47 принципов древних самураев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 04:55, лекция

Описание

Мы — самураи-руководители XXI века. Мы жаждем открыть принципы такого лидерства, которое позволило бы создать великую организаиию, подобную той, что имели самураи в течение семи веков. Параллели этого древнего текста с современными проблемами просто захватывают. Но при этом шокирует то, что мы забыли о пути к просветлению, которое бы дало возможность нам добиться многого в жизни.

Работа состоит из  1 файл

47 принципов древних саураев.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

дневную работу. Когда  мы сравниваем положение самураев и наших современников, рожденных в условиях современной цивилизации, спящих с включенными кондиционерами летом, завернутых в стеганые одеяла зимой, поглощающих все, что захочется в любое время дня, то должны признать себя счастливыми. И нет никаких причин расценивать обязанности мирного времени как серьезное бремя или игнорировать важность развития стратегии.

О необходимости аналитической работы

Руководитель обязан побеждать в конкурентной борьбе, устранять препятствия к росту эффективности производства и организовывать безопасный труд штата компании. Следовательно, все те, кто достоин этого звания, не должны совершать никакого насилия или несправедливости против подчиненных всех рангов. Руководитель не должен требовать больше разумного. И при этом он не должен изводить подчиненных принуждением к сверхурочной службе, без должной компенсации, осложняя их жизнь неэффективным планированием или неудачными действиями менеджера.

Он не должен забывать оплачивать услуги по-ставшиков или  заставлять их долго ждать положенной оплаты. Нужно всегда быть внимательным к тому, чтобы сотрудники, связанные с поставщиками, не разрушали добрых отношений. Если вы не можете сразу уладить платежи, причитающиеся по сделкам, то, конечно, надо платить при первой же возможности, чтобы избежать дальнейших потерь и бедствий. Руководители, чья обязанность состоит в защите сотрудников от грабителей и воров, не должны подражать этим преступникам.

О мерах предосторожности в путешествиях

Время от времени руководитель должен отправляться в командировки для выполнения своих обязанностей. Но дорога не предполагает безопасности, как в стенах офиса. Так что исполнитель должен оберегать в дороге свое здоровье и заботиться о качестве жизни. Многие руководители этим пренебрегают. Они путешествуют с важными документами, но распоряжаются ими халатно*. Забывают стратегические данные в кармашках сидений самолетов, гостиничных номерах или общественных местах. Тот, кто достоин звания руководителя, должен оберегать такую информацию, словно рядом находится вражеский шпион. Это верно в отношении документов и телефонных переговоров. Часто конфиденциальные разговоры ведутся по незащищенным линиям связи или так громко, что их можно услышать в нескольких шагах. Руководитель  в пути должен всегда помнить, что никогда наверняка не остается в одиночестве.

Руководитель никогда  не должен забывать, что на багаже указывается  его имя, а зачастую и название компании. Его поведение не должно подрывать авторитет фирмы, в которой он служит. Многие в общественных местах выказывают гнев или совершают неадекватные действия по отношению к другим, словно никого вокруг нет, и никто не знает, кто они и откуда. А отличительные признаки багажа с готовностью указывают на фирму, которую они представляют. Так они позорят своих высших руководителей.

Мудро путешествовать днем, это быстрее и удобнее. Нередки  случаи изменения расписания, задержек маршрутов, так что командированному днем легче и быстрее подобрать подходящую замену. Большинство руководителей-воинов знают: три смены одежды — все, что необходимо. Они чистят одежду в пути, и поэтому трех смен белья достаточно даже для долгой поездки. И к этим вещам надо относиться бережно.

  • Недавно, во время полета, я нашел конфиденциальный стратегический план компании вместе с журналом, на почтовой наклепке которого стояла та же фамилия, что и на факсе. Я узнал не только, кто этот человек, но и где он живет. Хотя документ был разорван, не требовалось обладать особыми навыками, чтобы собрать его. Попади он в руки конкурентов, это могло бы нанести компании серьезный урон.

О найме на работу и продвижении по службе

В период гражданских  войн, когда сражения были непрерывны, если самурай погибал или умирал от ран, его господин или командир позволяли, из уважения к заслугам павшего, его сыну наследовать его место и содержание. Теперь, когда общая обстановка изменилась, правила феодального наследования больше не применимы в сфере управления рынком. Однако кое-что из этого и сейчас может оказаться применимым, особенно в условиях опасности. В давние времена принципы семейной чести составляли основу социальной дисциплины и гарантировали надлежащую преемственность. Сегодня в число критериев найма входят возраст, опыт работы, дружеские связи, фаворитизм, честь и дисциплинированность. И если старший руководитель продвигает младшего, основываясь на этих критериях, и решение оказывается правильным, то он счастлив и радуется. Но если это стало неудачей, старший должен обратиться к менеджеру высшего ранга, подтвердить свою ошибку и исправить ее. Для старшего исполнителя зашита и сокрытие скверной ситуации означает позор для компании, в которой он служит, и для его высшего руководителя. Такой руководитель нарушает кодекс, не следует пути долга и не должен оставаться начальником. Но если руководитель признает допущенную ошибку, то сохраняет доверие к себе и обнаруживает служебную лояльность. Высший руководитель дарит ему прощение и понимает, что тот уже осознал неправильность действий.

Со стороны  младшего руководителя будет благородно, осознав ситуацию, попросить перевода на прежнюю должность или увольнения. Такое достойное понимание высоких требований к руководителю нечасто встречается у молодых, но чрезвычайно высоко ценится в корпорациях. Будет глупо со стороны менеджера высшего ранга уволить такого молодого руководителя со службы или серьезно понизить в ранге. В грядущих сражениях следует окружать себя доблестными воинами.

Проблемы, связанные  с неправильным назначением, лучше предупреждать, чем преодолевать. Многие затруднения связаны с тем, что выдвижение производится на основании успешной работы на занимаемой должности. Это грубая ошибка. Продвигать по службе надо тех, кто продемонстрировал способность к работе на новой должности, а не на прежней. Это совершенно разные веши. Многие организации поплатились за это, допустив эту ошибку. Лучше всего, когда в решении будут участвовать высшие руководители и подчиненные, потому что они знают лучше: соответствует ли кандидат кодексу.

Об  уважении к персоналу

Руководитель должен, если находит в работе отдела нечто  не устраивающее его в плане увеличения эффективности, привести разумные аргументы, обосновывающие необходимость изменения, и попытаться улучшить работу подразделения. В этом случае правильно будет вести разъяснение снисходительно и терпеливо, не подчеркивать значительность вопроса. Но если расстановка сил подчиненных неудачна и он видит опасность для компании в дальнейшей работе отдела, то ему следует закрыть подразделение и предложить перераспределение обязанностей и высвобождение работников ненужных звеньев. Если он не сделает этого и удерживает отдел в прежнем состоянии, а только кричит и оскорбляет служащих, то ведет себя как некомпетентный «босс» старого стиля, времен индустриализации. Так не стоит поступать руководителю, и возмутительней всего то, что только трус не думает о более эффективной работе.

Служащий, обладающий значительным потенциалом, настоящий профессионал, в своем деле не допустит оскорблений и угроз, тем более от человека некомпетентного. Истинный индикатор этих некомпетентных руководителей — уровень текучести кадров служащих в их отделах. Даже если они могут привести убедительные оправдания этих явлений, с них нельзя снимать подозрений. В ситуации, если служащие слишком слабы, чтобы противостоять руководителю, они могут не уходить из отдела, и текучесть кадров окажется невысокой. Но действовать подобно служащим, которые слишком слабы или не знают истинных своих сил, отважный менеджер никогда не станет.

Об условиях работы

Руководитель  должен содержать подведомственную область в таком прекрасном состоянии, какое только позволяет бюджет. Когда клиенты корпо-раиии, поставщики и друзья видят, что и в отделе, и вокруг руководителя все сделано хорошо, это скажется на кредите доверия к высшему руководству и к нему. Также благоприятно воздействует это и на служащих, которые должны проводить существенную часть своей жизни в этой приятной и располагающей к успехам обстановке.

Также важно, чтобы материалы не были экстравагантными и оставляли возможность для перестройки, поскольку в нашем неспокойном мире даже руководители высшего ранга должны предполагать вероятность осложнений. Например, несколько этажей здания можно сдавать в аренду с невысоким риском и возможностью расторжения договора и возврата помещений, если уровень затрат понизится. Но подобно самураям, руководители должны быть готовы в нужный момент покинуть дом-крепость во время критического положения. Легкие строительные конструкиии, ничего монументального, если это не существенно для скорого ответа на вражеское нападение,— вот что необходимо. Все это надо понимать даже в мирную эпоху, и руководитель, желающий сохранить свой путь незапятнанным, не станет, конечно, думать о своем отделе как о постоянной структуре и тратиться без оглядки на сложное художественное оформление.

Есть и другая причина для того, чтобы позаботиться о возможности быстрого преобразования отдела. Это делается на случай реорганизации компании, чтобы соответствующим образом встретить новые возможности или угрозы. Рыночные требования изменяются и соответственно ведомственные функции тоже. Появляются новые отделы, а существующие преобразуются или упраздняются. Это неизбежное отражение рыночных отношений. Всякого руководителя, считающего неизменным положение вещей или позволяющего служащим думать так, можно назвать лишенным здравого смысла.

О главных  заботах руководителя

Руководитель  должен обеспечить поставку оружия в  соответствии со своими средствами. Каждый отдел должен иметь надлежащие инструменты, полноценные ресурсы и информационное обеспечение для ведения сражения. Если эти вещи делаются в спешке, что будет очевидным признаком небрежности, то вызовут презрение. Люди, выказавшие пренебрежение к этим областям, понесут ущерб от своих же коллег, вплоть до утраты карьеры, потому что никакие предосторожности здесь нелишни. Мелочные люди, которые развешивают на стенах подписи успешно обслуживаемых клиентов, но не вкладывают капитал в новейшие технологии, обучение сотрудников и материальное обеспечение отделов, на самом деле уклоняются от претворения этих идеалов в действительность. Подчиненные и коллеги считают их слабыми и неумелыми людьми, хотя они могут считать себя значительными фигурами. Ирония в том, что они живут, пока не убиты своим же отрядом. Из опасения общественного позора руководитель должен экипировать себя и свой отдел должным образом.

О служебном рвении и его последствиях

Когда молодой  руководитель хочет добиться высоких показателей, посоветуйте ему прилагать усилия только к сферам, на которые он может влиять, и не брать слишком крупных проектов. Хотя он может быть молод и энергичен, попытка пойти против обшей политики, не желающей реализовывать его пожелания, закончится крушением. И если он берется за осуществление слишком многих проектов, то не справится с ними, став старшим. Молодой человек может также свалиться от перегрузки, набрав большое число легких проектов, так что они превратятся в тяжелое бремя или помеху. И если молодой человек приобрел известность весомостью своих проектов и стандартов, ему будет трудно удержать их, становясь старше и когда он постепенно утрачивает энергию. Так что лучше для молодого исполнителя браться изменять то, что находится в его сфере влияния, и прибегать к поддержке наставников и тех, кто располагает большими возможностями. Его влияние будет возрастать по мере достижения меньших успехов, и тогда можно будет предпринимать более значительные проекты, поскольку будет больше тех, кто понимает и поддерживает эти новые идеи. Молодой руководитель не может распоряжаться таким объемом инвестиций, как совет акционеров. Он не может назначить себя главным менеджером, а только растратит пыл, вызовет возмущение и в конце концов ничего не добьется. Иногда лучше уйти и присоединиться к другому лагерю, чем оставаться сломленным там, где не понят или твои идеи не поддержаны.

О поведении руководителя на переговорах

Когда служащий сопровождает менеджера высшего ранга на переговорах, очень важно, чтобы он озаботился оценить расположение места переговоров, учел размещение аудиовизуального оборудования, температуру и продовольствие. Это нужно для того, чтобы высшего руководителя не отвлекали никакие мелочи от достижения соглашения. Поскольку не все исполнители следуют кодексу, он должен принять меры к выявлению любых необычных устройств регистрации или шпионажа, которые могут причинять неудобства или привести к утрате позиций на переговорах. Он должен также убедиться, что вся информация и данные, необходимые для успешной работы высшего руководителя, доступны для него в любой момент. Обязанность руководителя всегда быть бдительным и осторожным и обдумывать, как правильно реагировать на возможные проблемы службы, для выполнения которой он назначен.

О мерах защиты высшего руководителя

Когда в ходе деловой поездки сотрудник (клиент или поставщик) начинает спор, и все вовлекаются в ссору, должен ли вмешаться в нее менеджер высшего ранга, или нет, зависит от того, насколько подготовлен вопрос. Если в конфликт вовлекается высший руководитель, может быть трудно контролировать ситуацию. Помните, что это именно та неприятность, при которой надо быть особенно осторожным, чтобы позаботиться не только о лидере, но и о своих товарищах. Посоветуйте каждому сотруднику проявлять сдержанность во избежание недоразумений.

Когда вы сопровождаете вашего руководителя на переговоры и участники начинают изменять предварительные договоренности, вы должны сразу же уведомить высшего руководителя о замеченных изменениях в ходе дел. Если невозможно сохранить мир и начинается схватка, вы должны удалить вашего руководителя из помещения, поскольку эмоциональная ситуация может привести к непредсказуемым последствиям и падению его авторитета. Одновременно будьте готовы защищать себя и ринуться в сражение.

Когда вы сопровождаете  вашего руководителя на общественное мероприятие и происходит нечто  неблагоприятное, когда он там, во всяком случае, кажется, что может возникнуть нечто угрожающее ему, объявите: «Я, такой-то, менеджер господина N.. обеспокоен развитием событий и хочу убедиться, все ли в порядке». Тогда, возможно, участники ответят: «Мы не думаем, что происходит нечто серьезное, хотя ваше беспокойство естественно. Но поскольку вашему господину ничего не угрожает, вы можете успокоиться». И, таким образом, все будут довольны. Затем вы должны взглянуть на вашего руководителя и удостовериться по его глазам, что все в порядке, после чего удалиться.

 

 

Глава 4

ОБ ОБРАЗОВАНИИ  И ЛИДЕРСТВЕ РУКОВОДИТЕЛЯ

Об образованности

Информация о работе 47 принципов древних самураев