (поэтому мы говорим иногда о взрослой ответственности иных отроков или поседевших в один миг юношах). Каждому возрасту свойственны не какие-то определённые нормы, а указываются высшие естественные возможности достижения для данного возраста.[7]

     Периодизация  детского развития в современной  отечественной психологии эту линию  продолжили А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин. Их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах: [19]

(cм. Приложение 6)

 а)  несостоятельность многих периодизаций  психического развития связана  с тем, что за их основания  брались хотя и характерные,  но внешне отдельные признаки  развития, а не внутреннее существо  этого процесса, поэтому основания периодизации надо искать только во внутренних противоречиях самого развития;

б) периодизацию психического развития необходимо строить  с учетом смены одной целостной  деятельности другой; личность ребенка  изменяется как целое в своем  внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;

в) при  рассмотрении источников развития психики  каждый его период необходимо связывать  с наиболее значимым для него типом  целостной деятельности ребенка (ведущей  деятельностью);

 г)  целостная деятельность ребенка,  специфическая для каждого его  возраста, определяет те психические  изменения, которые впервые в  нем возникают — новообразования.  Именно эти новообразования служат  основным критерием для деления  детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. [19]

     Согласно  А. Н. Леонтьеву и Д. Б. Эльконину, основой психического развития является смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований. В то же время, достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития. Критерием возрастной периодизации А.Н.Леонтьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития.

Новый тип деятельности, лежащий в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, получил название ведущего (понятие, по своему смыслу близкое к понятию социальной ситуации развития у Л. С. Выготского).[19]

     Ведущая деятельность — это 1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре — воображение, в учении — логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.

Информация о работе Актуальные проблемы возрастной психологии