47 принципов древних самураев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 04:55, лекция

Описание

Мы — самураи-руководители XXI века. Мы жаждем открыть принципы такого лидерства, которое позволило бы создать великую организаиию, подобную той, что имели самураи в течение семи веков. Параллели этого древнего текста с современными проблемами просто захватывают. Но при этом шокирует то, что мы забыли о пути к просветлению, которое бы дало возможность нам добиться многого в жизни.

Работа состоит из  1 файл

47 принципов древних саураев.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)


М



ы —  самураи-руководители XXI века. Мы жаждем открыть принципы такого лидерства, которое позволило бы создать великую организаиию, подобную той, что имели самураи в течение семи веков. Параллели этого древнего текста с современными проблемами просто захватывают. Но при этом шокирует то, что мы забыли о пути к просветлению, которое бы дало возможность нам добиться многого в жизни. Нашим бизнес-школам, консультантам и книгам не удалось решиться на человечность, столь важную для истинного лидерства. Забыт тот путь, который продвинул многих лидеров к величию. А если даже это и случается, то все проходит через модели, анализ, академический стиль. И поэзия правды, к сожалению, теряется. У самураев не было современных привилегий. Им нужно было положиться на собственные человеческие качества, чему нас, к сожалению, никогда не учили. Итак, это книга, ведущая вглубь вашей персональной философии. Походу чтения присматривайтесь и прислушивайтесь к себе, и если вы ощутите комок в горле, слезы на глазах или непонятный смех, то знайте: книга достигает своей цели.

Удивительно, но дар понимания сейчас необходим  более, чем когда-либо. Современные  руководители осуществляют стратегию  конкуренции и кооперации в резко изменяющемся мире непредсказуемых сил рынка и всплывающих человеческих нужд. И на пути поиска более эффективных путей деятельности своих организаций многие вынуждены рисковать своими предначертаниями и даже жизнью. Для таких руководителей эта книга предлагает понимание на все времена. И наиболее важно то, что, как я считаю, это произведение просто необходимо в наши дни из-за влияния, которое руководители приобрели на планете. Разрушение Берлинской стены, развитие Шанхая, реструктуризация правительств, затухание влияния коммунизма произошли не из-за нового уровня понимания политических и религиозных лидеров. Они — совместный плод воздействий на общество экономики и технологий, созданных организациями и управляющих ими руководителями. К сожалению, некоторые из решений наших руководителей не принесли результатов, которые можно было бы воспринимать оптимистично: последовали экологические и социально-психологические разрушения. Но в любом случае надо признать, что изменение мира исходит от людей. Эти люди — часть организаций. Эти организации управляются руководителем. Итак, руководители одновременно обеспечивают наведение мостов между берегами политики и религии и в то же время возможность их разрушения. В результате решения руководителей воздействуют на людей, общество и планету больше, чем чьи бы то ни было. Однако профессиональной группе руководителей не хватает общего кодекса чести.

Какие возможности  открывает общий кодекс руководителей  нашей планете? Может ли команда  менеджеров высшего класса понять, как прекратить мировой голод? Войну? Нищету? Или такие возможности вне наших сил? Наши дети надеются, что нет.

Если и наступает  время для руководителей поразмыслить над природой своих сил, то это сейчас. Но чтобы сделать это, необходимо вновь найти путь в собственную душу. Просветление — не такое простое дело. Необходима работа, а иногда и боль, чтобы добиться понимания, необходимого для победы. В течение семи сотен лет древние руководители на практике применяли эти истины. Посредством чуда письменности теперь эта возможность в ваших руках.

 

Помни о смерти

Прежде всего  руководитель должен постоянно помнить, что когда-нибудь умрет. Это —  основа основ*. Если он всегда помнит об этом, то будет жить в соответствии с законом чистоты, отваги и чести. Он сумеет избежать бесчисленного количества бед и напастей, уберечь себя от болезней и невзгод и к тому же наслаждаться долгой жизнью. Он также станет замечательной личностью, обладающей множеством достойных качеств. Земное существование столь же непостоянно, как вечерняя роса или утренний мороз. В особенности неустойчива жизнь руководителей. Не надо тешить себя надеждой неизменной сохранности работы или бесконечной преданности своей семье. Может случиться нечто, заставляющее пренебречь долгом перед и тем и другим. Но если руководитель решит просто жить сегодняшним днем, а не жечь себя мыслью о будущем: представ перед своими служащими, думать, что это его последнее появление; смотреть на членов своей семьи с чувством, что никогда их больше не увидит,— его долг и внимание к ним будут абсолютно искренними. Тогда его сознание будет находиться в соответствии с чистотой, отвагой и честью.

 Смерть  может показаться неприятной  темой. Однако, хорошенько поразмыслив, мы приходим к следуюшим выводам. Во-первых, медииинские исследования показывают, что стрессовый образ жизни, связанный с нехваткой времени, сложными решениями, угрозами карьере, плохим питанием, недостатком физических упражнений, курением, употреблением алкоголя, становится причиной ранней физической смерти руководителей на поле битв. Во-вторых, сама организация может в любой момент прекратить существование из-за конкурентных потерь. И, в-третьих, преждевременная кончина возможна от гордости, самонадеянности и большого самомнения. Она столь же пугает, как и физическая смерть. И это со всей очевидностью проявляется в разрушительной силе поступков, совершаемых руководителями, когда они жертвуют хорошими деловыми решениями во имя самосохранения. Это — самая страшная смерть и главный убийиа. Поэтому воин-руководитель должен твердо помнить о смерти. Как лидер, он умрет в гордости и на высоком уровне самооиенки. Как руководитель, он умрет на самой вершине. Как человек, он умрет во плоти.

О силе слова и общении

Не помнящий о смерти беспечен, склонен к неблагоразумию и словам, обижающим других людей. Если происходит ссора, то можно ее уладить, если человек не обижается. Но если ссора не улажена, обиженный по секрету сообщит об этом всем другим. И когда руководитель пойдет на собрание неподготовленным, то может столкнуться с сильной политической группировкой. И не успеет он и глазом моргнуть, как его карьера и взлелеянные идеи рухнут. Даже его управляющий может оказаться в стане противников, а семья и друзья будут опозорены.

Все эти невзгоды происходят из-за того, что он забывает о смерти. Но тот, кто помнит об этом каждый раз, когда говорит с другими, пусть осторожно обдумает, как и надлежит руководителю, каждое слово и никогда не пускается в бессмысленный спор. А также не позволит никому заманить себя туда, где может внезапно столкнуться с неловкой ситуаиией. Он тем самым избежит бед и сожалений.

О здоровье и пользе физических упражнений

Воины-руководители, забывающие о смерти, склонны к  излишеству в еде и вине, к пренебрежению  физическими упражнениями. И как следствие неожиданно рано умирают от болезней печени, сердиа и иммунной системы. И даже пока они живы, болезнь делает их бесполезными для всех. Но те, кто постоянно помнит о смерти, сильны и здоровы. И поскольку они заботятся о здоровье, умерены в пище и питье, не пренебрегают физическими упражнениями, то не болеют и живут долгой здоровой жизнью.

 

О желаниях в человеке

Человек, живущий в этом мире, может потакать всем своим желаниям, зависти и жадности. И он может захотеть того, что принадлежит другим: их положения, власти и имущества. Не довольствуясь тем, что имеет, он становится эгоистичным скрягой. Но если он всегда смотрит смерти прямо в лиио и испытывает минимальную привязанность к материальным ценностям, то он не проявит неуемности и жадности. И станет прекрасным человеком.

О высокомерии и завышенной самооценке

В связи с медитациями по поводу смерти мне вспоминается история монаха Синкая, который целыми днями сидел и размышлял о смерти. Несомненно, это вполне подходит к образу жизни отшельника, но не руководителя. Действуя так, руководитель пренебрег бы своим долгом перед организацией и законом чистоты, отваги и чести. Напротив, он должен быть постоянно занят своими делами: общественными и личными. Но когда у него появляется немного свободного времени, неплохо было бы обратиться к вопросу смерти и обязательно его обдумать. Разве мы не видели тех, которые не помнили всегда о смерти и перестали преуспевать из-за высокомерия и завышенной самооиенки? Считайте, что это — наставления молодым руководителям.

 

Глава 2

О ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ  РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Главный принцип руководителя: правильно и неправильно

Истинный руководитель должен верно понимать эти два  положения. Если он знает, как добиться первого и избегнуть второго, то выберет безошибочный путь руководителя. Правильно и неправильно — это лишь хорошо и плохо. И я не стану отрицать, что существует четкое различие между этими понятиями: действовать правильно и делать добро труднее и утомительнее, чем поступать неправильно. Делать же зло подчас легко и приятно. Следовательно, естественной является склонность к неправильным или злым поступкам, презрение к правильным и добрым. Но быть столь непостоянным и не делать различий между правильным и неправильным противоречит здравому смыслу. Всякий, кто видит это различие и все же поступает неправильно, вовсе не истинный руководитель, а грубый и невежественный человек и должен быть снят со своей должности, дабы защитить предприятие. Причина неправильных и злых поступков — недостаток самоконтроля. Хотя все может выглядеть и не столь уж и плохо. Разбираясь в сути явления, мы увидим, что все сводится к трусости. Вот почему я придерживаюсь мнения, что для руководителя жизненно важно стремиться поступать правильно и хорошо. Как важно проводить эти принципы в организации?

Существует три категории  мотивов правильных поступков. Рассмотрим такой пример: человек едет в командировку и останавливается в одном номере с коллегой, у которого при себе несколько тысяч долларов. Чтобы не рисковать, храня их при себе, тот оставляет деньги в безопасности в гостиничном номере, не ставя в известность никого, кроме соседа по комнате. Затем, спустя некоторое время, владелец денег умирает от сердечного приступа.  И  при  том,  что  о  деньгах  никому  не известно, его бывший коллега из чистой симпатии и сострадания, без всякой задней мысли немедленно сообщает об этом родственникам и возвращает все деньги им. Именно таков человек, поступающий правильно.

Однако представьте, что  коллега с деньгами был человеком  замкнутым, общался лишь с несколькими людьми и ни с кем не откровенничал. Таким образом, никто о деньгах не знал бы. И тогда вполне могло бы статься, что его сосед мог бы расценить это как улыбку фортуны и счел бы, что не будет большого вреда, если он смолчит и оставит

деньги себе. Но затем, ощутив укол стыда за свои нечистые помыслы, он сразу бы возвратил деньги. Это человек, поступающий верно от стыда, порожденного разумом.

Теперь рассмотрим случай, когда кто-нибудь еще, один из членов семьи или его помощников, знал бы о деньгах. Поэтому сосед  умершего, стыдясь того, что подумают о нем другие или что может быть сказано о нем в будущем, возвращает деньги. Это человек, поступающий правильно из-за стыда перед другими людьми.

Таким образом, правило верного поведения базируется на том, что прежде всего мы чувствуем стыд перед суждениями нашей семьи и друзей. Затем ошушаем позор в глазах знакомых и незнакомцев. Поэтому мы будем избегать неверного и стремиться к тому, что правильно. Затем это естественным образом войдет в привычку, и со временем у нас сформируется мировоззрение, тяготеющее к правильному и отвергающее неправильное.

В качестве другого  примера рассмотрим древнее сражение. Тот, кто рожден храбрым, не увидит ничего особенного в том, чтобы сражаться под градом стрел и пуль. Преданный верности и долгу, он подставит свою грудь под огонь неприятеля и насядет на врага, являя в своей великолепной доблести неописуемо чудесный пример для всех наблюдателей. Но найдется и тот, чьи колени дрожат и чье сердце трепещет, поскольку он задается вопросом: как он сможет действовать достойно среди всех опасностей? Но он продолжает участвовать в сражении, потому что стыдится быть единственным,  кто  колеблется  перед лицом  товарищей  во время продвижения, и боится потери репутаиии в будущем. Так он укрепляет свою решимость и наседает на неприятеля вместе с тем, кто храбр по натуре.  Таким образом, хотя  он  поначалу слабее храбреиа, но после нескольких повторений подобного опыта он привыкает и начинает следовать примеру рожденного отважным. Со временем его храбрость подтверждается, и он вырастает в воина, не уступающего тому, кто рожден бесстрашным. Итак, для того, чтобы поступать правильно, и для того, чтобы обрести доблесть, нет иного пути, чем тот, что идет через чувство стыда. Если человек  говорит:  неправильные  поступки не  имеют значения. Если плюет на обвинения в трусости, утверждая, что нехватка храбрости тоже не важна. Что сможет переделать подобного человека? В странах, где власть наказывает преступников, не делая упор на чувство стыда, приходится тратить множество средств  на содержание большого количества заключенных. И привычка к добру и доблести не привита  в  обществе.  Напротив,  в  странах,  в которых наказание преступников базируется на порицании со стороны родственников и друзей, коллег и знакомых, количество преступлений и заключенных значительно меньше. И привычка к добру привита всем. Последний путь — лучший.

О боевом духе

Очень важно, чтобы руководитель-воин никогда и ни под каким предлогом  не пренебрегал духом конкуренции. Ведь даже самая наименьшая из организаций лелеет мечту завоевать клиентов и победить конкурентов, в чем и выражается воинский дух империи капитала. Впрочем, малые предприятия, конечно, не могут иметь руководителя и блюсти кодекс.

Ни один руководитель не должен оставлять меч «стратегического мышления» даже тогда, когда идет в ванную. И если так поступают даже в своем доме, то еще важнее, чтобы это происходило, когда он идет на рынок. Ведь в пути он может столкнуться с молодым предпринимателем или с представителями организации, опьяненной собственной мощью, которые могут внезапно затеять ссору с ним. Есть старое самурайское высказывание: «Когда ты выходишь за ворота, веди себя так, будто у тебя в поле зрения враг». Так что руководитель всегда должен носить меч «стратегического мышления» на поясе и никогда не забывать о духе конкуренции. И если это так, в его сознании всегда должна присутствовать мысль о смерти. Смерть может настигнуть руководителя и его организацию в любой момент. Ведь руководитель, который не сохраняет в себе подобный воинственный дух, даже если и мыслит себя стратегом, на деле не более чем политикан в шкуре воина.

Информация о работе 47 принципов древних самураев