47 принципов древних самураев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 04:55, лекция

Описание

Мы — самураи-руководители XXI века. Мы жаждем открыть принципы такого лидерства, которое позволило бы создать великую организаиию, подобную той, что имели самураи в течение семи веков. Параллели этого древнего текста с современными проблемами просто захватывают. Но при этом шокирует то, что мы забыли о пути к просветлению, которое бы дало возможность нам добиться многого в жизни.

Работа состоит из  1 файл

47 принципов древних саураев.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

Это отношение должно быть также распространено в обхождении с клиентами и конкурентами. Тем, кто плохо говорит о ком-то из них, просто недостает ума. Клиенты — источник жизни для корпорации, и их должно уважать, как землю за то, что она — источник жизни. Конкурентов тоже надо уважать, так как унижение достоинства и критические замечания в их адрес приводят к тому, что руководитель выглядит трусливым и некомпетентным. Уводить клиентов у конкурентов надо корпоративными заслугами. Хотя противники могут сражаться, как неумелые бойцы, и даже не почитать кодекс, нет оправдания руководителю, который ставит под угрозу ценности компании.

О бережливости и меркантильности

Большие и маленькие  руководители, находящиеся на службе, должны всегда практиковать экономность и стараться вести дела так, чтобы не возникало дефицита средств на внутренние расходы. Те, у кого огромный доход, могут, обнаружив, что живут не по средствам, быстро изменить свои дела, экономя и урезая зарплаты. Они смогут скоро восстановить свою платежеспособность. Но если у человека маленький доход, а он пытается жить на широкую ногу, то навлекает на себя ненужные затраты и попадает в трудное положение. Он не может восстановиться, поскольку существуют обязательные платежи. И как бы ни пытался сэкономить, лишь все больше погрязает в долгах, пока не подойдет к полному разорению. Пытаясь поправить домашние и личные дела, он в этой ситуации станет хвататься за все, прибегать ко всевозможным уловкам и хитростям, вплоть до того, что станет говорить то, чего не следует, или делать то, что недопустимо. Именно финансовые затруднения заставляют  даже  людей с хорошей репутаиией поступать некрасиво, в совершенно не свойственной им манере.

Человек должен твердо решить жить только по средствам  и быть очень осторожным, чтобы  не оказаться вовлеченным в ненужные затраты. Он должен тратить деньги лишь на то, что необходимо. Именно это называется правилом экономии. Но есть еще нечто, о чем необходимо сказать. Ничего не делать, но говорить об экономии, ничего не тратить, урезать везде и радоваться, когда добавляешь еше одну монетку с помощью какой-нибудь махинации с целью наживы, значит попасть в рабскую зависимость от грязных денег. В конце концов, человек теряет всякое чувство порядочности и будет делать то, чего не должно. Или не делать того, что должно. Люди этого типа теряют все, кроме инстинкта накопления. И то, что они практикуют, называется меркантильностью, а не экономией. Жадность в руководителе должна быть с омерзением отвергнута. Если он ставит деньги выше своего долга и скупится их тратить, то он не попытается рискнуть своей драгоценной карьерой ради изменений, необходимых жизни организации? Вот почему древние китайцы говорили, что жадность — синоним трусости.

О дружбе

Аля руководителя крайне важно сотрудничать и дружить  только с теми из коллег, кто храбр и обязателен, мудр и влиятелен. Но так как подобных людей не так уж много, надо найти из множества одного, на которого можно полностью положиться в трудное время. В целом, однако, руководителю не стоит делать другом того, с кем он предпочитает есть, пить и общаться. Если он поймет, что они близки по духу, и сделает своим другом веселого компаньона, они легко могут начать вести себя как не подобает: общаться друг с другом без церемоний, проводить вечера за песнями и балладами, использовать между собой фамильярные выражения. Они могут в какой-то момент сблизиться, а в следующий из-за мелочи разбежаться и не разговаривать. Такое понимание чести обнаруживает непрофессионализм и может позволить другим сотрудникам манипулировать этой дружбой в собственных целях. Если такие друзья — компаньоны в общественных делах, неверные суждения могут последовать из-за личных или политических интересов, идущих вразрез с бизнесом*. Ни в семейных отношениях, ни в бизнесе лучший друг ни в коем случае не должен компрометировать близкого ему человека. И если дружба очень крепка, то  такой  конфликт может  произойти.

  • Близкая дружба может стать причиной проблем, если она начала препятствовать объективным решениям, необходимым для блага бизнеса. Например, старые добрые связи привели руководителя банка в ярость, когда он попытался сэкономить 20 процентов, отказав прежнему клиенту и вступив в соглашение с новым подрядчиком (дело касалось операций с недвижимостью). Его попросили не делать этого, потому что «Джек ходил со мной в садик, он хороший парень, из аристократической семьи". И банк потерял сотни тысяч долларов из-за решения продолжать работу с невыгодным подрядчиком.

О надежности

Надежность — одно из важных качеств руководителя. Но это вовсе не значит, что он должен предлагать помошь или соглашаться с любым планом без причины. Не надо хвататься за дела, не имеющие значения для корпорации, или брать на себя обязательства в посторонних работах. Даже в делах, которые в какой-то степени тебя касаются, намного лучше оставаться в стороне, если никто не просит вмешательства. Потому что, оставив более сложные и занимаясь исключительно простыми вопросами, руководитель может настолько в них втянуться, что потом не выпутается без риска для собственной карьеры. Принято говорить, что менеджер высшего ранга не должен быть излишне услужлив.

Если в прежние времена  самурая просили об одолжении, он долго думал, будет ли оно вознаграждено, или нет. Если наверняка нет, он эту просьбу отклонял. А если все-таки надеялся на вознаграждение, то брался, только тщательно обдумав, как все сделать быстро и освободиться. Вследствие этого трудности быстро и успешно

разрешались, и благотворитель заслуживал высоких похвал. А если, не думая, взять на себя обязательства, которые не сможешь исполнить, тс заслужишь репутаиию человека беспринципного, когда все выявится.

Нужно все зрело обдумать, прежде чем давать совет или сообщать свое мнение. Родители или учителя, старшие братья или дяди могут давать совсем неподходящие советы своим детям, племянникам, ученикам без большого вреда, но все, исходящее из уст руководителя, должно быть проанализировано и взвешено.

Особенно внимательно и серьезно надо относиться к словам, сказанным коллегам и друзьям. Если его просят участвовать в консультации, конечно, можно сказать, что хороших идей по этому поводу нет, и отказаться от дискуссии. Но если он все-таки становится участником дискуссии, будет полезно, если выскажет то, что думает, ясно, четко и сдержанно, не обращая внимания на неодобрение и злобу, которые могут выказать окружающие.

Если из слабости или страха их обидеть он проявляет колебание и соглашается с тем, что неразумно, чтобы избежать раздора, позволяет говорить неподходящие веши и взваливать свою ношу на других, то его в конце концов назовут никудышным советчиком, освищут и будут презирать. А со своей стороны, не надо считать

себя слишком важным для того, чтобы спрашивать совета, стремиться принимать решение, сполагаясь только на свое мнение, иначе можно натворить бед и в результате потерять авторитет в глазах сотрудников.

О лени

Руководитель на службе должен жить сегодняшним днем и не заботиться о будущем. Если он делает все, что должен, с рвением и тщательностью, ему не приходится испытывать упреков совести и сожаления. Но жизнь сегодняшним днем вовсе не означает, что все, касающееся будущего, можно проигнорировать. Возникают большие проблемы, когда люди полагаются на будущее, становятся ленивыми и бездеятельными, пускают все на самотек. Они откладывают срочные дела после многих дискуссий, не говоря уже о делах не столь важных и веря, что легко их сделают и завтра. Они перекладывают ответственность на других и обвиняют их за недостатки. И если им не удается найти помощника, они оставляют намеченное несделанным, так что в скором времени накапливается множество незаконченной работы. Эта ошибка возникает оттого, что человек полагается на будущее, чего следует всячески избегать.

Например, некоторые руководители недостаточно ответственны, чтобы приезжать на собрание вовремя. Они глупо тратят время на сигарету или                                                                                                                                         

беседу с коллегами, когда уже надо выходить, поэтому  поздно выезжают из офиса. Приходится так спешить, что по пути они не проявляют учтивости к людям, которые проходят мимо. И добираются до места назначения, вспотев и тяжело дыша, к тому же вынуждены придумывать правдоподобное оправдание своему опозданию. Если у руководителя намечено собрание, то он ни в коем случае не должен опаздывать на него. Если он приезжает чуть раньше и должен немножко подождать, не надо сидеть и зевать, но также не надо и спешить уйти, когда мероприятие закончится, словно там неприятно находиться. Все эти вещи выглядят не слишком хорошо.

О проявлении чувств

Руководитель, сделавший  что-то особое своему менеджеру высшего  ранга и считающий это чем-то экстраординарным, должен понимать, что  тот может смотреть на это совсем иначе. Даже если менеджер все-таки внутренне  тронут, во всем этом может быть еше что-то для него обидное. Руководитель, не получая признания и полагая, что усилия остались незамеченными, может чувствовать неудовлетворение и проявлять свои чувства в постоянных жалобах на неблагодарность менеджера. Это ошибка того, кто неверно оценивает, что значит служба.

Ведь самураи  во время Гражданской войны дрались на поле битвы множество раз в день и рисковали своей жизнью ради своих командиров. Но они не говорили о своих усилиях и подвигах. Сегодняшние же руководители только и бегают вокруг столов, потирают руки и чешут своими языками. Это несравнимо с риском на войне. Но в обоих случаях долгом руководителя является служить все с тем же духом верности. И является ли то, что он делает, особенным, достойным похвалы или нет, решать менеджеру высшего ранга. Достаточно того, что он честно исполняет свой долг. Не надо вызывать в себе чувство  неудовлетворенности

О сплетнях и клевете

Руководитель, находящийся  среди персонала компании, должен всегда быть внимательным и стараться не быть вовлеченным в сплетни о какой-то ошибке сотрудника, которую видели или слышали о ней. Никто не может просчитать, насколько глубоко он ошибся или не понял задачи. Более того, так как руководители являются каналами реализации желаний менеджера высшего ранга, любая критика отражается и на них. Учтите, что вы можете однажды прийти к одному из сотрудников с неотложной просьбой или попросить об одолжении. Вам нужно будет резко изменить тон, хотя недавно вы за его спиной злословили о нем. Это такая ситуация, в которую не должен попадать ни один руководитель, каким бы делом ему ни пришлось заниматься.

О хвастовстве

Среди самураев в древности некоторые имели  репутацию хвастунов. В те годы у  каждого даймё было несколько  таких самураев. Это были люди с большим количеством подвигов на счету и совсем не ущербные на пути воина, но при случае способные быть упрямыми и непростыми. И если они были стеснены жизненными условиями, доход и должность казались им несоответствующими их высокой репутации, они становились опрометчивыми и говорили все, что хотели, невзирая на окружение. Но если их господин, его советники или старейшие члены клана не придавали этому значения, они становились все более воинственными и готовы были сказать всякому свое мнение о нем, будь то хорошее или плохое, без всякой учтивости и поступали так до конца своих дней. Таковы были хвастуны прошлого, люди, известные своими великими деяниями.

Но сегодняшние  хвастуны — это люди, которые  никогда не надевали даже костюмов почтового служащего, и при этом проводят большую часть времени, сидя со своими друзьями и знакомыми, обсуждающими недостатки их организации. Они любят указывать на неудачи старших по рангу, не прощая оплошностей и своим товарищам, при этом подчеркивая свое превосходство. Этих недалеких отделяет бездна от бравых хвастунов древних времен, и их можно назвать лишь клеветниками и болтливыми дураками.

О литературных и эстетических вкусах

Хотя путь руководителя в первую очередь требует силы и мощи, однако обладать только ими, значит, быть простым исполнителем невысокого порядка. Руководитель, безусловно, должен быть начитанным и приобщаться к поэзии или искусству. Ведь если он не развивается, то будет не способен понять некоторые явления прошлого и настоящего. Однако обладая природной житейской мудростью или проницательностью, он может со временем почувствовать себя ограниченным из-за недостатка образования. Если вы обладаете общим пониманием положения дел вашей и зарубежных стран, тщательно учитываете три приниипа (времени, места и положения), вы, вероятнее всего, не сделаете многих ошибок в своих расчетах и будете следовать оптимальным курсом. Именно поэтому, я предполагаю, руководитель должен быть образованным. Но если он неэффективно пользуется знаниями, становится самоуверенным, заносится перед непросвещенными людьми, поклоняется всему иностранному, думает, что он слишком хорош для обыкновенной деятельности, то убежден, что он не сможет верно поступить в любой ситуации. Таким образом, несмотря на то, что учение — это хорошо, для него оно идет не на пользу

 

Глава 3

О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РУКОВОДИТЕЛЯ

с коллективом

КОМПАНИИ

О власти и политике

Руководитель  находится в большом долгу  перед компанией и коллегами за предоставленные ему возможности и должен стремиться сохранить свое положение. Самурай всегда чувствовал, что едва ли может отблагодарить господина, даже совершая самоубийство после его смерти. Сейчас этому препятствует закон. Что тогда остается? По-видимому, постоянное желание находить возможность сделать то, чего не смогли его товарищи, рисковать, чтобы совершить нечто значительное и экстраординарное. Если он настроится совершать подобное, я уверен, он согласится, что это во сто крат предпочтительнее, чем самоубийство. Например, может стать спасителем не только своей компании, но и всех товарищей-служащих: высокопоставленных и рядовых. Такие становятся легендой, их будут помнить до скончания века как образцовых руководителей, обладающих качествами целостности, отваги и чести. Рассмотрим пример: злой дух почти всегда проникает в команду служащих. В первую очередь дух проклинает команду, причиняя смерть от несчастного случая или эпидемической болезни одного из молодых руководителей, многообещающего и обладающего тремя достоинствами. Это потеря, поэтому серьезный удар.

Информация о работе 47 принципов древних самураев