Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть особенности трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2. Описать специфику трудового обучения умственно отсталых младших школьников;
3. Рассмотреть задачи трудового обучения в коррекционной школе VIII вида;
4. Выявить задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида;
5. Проанализировать методы и формы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
1.2 Специфика трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2 Методические основы трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2.1 Задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида
2.2 Формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)

Каждую экскурсию  следует проводить точно по составленному плану. Нужно с самого начала заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к наблюдаемому. Учитель поэтому сам должен быть активен, рассказывать эмоционально и доступно.

В зависимости  от времени и места проведения экскурсии объем заданий, их количество и последовательность могут быть различными. В первом классе целесообразно поручать всем детям сбор частей одного растения и его плодов, а во втором - третьем классах сбор материалов следует распределять между группами детей. Рассматривание окружающей природы и выполнение заданий должны чередоваться с отдыхом и играми.

По окончании  сбора материалов необходимо провести их сортировку, привлекая учащихся к обсуждению годности того или иного  материала.

Завершается экскурсия  приходом в школу, где проводится короткая заключительная беседа, убираются инвентарь и материалы.

Особенно важно  привить детям интерес к труду  в самых различных его формах. На уроках ручного труда имеются  возможности для поддержания  интереса к труду в течение  всех трех лет обучения. Большая роль в формировании интереса к труду принадлежит учителю, который должен использовать различные методы подачи учебного материала, вносить в обучение элементы занимательности и игровой деятельности, давать посильные задания, бережно относиться к детским поделкам.

В работе с младшими школьниками  широко используются тематические игры, позволяющие использовать знания, умения и навыки, полученные детьми на уроках ручного труда и домоводства, закрепить навыки самообслуживания. Интересно проходит работа бытовых ателье, где учащиеся могут сделать мелкий ремонт своего костюма, почистить ботинки и т.д. “Заведующая” ателье и “мастера” - старшие учащиеся, в их задачу входит не только выполнить заказ, но и научить это сделать самого заказчика. Во внеучебное время организуются игры: “Гости”, “Школа”, “Магазин”, “Столовая”, “Почта” и др., которые вызывают большой интерес у младших ребят и создают возможность для развития их инициативы.

Процесс обучения ручному труду должен проходить  главным образом фронтально. Вместе с тем типологические и личностные особенности школьников с недостатком интеллекта, различная степень их самостоятельности в труде требует дифференцированного подхода.

Таким образом, в учебном процессе предусмотрено  использование двух организационных  форм проведения занятий по ручному труду: урока и экскурсии. Методика проведения уроков и экскурсий должна учитывать особенности умственно отсталых школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе выполнения курсовой работы были решены все поставленные задачи и сделаны следующие выводы:

В специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе VIII вида центральное место в образовательном процессе занимает трудовое обучение умственно отсталых обучающихся. В младших классах, согласно учебному плану, трудовое обучение осуществляется, прежде всего, на уроках ручного труда.

Процесс обучения умственно отсталых детей труду имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком, чем в массовой общеобразовательной школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения.

Занятия ручным трудом направлены на решение как  общих, так и специальных образовательных  задач, на подготовку к профессионально-трудовому обучению.

Специальные задачи, стоящие перед учителем ручного  труда, касаются коррекции и компенсации  психофизических недостатков, имеющихся  у обучающихся с умственной отсталостью. Исправление     недостатков,     свойственных     детям     с     нарушением интеллекта, обеспечивается соответствующим содержанием, организацией и специальными методами обучения.

Организация трудового  обучения в младших классах представляет собой первый, пропедевтический этап трудовой подготовки умственно отсталых школьников. На протяжении этого периода учащихся необходимо подготовить к переходу к следующему этапу – ручному труду, который осуществляется на базе школьных учебных мастерских.  Основное содержание этой подготовки заключается не в том, чтобы сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определенную сумму специальных знаний. Задачи трудовой подготовки младших школьников следует рассматривать в более широком плане.

Первостепенная  задача, стоящая перед учителем ручного  труда, заключается в привитии обучающимся интереса к труду в различных его формах. Этому будет способствовать и использование разнообразных методов подачи учебного материала, и внесение в обучение различных элементов занимательности, и обыгрывание ситуаций, широкое использование игровых приемов. Весьма существенным является при этом учет психологических особенностей ребенка: задания должны быть посильными, реально выполнимыми, с четко видимым результатом.

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1 Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана. «Построим будущее вместе» от 28 января 2011  // Северный Казахстан 2011. - 29 февраля.

2 Закон «Об  образовании» Республики Казахстан  от 27 июля 2007 года // Казахстанская правда.- 2007. - 15 августа.

3 Акпаева Р.Т.  Практика внедрения профильного  обучения в СКО. Северо-Казахстанский  ИПК и ППК http://www.petropavl.kz/skoipkppk

4 Жакупова С.Д.  Профессиональное обучение: преимущества  и недостатки. Северо-Казахстанский ИПК и ППК http://www.petropavl.kz/skoipkppk

5 Костина С.И. Организация трудового обучения в коррекционной школе. Северо-Казахстанский ИПК и ППК http://www.petropavl.kz/skoipkppk

6 Специальная педагогика. // Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – 519 с.

7 Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы // под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 181 с.

8 Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы // под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 181 с.

9 Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. - М.: Академия, 1999. – 280 с.

10 Замский X.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения. М., 1995. 136 с.

11 Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника:

Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

12 Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 176 с.

13 Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. - № 3. - С. 15-18.

 14 Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология. - 1996. - № 3. – С. 3-8.

 15 Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. - Москва, 2008. - С. 12-14.

16 Мирский С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1997. - № 4. С. 16-17.

17 Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Кн. для учителя / Под ред. В. В. Воронковой. - М., 1994. - 124 с.

18 Плох Л.  Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых подростков //Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 21-22.

19 Крылов A.M. Учет индивидуальных особенностей учащихся на уровне трудового обучения во вспомогательной школе // Дефектология. - 1993. - № 5. - С. 24-?.

20 Мачихина В.Ф. О состоянии трудового обучения, воспитания и профориентации в специальных школах для детей с поражениями ЦНС // Дефектология. - 2001. - № 1. - С. 45-48.

21 Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990. 230 с.

22 Патракеев  В.Н.  Трудовая  подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта//Дефектология, 2006. - №3. – С. 13-14.

23 Писковая О.В. Проблемы расширения профилей трудового обучения для лиц с недостатками слуха // Дефектология. - 1993. - № 4. - С. 30-31.

24 Старобина Е.М., Григорьева Л.Д. Новые формы трудового обучения детей с отклонениями в развитии. / Материалы научно-практической конференции "Традиции и современность в образовании - Проблемы обучения и воспитания в дошкольных и специальных образовательных учреждениях" - СПб., - 1996. 120 с.

25 Щербакова A.M.  Трудовое  обучение  в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы.  -  М.;  Изд-во  НЦ ЭНАС, 2001. - 135 с.

26 Дульнев Г.М. Коррекция умственной деятельности учащихся вспомогательной школы в трудовом обучении. Сб. докладов на Втором дефектологическом конгрессе Югославии. - Белград, 2006. - 112 с.

27 Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. - Москва, 2005. – 79 с.

28 Плахова Н. А. Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками.//Дефектология. - 1995. - № 5. - С. 11-17.

29 Сакенова Е. Н. Познание окружающей действительности умственно отсталыми школьниками // Открытая школа. – 2005. - № 9. – С. 10-12.

30 Педагогика. Курс лекций. Алматы. Садыков Т.С., Хмель Н.Д., Жампеисова К.К.: «Нұрлы әлем», 2003. – 368 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Конспекты уроков по трудовому обучению для учащихся 2 класса вспомогательной школы

 

Тема: Работа с  пластилином. Посуда.

Цель: познакомить  детей с традициями народа, с нашими видами гостеприимства, как, чаепитие «Вечерний чай». Научить школьников правильно сервировать стол к  чаю. Выполнить посуду из пластилина и украсить её казахским национальным орнаментом. Развивать творческие способности. Воображение, вариативность и гибкость мышления. Воспитывать любовь к родине, уважение к народным традициям.

Оборудование: пластилин, дощечки и стеки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.
    1. Творческое задание – для чего нам нужна посуда? Представьте, что посуда исчезла. Нет не тарелок, ни ложек, ни вилок. Что бы мы делали в такой ситуации? Представьте, что вы попали на необитаемый остров. У вас есть тарелка. Придумайте как можно больше необычных способов её использования. Ответы детей.
    2. Рассказ учителем. Посуда появилась давно. Она была очень разная и использовалась для различных целей. Для приготовления пищи на огне использовалась кастрюля, казан. Для употребления блюд – тарелки, ложки, вилки. Для чаепития – бокалы, чайные сервизы. Сегодня мы поговорим о том, какую посуду используют для чаепития. Традиция угощать гостя чаем известна с давних времён. Биография этого божественного напитка уходит вглубь веков. В древнем трактате говорится: «чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысли. Недозволяет поселиться лености, облегчает освежает тело. На Востоке чай известен около пяти тысяч лет. На Руси – «заморская травка» впервые появилась в 1636 году. Московский посол Василий Старков привёз в дар царю Михаилу Фёдоровичу от монгольского Алтый-хана 4 пуда чайного листа. Царь, по приданию отведав необыкновенного напитка изрёк «питие доброе, когда привыкнешь гораздо укусное».

Традиции казахского чаепития весьма разнообразны и многообразны, богатство и ритуал, пожалуй, не уступят иноземным. «Кто бы не пришёл в гости, в котором часу ни было… хотя бы сами хозяева недавно пили чай, но пришёл гость, для него настаивают и сами пьют с ним».

    1. Практическая работа.

- Как вылепить кесе, чашку мы знаем.  Теперь попробуем выполнить из пластилина сервиз. Сервизы бывают столовые, чайные, кофейные. Чайные сервизы могут состоять из 2-6 предметов. Одни сервизы используются на даче, другие повседневно на кухне, третьи особо ценные – в праздничные дни. При изготовлении сервиза нужно помнить об этом. Украшение сервиза очень сложное. Орнамент можно выложить из семян.

Дети выполняют  изделие.

  1. Итог урока.

Какой сервиз самый  интересный? Почему?

 Домашнее  задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Работа с  бумагой. Праздник цветов.

Цель: Конструировать цветы из цветной бумаги; развивать  творческое мышление, воспитывать эстетические чувства, любовь к прекрасному.

Оборудование: цветная бумага, клей, мягкая медная проволока.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.

Осенью бывает много цветов. На уроке учитель  предлагает ученикам рассмотреть живые  цветы, стоящие в вазе. Можно использовать искусственные цветы или слайды. Следует обратить внимание детей на причудливые конструкции, которые «сочинила» природа – художница.

    1. Рассказ учителя.

Оказывается, цветы, которые мы выбираем, - не случайность, они отражают нами скрытые чувства  и мысли. Давайте заглянем в тайный смысл, скрытый в некоторых цветах.

Астра – означает «звезда» и символизирует радость. Георгин – назван так в честь  русского мореплавателя Георгия, который  подарил неизвестный цветок заморскому королю. Преподносится в знак уважения и дружбы. Гвоздика – «божественный  цветок, талисман любви, постоянства и верности. Ирис – цветок греческой богини Ирис, означает «нежность». Незабудка – цветок тоски. Роза – царица цветов. По греческим мифам, она появилась вместе с богиней любви Афродитой из пены морской. Символизирует красоту, любовь и восхищение.

Информация о работе Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями