47 принципов древних самураев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 04:55, лекция

Описание

Мы — самураи-руководители XXI века. Мы жаждем открыть принципы такого лидерства, которое позволило бы создать великую организаиию, подобную той, что имели самураи в течение семи веков. Параллели этого древнего текста с современными проблемами просто захватывают. Но при этом шокирует то, что мы забыли о пути к просветлению, которое бы дало возможность нам добиться многого в жизни.

Работа состоит из  1 файл

47 принципов древних саураев.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

О репутации руководителя

Руководитель должен постоянно читать истории о делах бизнесменов, чтобы укрепить свой характер. В этих работах производится счет сражений с детальными описаниями и именами тех, кто совершил благородные поступки, как и число павших. И среди последних руководитель может отметить важных для сражения воинов, но их имена не сохранились. Среди младших руководителей были отобраны лишь те, чья доблесть была выдающейся, и только их имена записали для потомков.

Важно, однако, осознать, что и тот, от кого не осталось даже имени, и тот, кто прославился  в веках, пали, испытав одинаковую боль, когда их головы были отрублены врагом. Взвесьте это как следует. Если смерть неминуема, задачей руководителя должно быть умереть, совершая деяние великой доблести, способное поразить как товарищей, так и врагов. Тогда о его гибели будет сожалеть высший руководитель, и после него останется громкое имя для будущих поколений. Сколь отличается это от участи труса, который в сражении последний, а в  бегстве первый.  Во время  нападения на крепость он заслоняется товарищами, как шитом, от врага. Сраженный, он падает и принимает собачью смерть, и по его телу шагают товарищи. Это величайший позор для руководителя, и забывать о подобном никогда не стоит.

О сотрудничестве с коллегами

У руководителя на службе может быть среди его  знакомых и товарищей человек, с  которым по какой-то причине он не хочет сотрудничать. Но если им приказано работать вместе, он должен немедленно пойти к нему и сказать: «Нам с вами приказано сотрудничать, хотя мы раньше не ладили. Я верю, что вы будете со мной сотрудничать и мы вместе будем исполнять наши обязанности правильно, без всяких осложнений». Если другой является его начальником по службе, он должен спросить его насчет вознаграждений и попросить у него различных инструкций. Если на следующий день его переведут на другой участок работы, то они могут возвратиться к прежним условиям сотрудничества. При этом их договоренность о добросердечном сотрудничестве в выполнении служебных обязанностей — правильное поведение для руководителя.

Тем более что  подобные сердечные отношения должны существовать между сотрудниками, у которых никогда не было еще совместной работы. Но те, кто всегда стремится к власти, не могут сотрудничать с другими. Лишенные добросердечия, ни не будут помогать новичкам на предприятии в освоении тонкостей работы. Они не будут стимулировать их эффективную работу, напротив, будут радоваться, когда те совершают ошибки. Этот тип людей будет вносить в работу негативный настрой, а значит, достоин осуждения. Это именно тот тип руководителя, который способен выкинуть любую грязную уловку, например, обратиться в суд против собственных товарищей, если те окажутся в затруднительной ситуации. Людей подобного типа следует избегать.

О чувстве стыда

Если в древние  времена говорили: человек едва может  держать свободную лошадь, то имели  в виду, что у него значительный доход. Или: что у него домашний скот полуголодный, если доход средний. Доход ниже среднего описывался так: человек имеет лишь ржавое копье. Древний стиль руководителей не требовал употребления цифр для описания доходов. Они использовали такие выражения, потому что человеческое достоинство основывалось не на доходе, и никто не стыдился того, что имеет мало денег. «Ястреб может умирать от голода, но не притронется к зерну». Или: «Даже голодный самурай пользуется только своей зубочисткой». Эти пословииы хорошо иллюстрируют чувство стыда.

Молодые люди никогда  не говорили о личной выгоде или потере имушества, тем более не упоминали о ценах. И краснели, когда слышали разговоры о любовных похождениях. Теперешние руководители иногда путают человеческое достоинство с размером дома, маркой машины или стилем одежды, тол-шиной кошелька или даже с владением яхтой и самолетом. Это трагическая путаница. Это отвлекает от сути жизни и от сознания долга. Хотя  егодняшним руководителям, возможно, и не удастся приблизиться к идеалам древних, следует вос-хишаться ими и изучать их. Самураи говорили: «Пусть у человека сломан нос, но он может дышать им, вот и отлично». Вот как мы должны к этому относиться.

О честности и сыновней почтительности к родителям

Тот, кто является руководителем, должен основывать свое поведение на честности и целостности, особенно в том случае, если это касается его долга перед семьей или обществом. Каким бы способным, красноречивым и красивым он ни был рожден, если у него нет честности, то все это не имеет значения. Ведь путь руководителя требует, чтобы человеческое поведение было последовательным во всем, а действия всегда совпадали со словами. И если не будет жестких критериев, знания, что правильно, а что нет, то нельзя предпринимать «правильных» действий, пользуясь случайным выбором. Например, нельзя действовать в бизнесе иначе, чем в семье или обществе. Человек не может быть вором только ночью, он будет им и днем. Нельзя быть лгуном в семье и не являться им на совете правления. Все действия в разных ситуациях должны совершаться по единым правилам. Иначе честность руководителя под вопросом. И тот, кто не знает, что такое «правильно», едва ли может назваться руководителем. Например, руководитель с полным пониманием осознает, что родители — творцы его бытия, и он — часть их крови и плоти. Сейчас в выражении долга детей перед родителями можно выделить две группы людей. Первая, где позиция родителей честна, они  обучают своих детей с искренней добротой. Оставляют им все имущество и деньги, мебель и бытовые предметы, а также принимают их браки. Когда такие родители уходят на пенсию, то, естественно, дети заботятся о них. Даже по отношению к незнакомому человеку или близкому другу мы всегда очень хорошо расположены и сделаем для него все, что сможем, хотя это иногда противоречит нашим собственным интересам. Насколько глубокой тогда должна быть любовь между родителем и ребенком? Сколько бы доброго ни делали дети для таких родителей, они не могут не чувствовать, что это никогда по-настоящему не равноценно. И это — всего лишь обычная почтительность к родителям, и в этом нет ничего необычного.

Но если родители никогда  не были добры и, состарившись, постоянно ругаются, настаивая, что все по заслугам должно принадлежать только им? И если не дали своим детям ничего, но постоянно настаивают на внимании к себе? И всегда жалуются посторонним на своих неблагодарных чад и несчастную старость, тем самым унижая детей в глазах окружающих? Даже таких сварливых родителей должно почитать. Умиротворять их плохой

характер и  выносить старческие немощи, не выказывая неудовольствия. Прилагать все усилия, заботясь о них,— это настоящая почтительность к родителям.

Руководитель,  обладающий  цельностью  и  идущий  по  пути  честности,  в  корпорации  проявит себя не только в условиях процветания команды управляющих, но и  когда  начинаются  неприятности. И этот человек не уйдет, когда одно препятствие превратится в 10, в 100, и будет стоять до конца, считая свои собственные интересы ничем в сравнении с  верностью  воина. И поэтому между словами «родители» и «организация», «сыновнее поведение» и «честность» нет четких границ*. Они не слишком  различаются  по  значению.  Существует древняя поговорка: «Ищи верного вассала среди почтительных».  И  не  стоит  думать:  если  человек ведет себя неподобающе по отношению к своим родителям, то сможет быть верным команде. Или: если человек унижает другого, в то же время он может рассчитывать на доверие своих коллег. Если человек  не  может  исполнить  свой   долг   передродителями, которые дали ему жизнь, то сомневаюсь, что он будет преданно служить организации людей из чистой благодарности или за вознаграждение. И если он не способен держать свое слово перед кем-нибудь вне отдела, едва ли он будет честен внутри его. И в организации  этот человек будет  критиковать  любой  проступок  своего управляющего.  И  если  что-то  ему  придется  не  по вкусу, он отбросит верность в сторону и исчезнет  в  самый  критический момент.  Или  предаст свою команду, перейдя на сторону врага. Примеры такого низкого поведения были во все времена, и нужно с отврашением этого избегать.

  • При сегодняшнем образе жизни дети обычно далеко уезжают от дома, и остается неясным, насколько они честны в выполнении долга перед родителями. Древнеаэиатская традиция во всей точности не может соблюдаться повсеместно, но все же учтите: то, как человек обращается с семьей и незнакомиами, является показателем того, как он будет вести себя внутри организации. К этому нельзя пренебрежительно относиться, потому что сотрудников принимают на работу в соответствии с их умениями и опытом, а большинство увольнений происходит из-за поведения. Поведение поэтому должно быть определяющим критерием при найме на работу.

О храбрости

Аля руководителя необходимы три качества — верность, правильное поведение и храбрость. Мы говорим о верном руководителе, справедливом руководителе и отважном руководителе, но только тот, кто обладает этими качествами,— руководитель высшего уровня. К сожалению, среди руководителей  трудно найти хотя бы одного  такого. Сейчас верного и справедливого руководителя, пожалуй, нетрудно отличить даже по обычному поведению, но вычислить храброго в стабильные времена не так уж легко. Каждый может быть хорошим капитаном в штиль. Но именно смелый и отважный наиболее ценен во времена корпоративного кризиса, когда необходимы нововведения, чтобы воспрепятствовать натиску врагов. Однако не нужно ждать кризиса, чтобы выявить смелых. Ведь храбрость проявляется не в тот момент, когда человек надевает доспехи и идет в бой. Можно узнать, есть ли она, и в самой обычной жизни. Потому что рожденный отважным задаст жару своему вышестоящему менеджеру, когда необходимо. Он не льстит старшим по должности и смело указывает на их ошибки*. Он рискнет внести новые и интересные изменения.  И  когда у  него  появляется  свободное время, он использует его для обучения и не пренебрегает практикой искусства менеджмента. Он — враг безделья, очень осторожно вкладывает свои деньги и с умом использует время. Если вы думаете, что это указывает на отвратительную жадность,  вы ошибаетесь: он  свободно тратит их, когда это нужно. Он не делает никогда ничего, что противоречит принципам и ценностям корпоративной культуры. Он бережет свою жизнь в надежде, что совершит когда-нибудь выдающийся поступок. Наверняка он  умеряет аппетит к еде и питью, избегает злоупотребления удовольствиями, сохраняет тело в здоровье и силе. И в этом жестком самоконтроле — начало доблести.

Лишенный отваги будет  лишь прилежно поддерживать своего вышестоящего менеджера без намерения продолжать его дело. Будет всегда соглашаться, даже если его идеи не слишком хороши. Не станет спорить ни со старшим по должности, ни со своими коллегами, если в этом не будет прямой выгоды. Безразличен он к принципам и ценностям организации. Сует нос, куда не надо; делает то, чего делать не следует; во всем ставит свои желания на первое место. Особенно противится необходимости изучения искусства менеджмента, но ведет себя так, словно знает об этом все. Читает последние книги по менеджменту и мнит себя экспертом, но считает ниже своего достоинства применять на практике то, чему они учат. Постоянно хвастается прошлыми заслугами, высокой репутацией и связями, чему, впрочем, особой  веры  нет. Тратит деньги на излишества, не думая о завтрашнем дне. Но когда потратиться необходимо, жадничает и даже старается пропустить свою очередь в складчине. Ест и пьет он слишком много, чересчур падок на всяческие удовольствия, и у него весьма слабое здоровье для достойной службы на благо организации. Этим истощением физических сил и отсутствием долголетия он обязан лишь слабому и не тренированному сознанию, неспособному к самоконтролю. И совсем не думает о бедах и неприятностях, которые причиняет семье. И мы не ошибемся, поставив ему диагноз труса. Вот так можно отличить отважного от труса даже в мирное время.

 

* День, когда менеджер  высшего класса принимает свою  должность, зачастую становится последним, когда он может услышать правду. Люди не любят сообщать своим начальникам плохие новости. Менеджеры высшего класса должны быть осторожны, чтобы не поошрять этого и не оттолкнуть тех, кто пытается довести не приукрашенную информацию. У одной большой компьютерной компании была -философия», выразившаяся в лапидарной форме: «Если у вас нет хороших новостей, я найду того, у кого они есть!» Конечно же, такое отношение руководства было очень важным для всех сотрудников. Единственной проблемой было то, что у каждого из них была только хорошая новость. Большинство руководителей не знали о проблемах, пока им не пришлось уволить почти половину сотрудников, начиная с менеджеров высшего ранга.

О почтении

Пути честности, отваги и чести не только для руководителей. Они равно священны для всех разрядов сотрудников, покупателей и конкурентов. Но иногда представители этих разрядов могут поступать недостойно, даже проявлять неуважение, используя имя компании непочтительным способом и высказывая неверные взгляды о ней. А в отношении руководителя все совсем иначе. Что бы он ни говорил о своей честности и почете, если ему не хватает хороших манер и этикета, с помощью которых выказывается уважение, его нельзя считать живущим в согласии со своими словами. Подобная пренебрежительность — неподходящее поведение для того, кто хочет стать руководителем. Даже оставаясь в одиночестве, не нужно забывать о своей приверженности честности, отваге и чести.

Как менеджер высшего  ранга и главный управляющий, руководитель должен всегда уважительно относиться к своим подчиненным. Злобные или недобрые слова не должны высказываться вообше, но негативные мнения должны быть оглашены твердо и убедительно. Любое согласие или несогласие должно почитать, а не использовать как доказательство выражения неуважения к компании или ее управлению. Руководителю лучше уйти и служить в другом месте, чем разрушать дом, имя которого на его визитке.

Когда работаешь с  сотрудниками, уважение просто необходимо для профессиональной и достойной работы. Руководитель должен уважать мнение, оиенки и доводы сотрудников, даже если они не совпадают с его собственными. Сотрудники — передовая линия, их полномочия и работа прямо соотносятся с проявленным к ним уважением. Хорошие лидеры знают об этом. Плохие лидеры пытаются сохранить свою власть и статус, возвеличивая себя за счет сотрудников. Для плохого лидера власть над сотрудниками намного важнее, чем уважительное отношение к ним. Этот тип руководителя нужно устранить, как нарушителей кодекса, предотвращая разрушение преданности сотрудников.

Информация о работе 47 принципов древних самураев