47 принципов древних самураев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 04:55, лекция

Описание

Мы — самураи-руководители XXI века. Мы жаждем открыть принципы такого лидерства, которое позволило бы создать великую организаиию, подобную той, что имели самураи в течение семи веков. Параллели этого древнего текста с современными проблемами просто захватывают. Но при этом шокирует то, что мы забыли о пути к просветлению, которое бы дало возможность нам добиться многого в жизни.

Работа состоит из  1 файл

47 принципов древних саураев.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

Руководители, возглавляющие организации и выполняющие обязанности управления и лидерства, должны быть хорошо образованными и обладать широкими познаниями. В период индустриальной революции молодые воины-менеджеры были призваны осуществлять командование людьми и машинами для эффективного производства. Им некогда было отыскивать способы увеличения знаний и мудрости. Ничего не делалось для постижения причин ошибок их собственных или допущенных руководителями при обучении. Вся их карьера была посвящена исключительно пути воина индустрии.

Но теперь подходы изменились. Хотя критерием оценки труда руководителей все еще остается эффективность производства, уже больше недостаточно просто накапливать практический опыт в работе-сражении. И по мере карьерного роста молодого руководителя необходимо изучение книг по стратегии и тактике лидерства и текстов, посвященных человеческому фактору. Руководителя также следует обучать в духе смирения и напоминать, что нельзя обращаться с людьми, как с машинами. Затем он должен научиться применять стратегию на практике, осуществлять организационные изменения и осваивать новые полномочия, с тем чтобы сам мог натыкаться на противоречия. Они необходимы, как и познание собственных ошибок, которое увеличивает смирение, уменьшает самомнение и высокомерие, приводит к готовности смотреть смерти в глаза. И это — путь, к которому руководитель должен будет подготовить своих преемников. В этом случае нет уже никаких оправданий неграмотности, как для воинов индустриальной революции. И преемники тоже не виновны в пробелах вашего образования. Сейчас уже нельзя мириться с некомпетентностью менеджеров, действительно не знающих способов подготовки преемников-лидеров.

О знании истории компании

Руководитель  в корпорации и даже самый последний работник должны стать хорошо сведущими в истории компании. Эти знания должны включать ее происхождение, производственные достижения и связи, а также дела всех выдающихся сотрудников. Это следует сделать, расспрашивая о них старейших сотрудников компании. Иначе, если в ходе беседы с посторонними руководитель окажется неосведомленным в этих вопросах, уважение к нему упадет, несмотря на то что во всех других вопросах он является хорошим исполнителем.

О непрерывности образования

В древности  существовала традиция: те, кто готовился стать воином, на какое-то время уходили в монахи. И действительно, имеется много общего между этими видами служения. Например, среди дзенских монахов есть те, которые занимают такое же положение, как и рядовые служащие корпораций. Более высокие разряды — более или менее эквивалент средних менеджеров. И существуют монахи, которые носят почетные униформы и обладают такими же полномочиями, как и старшие управляющие любой организации.

В вопросах обучения монахи, похоже, продвинулись намного дальше светских учреждений. Причина в том, что они не остаются долго в обучении у одних преподавателей, а много путешествуют по всей стране от одного монастыря к другому, занимаясь с разными учеными-монахами и накапливая огромные познания, вырабатывая у себя навыки размышлений и устремленность к духовному совершенствованию. И когда они поднимаются до высот в иерархии организации и становятся настоятелями больших храмов и монастырей, они по-прежнему не стыдятся продолжать свое образование, чтобы оставаться достойными дальнейшего продвижения по службе.

Высшие менеджеры  корпораций не настолько скромны, чтобы  постоянно подвергать сомнению свой уровень образования*. Однако они  не могут не осознавать, что существует опасность того, что пробелы в  их познаниях выплывут наружу. Опасаясь этого, они стараются сохранить иллюзию своего всезнайства, того, что знают ответы на все вопросы и все умеют делать лучше других. Надеясь преуспеть в маскировке, они избегают проверять, достаточно ли прочна иллюзия, в страхе перед разоблачением. А для многих это время уже пришло. Хотелось бы видеть больший аскетизм руководителей всех уровней, особенно тех, кто имеет хороший доход и завидное качество жизни, но заботится только о сохранении теплого местечка и покрое своего костюма. Много еще таких, кто даже не изучил теорию менеджмента, еше больше — исследовательскую стратегию. Они продолжают упускать месяцы и годы, пока бороды не поседеют и головы не облысеют. Питая иллюзию, что мудрость обязательно приходит с возрастом, они иногда принимают  руководство  новыми  организациями.  Но  настолько некомпетентны, что нуждаются в помощи коллег или подчиненных, чтобы выполнить свои обязанности. Если они командированы в другой отдел или региональное подразделение, то настолько волнуются и отвлекаются на заботы, связанные с поездкой, что не могут выполнять обязанностей, во имя которых командированы. Они полагаются только на инструкции от старших и на рекомендации, заимствованные из книг. Такое положение дел не может быть признано верным.

Руководитель должен знать свои обязанности, подобно  всем остальным, и всегда находить время  для их рассмотрения. Когда он встречается  со способными и опытными чиновниками, то должен прекратить праздные разговоры и учиться у них всем делам, по которым нуждается в совете. Он должен знакомиться со всеми фактами, собирать и копировать соответствующие книги и статьи, чтобы хорошо разбираться во всех направлениях своей деятельности. Таким образом, он сможет легко справиться со всем, что ему поручат. Если вы зависите от помощи других в исполнении своих обязанностей, то при обычных обстоятельствах все может идти нормально, но может наступить такой редкий случай, когда в трудной ситуации вы не сможете получить нужную помощь. Тогда, хорошо это или плохо, все зависит от ваших способностей решить проблему.

Как старший руководитель, вы должны также знать сильные  и слабые стороны своих конкурентов, как лучше организовать сражение, какова вероятность победы. С древних времен это дело считалось самым трудным. Ваш просчет, весьма вероятно, может привести к гибели отряда (или корпорации), и в этом будете виновны вы, потому что наделены властью и ответственностью за жизнь и судьбу компании.

Самое предосудительное — выдвигать на высшие командные должности людей, не обладающих нужными знаниями и способностями, позорящих это высокое звание. Представьте, что дзенский монах пренебрег бы учением, но был бы продвинут, скажем, из-за обширности лысины, стал бы носить одежды в знак принадлежности к высшим иерархам и получил бы власть над братьями-монахами. Такой недостойный монах стал бы посмешищем всего сообщества. Опозоренный, он был бы вынужден немедленно уйти в отставку, чтобы не причинить непоправимый вред сложившимся порядкам. Но совсем не так с руководителями, выдвинутыми на высокие посты, но непригодными к выполнению обязанностей, поскольку политиканство позволяет достаточно легко прикрывать некомпетентность. Они подвергают опасности жизнь всех подчиненных, и вред, который они могут причинить, очень велик. Хотя подчиненные знают им действительную иену, они этого не сознают. Напротив, считают себя выдающимися лидерами, несмотря на ущерб, нанесенный их деятельностью. Они обвиняют кого-то другого или обстоятельства во всех  бедах. Некоторые из этих руководителей умирают, тайно сраженные жертвами их некомпетентности. Другие «умирают» на экстренном совешании совета директоров или правлении. Но часть из них остается при власти.

Необходимо, чтобы  руководители вели себя в вопросах обучения, как монахи, посвяшая учебе все свободное время. Они должны постоянно совершенствоваться и применять знания в сражениях. Учеба и практика чрезвычайно важны для тех, кто занимает высокое положение лидера. В этом следует быть очень прилежным.

  • Менеджеры высших рангов, очевидно, осознали эту потребность еше в 1957 голу, когда создали группу равных по положению членов, в которой могли конфиденциально разрабатывать концепции противостояния этим проблемам. Опыт оказался настолько удачным, что заседания стали ежемесячными. Сегодня в эту группу, известную как ТЕС (Исполнительный комитет), входит более семи тысяч менеджеров высшего ранга всех стран мира, среди них признанные лидеры экономики. 

Об искусстве управления

Младший руководитель должен найти себе подходящего преподавателя или наставника, чтобы изучить искусство управления. Обучение должно гарантировать, что он будет знать все, что известно об этом предмете. Кто-то может сказать, что это ни к чему младшему руководителю, но я считаю это суждением весьма поверхностным. Во все времена были руководители, которые начинали с весьма скромных должностей, но становились выда-юшимися лидерами или даже главами крупных компаний или стран. И теперь младший менеджер может со временем стать главой большого подразделения. Кроме того, изучение искусства управления делает умных от природы образованными людьми, а тех, кто наделен более скромными способностями, заметно лучше. Поэтому всем руководителям следует находить себе наставников или преподавателей этого искусства.

Не следует  только использовать это изучение для самовозвеличения, унижать коллег употреблением высокопарных фраз, что только вводит в заблуждение молодых чиновников и портит их дух. Такие руководители затевают многословные беседы, которые могут казаться правильными и необходимыми, но на самом деле они только стремятся произвести эффект и подчеркнуть превосходство. Результатом этого оказывается падение престижа руководителей, причем обычно подчиненные считают их болтунами, а сами они об этом не догадываются. Это — ошибка, являющаяся результатом поверхностного изучения предмета. Те, кто начинает изучение искусства управления, никогда не должны удовлетворяться, достигнув только половины пути, но должны упорно продолжать заниматься, пока не постигнут всей тайны. Только тогда они должны руководить людьми, чтобы применить это искусство. Но если люди тратят много времени на изучение техники руководства, но проходят лишь половину пути, что не приносит ожидаемой пользы, высший руководитель будет прав, оставляя их в прежней должности, хотя это может быть и воспринято как обида*. Но тогда им не следует «надувать шеки», бравируя модной терминологией и словечками из новейших теорий управления. Старое высказывание о том, что запах бобового соуса не заменит самого соуса, применимо к педантам-управлениам.

* Волны модных теорий  управления, которые захлестывают  полки книжных магазинов каждый  месяи, могут утопить самого  искушенного руководителя. В реальной  экономике неудачи в исполнении теоретических разработок составляют до 99 процентов. Все эксперты обходят молчанием эту проблему. Руководителю в своих практических действиях следует все время помнить, что большинство рекомендаций экспертов зиждется на весьма непрочных основаниях. Упорное изучение путей достижения успеха — трудное занятие, с которым успешно справляются только истинные лидеры, и то, как обычно, с помошью сильных наставников.

  Об информированности руководителя

В древние времена  рыцари, состоящие на службе, рассматривали стрельбу из лука и искусство верховой езды как первые из военных искусств. Позже к этому добавилась практика фехтования. Сегодня руководители должны уметь использовать оружие двадцать первого столетия. Наиболее мощное современное оружие — информационное, основанное на работе машин, которые собирают и переносят, сохраняют и обрабатывают данные. Мастерство владения этим оружием является необходимым и важнейшим в ходе рыночных сражений.

Существует много  способов обучения информатике, как и преподавания искусства верховой езды в древности. Производится обучение применения информационных устройств в организации производства. Внедрение таких устройств значительно повышает эффективность производства, потребительскую ценность продукции и наносит серьезный удар конкурентам. Примеры применения этого оружия заметны в новых изделиях и товарах массового спроса: стиральных машинах и бытовых приборах, производственном

инструменте, автомобилях  и средствах связи. Это позволяет  более эффективно использовать изделия, повышать качество жизни.

Другой метод  заключается в обучении тому, как связать информационные каналы с клиентом, который фактически становится вовлечен в работу компании. Предлагая удобный доступ к услугам компании, вы усиливаете ее обороноспособность, стойкость и блокируете множество вражеских нападений.

Руководитель не может спать спокойно даже под защитой прочных стен, так как враг все время вводит новшества и изыскивает новые пути проникновения. Понимание потребностей клиентов и быстрое удовлетворение их в этих условиях требует постоянной бдительности. Изучение искусства управления позволяет хорошо сдерживать происки врага, отражать или намного отдалять час очередного нападения.

Обучаться необходимо также использованию информационных устройств внутри организации, чтобы улучшить процессы, функции и координацию между ними. Это существенно увеличивает работоспособность организации. Точно так же, как связь самураев, выставленных на отдаленных заставах, позволила эффективно и достойно отвечать на угрозы со стороны врагов, развитие внутренних информационных систем поможет сейчас в укреплении устойчивости и эффективности управления, и руководитель должен научиться работе с этими системами. Все категории служащих ценны в сражении, и на всех этапах необходимо иметь доступ к соответствующей информации, чтобы сражаться отважно.

Наконец, молодые и  опытные руководители должны быть обучены применению информационного оружия не только в стратегии, но и персональном пользовании. Они должны постоянно быть в курсе совершенствования техники и доступного инструментария, поскольку изменения происходят быстро, а враги стремятся применять новое оружие настолько быстро, насколько возможно. Те, кто сопротивляется необходимости такого образования, в опасности, точно такой же, как древние самураи, которые не хотели осваивать верховую езду или стрельбу из лука, или метание копья. Руководители теряют не только собственную жизнь, но и губят свою корпорацию, а это множество судеб. Они не сумели освоить навыки, необходимые для победы. Даже если их обычно выручали более квалифицированные коллеги, неизбежно наступит необходимость проявить собственные навыки, но они окажутся не способными к действию. Исполнители такого типа станут только помехой, предаваясь воспоминаниям о прошлом величии, когда они мастерски владели тем, что ныне уже бесполезно в сражениях.

О применении знаний на практике

Руководитель  должен  быть  компетентным  в каких  областях знания, как организационные  и стратегические.  Организационные  касаются  руководителя и комплектования штатов, а стратегические — формулировок целей и задач и их выполнения. Относительно руководителя заметим: необходимо, чтобы все члены команды выдерживали стиль, соответствующий лидеру, включая даже внешний облик, древний самурай принимал горячую ванну, должным образом выбривал лицо и волосы на лбу, всегда носил церемониальное платье, соответствующее случаю, включая два меча в ножнах за поясом. Сегодняшний руководитель должен также одеваться в соответствующей манере, в свободном или строгом стиле. Встречая гостя, он должен общаться с ним по этикету, соответствующему разряду и положению того, и  воздерживаться  от  праздной  болтовни.  Даже устраивая встречу с употреблением спиртного, следует действовать правильно, без неряшливости и проявлять бдительность для сохранения добрых отношений. Служебное время, не занятое непосредственно дежурством, следует посвящать совершенствованию своего образования, читая и соотнося прочитанное с древней историей и рекомендациями других воинских наук. Короче говоря, поведение должно всегда соответствовать манерам, приличествующим руководителю.

Информация о работе 47 принципов древних самураев