Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть особенности трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2. Описать специфику трудового обучения умственно отсталых младших школьников;
3. Рассмотреть задачи трудового обучения в коррекционной школе VIII вида;
4. Выявить задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида;
5. Проанализировать методы и формы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
1.2 Специфика трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2 Методические основы трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2.1 Задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида
2.2 Формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)

За несколько  минут, отводимых на ознакомительные упражнения, весьма сложно добиться усвоения детьми показанного приема. Настоящее овладение приемом наступает при изготовлении объекта.

Выполнение  изделия. На выполнение поделки отводится большая часть времени урока. Как правило, за урок учащиеся успевают изготовить то или иное программное изделие. Тщательно продуманное проведение предыдущих этапов урока в значительной мере способствует успешному осуществлению задания.

В первом классе учащиеся выполняют изделие по инструкции учителя, чередующейся с показом приемов работы. Неоднократный фронтальный показ и индивидуальная помощь детям на этом этапе необходимы.

Во втором - третьем классах учитель постепенно сокращает помощь и подводит школьников к более самостоятельной работе. Он следит за тем, чтобы ученики придерживались в работе составленного плана и правильно выполняли соответствующие приемы, соблюдали санитарно-гигиенические требования.

Предметные  карты, которые рекомендуется изготовить для уроков ручного труда, полезны  и на этом этапе. Ученику проще  придерживаться составленного плана, если на доске вывешена карта, отражающая последовательность работы [24].

Программой  предполагается выполнение изделий  вначале по образцу, затем по натуральному предмету и игрушке, по рисунку, описанию по представлению и, наконец, по замыслу.

Учитель должен помнить, что изготовление поделки  по образцу легче, чем, например, по рисунку. Образец (в отличие от рисунка) является хорошим ориентиром при  составлении плана и изготовлении объекта. Он сделан из определенных материалов, имеет соответствующую форму и все нужные детали, на нем видны способы и места соединения. Рисунок, изображающий натуральные предметы, только в некоторой мере помогает предварительному планированию и сборке изделия. Ученик видит изображение предмета, который предстоит воссоздать. Но ни материалов, ни способов соединения рисунок не подсказывает. Он отражает лишь общие очертания формы, строение и пропорции предмета.

Представление объекта, данного в плоскостном  изображении, и воплощение сформировавшегося  образа в объемной форме требует достаточно развитого умения ориентироваться в пространстве при выполнении изделия. Следовательно, предлагая детям вместо образца рисунок, учитель повышает сложность работы для них. При введении в третьем классе новых видов труда (работа с древесиной, металлоконструктором) учитель увеличивает помощь учащимся как при сборке изделий, так и при проведении анализа и составлении плана.

Словесный отчет.

Словесный отчет  помогает ученикам лучше понять и  запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы над однотипным изделием, способствует развитию речи. Порядок выполнения некоторых объектов может меняться в процессе практической деятельности в связи с поисками рациональных путей их изготовления и возможностью различной последовательности проведения операций; В данной ситуации словесный отчет поможет ученику осознать выбранный им путь осуществления задания.

Учитель, сравнив  практическую деятельность и отчет  о ней, может выяснить, насколько  логично действовал школьник, сознательно ли он изменил ход работы.

Обучение словесному отчету следует начинать с первого  класса. Вначале по окончании работы учитель задает детям отдельные  вопросы о том, что они делали на уроке, из чего. Постепенно педагог  подводит учащихся к составлению  более подробного отчета, требующего упоминания каждой операции. Вопросы могут быть следующими: «Что ты делал на уроке? Из каких материалов? С чего ты начинал работу? Какую деталь выполнял потом? Где прикреплял (руль, колеса)?» и т. д. В дальнейшем учащиеся отчитываются с частичной помощью и самостоятельно. Учитель следит за тем, чтобы отчет соответствовал порядку произведенных действий. В рассказах учеников должны быть правильно названы действия, материалы, точно указаны места прикрепления деталей.

Оценка качества готовых изделий. Умственно отсталые учащиеся весьма неадекватно оценивают результаты своего труда. Нередко оценка, выставленная учителем, вызывает у них отрицательную реакцию. В связи с этим встает весьма важная задача — воспитать правильное отношение к качеству выполненного изделия.

Начинать эту  работу следует с первого урока. Учитель просит ответить, нравится или не нравится   ученику его  работа, как она сделана, не требуя объяснения оценки. В дальнейшем следует  просить детей уточнить качество поделки, указав ее достоинства и недостатки, попытаться объяснить причины недостатков. Эталоном в оценке чаще всего служит образец. Приглашая учащихся сравнить свое изделие с образцом, учитель помогает им критически рассмотреть результаты своего труда.

Важно привлекать детей к. обсуждению качества не только своих работ, но и работ товарищей. В данном случае есть возможность  сравнить поделки между собой  и с образцом. Оценку детей подтверждает (или не подтверждает) учитель.

Подведение  итогов является последним этапом урока. Учитель отмечает работу всего класса, хорошо работавших детей, обращает внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе, вместе с учащимися отбирает изделия на выставку, дает поручения к следующим урокам. Дежурные собирают законченные и аккуратно подготовленные к хранению работы [25].

При разработке рабочей программы по учебному курсу  «Ручной труд» каждый учитель  должен составлять тематический план на четверть с учетом возможностей детей класса, наличия соответствующих  материалов и географического положения школы. В связи с этим порядок прохождения тем в плане учителя может отличаться от порядка, предлагаемого Примерной программой. Могут заменяться объекты работ, особенно из природного материала. Однако при перестановке тем учителю следует учитывать уровень трудности вида труда и выполнения отдельных объектов. В учебно-тематическом плане указывается вид труда, количество часов, перечисляются объекты работы, намечаются лабораторные работы и экскурсии, наглядные пособия. Составляя таким образом план, учитель на целую четверть продумывает работу и ясно представляет, что ему заранее нужно сделать (заказать некоторые материалы в школьных мастерских, приобрести нужные инструменты и материалы, подготовить пособия). На каждый урок учитель должен иметь план, основные пункты которого рассмотрены ранее.

Тема и задачи каждого урока определяются по программе. От правильной постановки задач зависит  эффективность урока, его насыщенность.

В конспекте  также необходимо выделять работу со слабыми учащимися: перечислить вопросы, индивидуальные задания, наметить приспособления, помогающие детям  выполнять  работу.

К уроку ручного  труда предъявляется ряд требований: урок должен быть четко спланирован, чтобы с максимальной пользой  использовать время, отведенное на занятия; большая часть его должна отводиться практической работе, трудовым действиям; урок должен быть оснащен хорошими наглядными пособиями и образцами, а инструменты должны быть исправны и надежны, материалы доброкачественны; материалы, инструменты и приспособления, необходимые учащимся, следует положить на рабочие места перед началом урока; в классе целесообразно выбрать двух бригадиров, которые раскладывают необходимое оборудование на рабочие места, участвуют в заготовке некоторых материалов под руководством учителя.

При планировании уроков, необходимо опираться на выделенные Г.М. Дульневым умственные действия, которые входят «в состав трудовой деятельности, проявляются в различных умениях, в частности:

1.   В   умении   пользоваться   различного рода  инструкциями  (устные,  письменные, технологические карты, рисунки и чертежи, образцы и модели изделий и т.п.)

2.   В умении  спланировать порядок рабочих операций, иначе говоря, определить технологический процесс изготовления изделия.

3. В умении произвести разметку, необходимые измерения и вычисления.

4. В умении  постоянно контролировать свою  работу (непосредственный контроль, например глазомерный; опосредованный - с помощью контрольных инструментов).

5.   В   умении  устанавливать  различные  причинные зависимости в процессе изготовления изделия (например, установление причины брака в изделии, причин неполадок в работе машинного оборудования, установление возможности ускорения хода работы и т.п.) [26].

Конспекты уроков ручного труда представлены в приложении (См. Приложение А)

Программой  по ручному труду в специальной  коррекционной школе предусматривается  проведение нескольких экскурсий в  природу и в школьные мастерские. Эти экскурсии, как правило, проводятся в начале изучения темы и служат для подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала.

Экскурсии в  природу проводятся с целью накопления знаний учащихся о природе и сбора  материала для изготовления поделок.

Посещение школьных мастерских помогает учителю рассказать о той или иной профессии, получаемой учащимися старших классов в этой школе.

Подготовительная  работа. Успешность проведения экскурсий во многом зависит от правильной их организации. В первую очередь учитель сам должен посетить место проведения экскурсии. В парке или в лесу он должен посмотреть, какие птицы и насекомые там встречаются, какие растут травянистые растения, деревья и кустарники, какие плоды можно здесь собрать. Это предварительное посещение поможет учителю составить план проведения экскурсии, ее маршрут, определить задания для детей. Побывав на месте будущей экскурсии, учитель намечает, что он покажет ученикам, в какой последовательности, на чем сосредоточит главное внимание, что пропустит, обойдет молчанием. Одновременно учитель решает, кто будет давать пояснения - он сам или кто-либо из местных работников (почты, стройки). Дети любят слушать рассказы труженников об их труде. Такие рассказы должны быть направлены и в какой-то мере подготовлены учителем. Однако учитель должен быть всегда готов в ходе экскурсии дополнить, уточнить или направить такого рода рассказ. Некоторые вопросы должны быть сразу же пояснены преподавателем, либо дополнительно разъяснены им в классе, если рассказ работника предприятия (учреждения) окажется в чем-либо трудным или непонятным для детей [27].

Выяснив, кто  будет давать пояснения, учитель  может приступить к составлению  подробного плана экскурсии, в котором  четко наметит ее содержание, коррекционную  и воспитательную работу, а также  пути использования полученных сведений в работе учащихся на различных уроках.

В подготовку к  экскурсии входит также предварительная  беседа с детьми о целях и задачах  экскурсии и организация детского коллектива. Во время беседы учитель  напоминает детям правила поведения  на улице, в строю, назначает направляющих и замыкающих, указывает, в какой очередности дети будут подходить для осмотра к тому или иному предмету.

Следующий момент подготовительной работы - выбор маршрута, а если это требуется, и средств транспорта. Выбирая маршрут, нужно заботиться не только о том, чтобы он был удобен и неутомителен, но также и о том, чтобы было возможно использовать время передвижения к месту экскурсии для дальнейшего ознакомления детей со своим населенным пунктом. Поэтому, готовясь к каждой экскурсии, нужно позаботиться о выборе нового, интересного  маршрута.

Наконец, нужно  договориться со своими будущими помощниками  — родителями, воспитателями группы продленного дня, специалистами  – определить их роль в проведении экскурсии.

Перед посещением мастерской детьми учитель тоже должен там предварительно побывать, побеседовать с преподавателями труда о том, что он хочет показать ученикам, какие сведения им сообщить.

Каждую экскурсию  следует предварять беседой с  учащимися о ее теме и целях. Так, в первом классе перед посещением парка учитель знакомит детей с несколькими поделками из природного материала, помогает им узнать, кого изображают фигурки, определить материал, из которого они сделаны. Затем он рассказывает учащимся, что следует собирать в парке и для каких целей. Помимо этого, перед экскурсией необходимо давать инструкцию о правилах сбора природного  материала.

Эта инструкция неоднократно повторяется и в  ходе экскурсии непосредственно  перед сбором того или иного материала, так как первоклассники не могут  удерживать в памяти задание и часто действуют неадекватно ему [28].

Также важно  заранее подготовить необходимый  инвентарь (коробки, бумагу и т. д.) и  распределить его между ответственными, назначенными перед экскурсией.

Проведение  экскурсии. Во время экскурсии нужно соблюдать меру в пояснениях и рассказах. От слишком длинных рассказов умственно отсталые дети быстро устают, начинают отвлекаться и нарушать дисциплину. Чтобы этого не произошло, нужно все время чередовать рассказ учителя, самостоятельные наблюдения детей, рассказ рабочего, наблюдения учащихся по заданию учителя и игровые или занимательные моменты.

Обязательно нужно  выделить время для того, чтобы  дети могли понаблюдать за действием  машины, за работой механика, почтальона, каменщика. При этом нужно обратить внимание на то, как много человеческого ума, выдумки, смекалки вложено в создание машин. Кроме того, нужно подчеркнуть, что труд рабочего любой профессии требует много различных знаний, большого внимания и организованности.

Информация о работе Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями