Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть особенности трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2. Описать специфику трудового обучения умственно отсталых младших школьников;
3. Рассмотреть задачи трудового обучения в коррекционной школе VIII вида;
4. Выявить задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида;
5. Проанализировать методы и формы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
1.2 Специфика трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2 Методические основы трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2.1 Задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида
2.2 Формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)

Для лиц с легкой умственной отсталостью  и астеническим типом дефекта психики характерным является замедленный темп психической деятельности, повышенная утомляемость, неустойчивость и быстрая истощаемость активного внимания, невыносливость к физическому и психическому напряжению, неспособность в полном объеме овладеть пространственными и временными представлениями. Период врабатываемости у них продолжителен и сопровождается обострениями, поэтому во избежание срывов им целесообразно предлагать на первых этапах обучения освоение несложных, однотипных трудовых операций, дозированных по времени и объему, без определенных норм выработки. По мере врабатывания и приобретения навыков целесообразно усложнять виды трудовой деятельности, но без увеличения объема работы.

Как видно, различные типы дефекта  психики имеют значительную специфику  в своих проявлениях, поэтому  педагогам и мастерам важно знать точный диагноз своих воспитанников и принимать во внимание особенности их психики и учебно-познавательной деятельности. Учитывая эти особенности, можно сделать следующие выводы по методике обучения лиц с легкой умственной отсталостью:

- низкий уровень развития внимания, восприятия и особенности памяти требуют постоянной активизации и концентрации внимания воспитанников на существенных признаках;

- необходимо сопровождать объяснения демонстрацией натуральных объектов, показом практических действий (основной упор делается на наглядно-практические методы обучения);

- замедленное произвольное и зачастую более развитое механическое запоминание диктуют необходимость многократного повторения наиболее важного материала в течение длительного времени;

- низкий уровень владения такими процессами, как анализ, синтез, абстрагирование, требует опоры на практически-действенное мышление, однако при этом необходимо продолжать развивать эти мыслительные процессы;

- из особенностей восприятия и речи вытекает необходимость отказа от длительного и частого использования словесных методов (особенно надо избегать лекций), большого количества пространных записей в тетради, в то же время педагог должен говорить, четко выговаривая слова, особенно новые термины;

- учитывая эмоциональную неуравновешенность, необходимо на занятиях поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу без крайностей в проявлении как положительных, так и отрицательных эмоций, с пониманием, чуткостью и терпением воспринимать смены настроения, беспричинную злобность или эйфорию.

Отсутствие целеустремленности, воли, мотивации, любознательности и  инициативы, низкая активность требуют  постоянного побуждения к целенаправленной деятельности, что может быть достигнуто введением элементов проблемности.

Поставленная перед  воспитанниками проблема вызывает интерес, усиливает мотивацию, что служит важным условием формирования произвольного  внимания (особенно в процессе теоретического обучения, где мотивация и интерес, как правило, снижены).

Эффективная профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью возможна с опорой на принципы коррекции и компенсации, индивидуализации и дифференциации, что требует выполнения следующих условий:

- изучение учебных групп (класса) с последующим делением их на подгруппы в зависимости от особенностей учебно-познавательной и практической деятельности;

- выработка программы дифференцированного подхода к каждой подгруппе;

- составление тематических и поурочных планов в соответствии с особенностями дифференцированного подхода к выделенным подгруппам;

- осуществление дифференцированного обучения с выборочным использованием методов, приемов, средств организации занятий;

- осуществление периодического текущего и заключительного подведения итогов дифференцированного обучения.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что умственная отсталость - группа различных по причинам возникновения и клиническим проявлениям отклоняющихся от нормы состояний, признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до трех лет) общего психического недоразвития с преимущественным недоразвитием интеллектуальных способностей.

 

 

1.2 Специфика трудового обучения умственно отсталых младших школьников

 

Уже с первых лет обучения школа должна психологически готовить ребенка к участию в общественно полезном труде. Эта психологическая подготовка направлена на развитие моральных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств человека, необходимых для творческого труда. В процессе ее формирования положительные мотивы трудовой деятельности, целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией в соединении с практической подготовкой помогают сформировать новое отношение к труду.

Известно, что для любой  работы необходимо владеть целым  комплексом умений. При образовании трудовых навыков ученику вначале показывают образцы работы, приемы ее выполнения, и он, подражая учителю, овладевает автоматизированным действием - навыком выполнения той или другой операции, что необходимо в овладении любой профессией. Но если остановиться только на этом, процесс труда и его влияние на личность были бы обеднены. Очень важно развивать у ребенка стремление внести новое в свой труд, проявить творчество и самостоятельность,   только тогда работа захватывает мысли и чувства человека, доставляет ему истинное наслаждение.

Творческий подход к  делу требует больших умственных усилий, опирающихся на изучение, собирание  и обобщение опыта.

Производственный труд в современных условиях требует  сочетания физических и умственных усилий. Поэтому большое значение в психологической подготовке к труду приобретает усвоение основ наук и развитие познавательных способностей школьника. В процессе обучения необходимо вызвать у детей стремление к знаниям, вооружить их необходимыми навыками изучения действительности.

На основе сочетания  теоретических знаний и практических умений складываются правильные представления  о природе и обществе, формируется  отношение к жизни, определяется дальнейший жизненный путь. Изучая конституцию, историю, географию, литературу, учащиеся начинают понимать, как велико значение труда в жизни человеческого  общества, узнают, что в нашей стране труд свободен и человек труда пользуется уважением. Изучая биографию выдающихся ученых, писателей, дети узнают, как люди, не жалея своей жизни, боролись за победу нового над старым, за счастье всех людей на земле. Наши школьники убеждаются, что учение помогает им овладеть будущей профессией, участвовать в общественно полезном труде. Педагог стремится показать учащимся, что в их знаниях заинтересован весь народ, так как обществу нужны образованные и культурные люди, способные использовать на благо народа все достижения науки и техники.

Соединение обучения с производительным трудом, с жизнью помогает использовать навыки мыслительной деятельности, полученные в школе, на практике, в производстве.

Новейшие достижения науки и техники, ускоренное развитие механизации и автоматизации  производства, применение электроники, счетно-решающих устройств требуют  от рабочего  общей высокой культуры труда. В основе ее лежит целый ряд психических процессов, связанных  с быстротой реакции, хорошей переключаемостью внимания, развитием двигательного аппарата, рационализацией рабочих движений, умением планировать время и т.д.

Так возникает необходимость  психологической подготовки к труду, где особое внимание следует обратить на развитие органов чувств и мышечно-двигательного аппарата, на воспитание умения слышать, наблюдать, анализировать, на развитие пространственных, временных и количественных представлений. Такая подготовка обеспечит воспитание высокой чувствительности организма к раздражениям-сигналам, координированности движений при выполнении рабочих операций, взаимодействие и связь в работе анализаторов.

В применении к учащимся школ VIII вида эта задача особенно важна, так как многие дефекты ребенка связаны с тем, что его сенсомоторная культура очень невысока [13].

Предметные уроки и  уроки ручного труда, проводимые во вспомогательной школе по определенной системе, создают необходимые условия  для развития сенсомоторной культуры ребенка. Их дополняют уроки физического воспитания, ритмики, пения и музыки, подвижные игры во внеклассное время. Значительное место в решении этой задачи принадлежит также системе эстетического воспитания: занятия учащихся в драматическом, хореографическом, хоровом кружках, кружках художественного слова, изобразительного искусства.

Психологическая подготовка - это не отдельные мероприятия, а целостная система работы с учащимися, направленная на осознание ими труда окружающих людей и своего собственного трудового опыта, на  создание устойчивого интереса к трудовой деятельности. В этой работе должен найти свое место каждый учитель школы, а не только преподаватели по труду, как это часто бывает. Учителя многое могут сделать для психологической подготовки учащихся к труду, читая и разбирая с ними художественные произведения с трудовой тематикой, проводя читательские конференции, просматривая и обсуждая кинофильмы на соответствующие темы. Сбор пословиц и поговорок о труде также имеет большое воспитательное значение. Создание образа рабочего, фермера, отображение  труда в произведениях живописи и скульптуры - хороший материал для бесед с детьми учителя рисования, Отображение героики труда в песнях и музыке должен показать ребятам учитель пения.

Практическая подготовка к труду - это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий. Эти задачи в школах VIII вида решаются на занятиях ручным трудом, домоводством, в процессе профессионально-трудового обучения и во время общественно производственной практики. За время обучения в школе VIII вида дети проходят через целую систему упражнений в коллективной трудовой деятельности. Уже в процессе изучения основ наук учащиеся получают некоторые практические навыки и умения, необходимые им в жизни. Например, на уроках арифметики и черчения учатся производить различные измерения, приобретают умения и навыки обращения с некоторыми инструментами (циркулем, ножницами и др.).

Но основное значение для приобретения рабочих умений и навыков учащимися школ VIII вида имеет система трудового обучения и профессиональной подготовки. Эта система включает занятия по ручному труду и домоводству, работу в мастерских, на пришкольном участке, производственную практику на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве.

Основной особенностью учащихся младших классов школ VIII вида является трудность усвоения ими отвлеченных понятий, бедность конкретных представлений и понятий об окружающей действительности, бедность словарного запаса, недостаточная координация движений. Практическая деятельность учащихся  по изготовлению   разнообразных изделий дает учителю широкие возможности познакомить детей опытным, наглядным путем со свойствами материалов и простейшими инструментами для их обработки. На занятиях по ручному и хозяйственно-бытовому труду дети приобретают опыт работы в коллективе и в связи с этим опыт подчинения определенным правилам. Здесь учащиеся узнают и первые радости от успеха. Ручной труд развивает самостоятельность, инициативу и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности за порученное дело. Особенно это чувство возрастает, когда дети видят, что сделанные ими вещи (закладки для книг, перочистки, полочки,  бусы для счета и т.д.) действительно нужны. К вещам, сделанным своими руками, дети проявляют и особую бережливость. Кроме воспитания этих качеств личности ребенка, ручной труд нужно использовать для развития познавательных интересов и закрепления знаний, полученных учащимися во время занятий в классе.

На предметных уроках, например, предусматривается ознакомление учащихся с окружающей действительностью  и трудом людей в городе и сельской местности. Дети получают первоначальные сведения о живой и неживой  природе, о поверхности земли, о домашних и диких животных. Они ведут наблюдения сезонных изменений в природе.  У детей воспитываются практические навыки ухода за телом, за своей одеждой и предметами быта. На уроках труда закрепляются не только умения и навыки, но также и многие понятия (“овощи”, “фрукты”, “мебель”, “посуда”, “большой”, “маленький”, “длиннее”, “короче” и др.), которые конкретизируются и глубже осознаются учащимися. Эта возможность труда и обучения помогает более сознательному усвоению учебного материала, обогащению речи учащихся, развитию их мышления.

Трудовое воспитание умственно отсталых детей начинается с воспитания у них навыков  самообслуживания. Данное направление  работы выбрано отнюдь не случайно. Опыт показывает, что при поступлении  в специальное дошкольное учреждение школьники-олигофрены обнаруживают порой полную беспомощность в самообслуживании, весьма слабо владеют культурно-гигиеническими навыками. Не приученные ранее к элементарному уходу за собой, они требуют от воспитателя большого терпения и внимания. Важно не просто научить их самостоятельно и аккуратно есть, умываться, одеваться и раздеваться, но и вселить в них уверенность в том, что они могут делать все это хорошо, заслуживая одобрение взрослых.

Для того, чтобы труд по самообслуживанию понравился умственно

отсталому ребенку, доставлял  ему радость, воспитатель должен обязательно учитывать его индивидуальные особенности и возможности. Не следует  торопить его, досадовать на его медлительность или, напротив, излишнюю поспешность. Зачастую эти особенности поведения объясняются именно структурой дефекта при олигофрении. Нарекания воспитателя приведут лишь к тому, что у ребенка появится негативное отношение к трудовому заданию, возникнет стремление уклониться от него. Навыки и умения, сноровка и аккуратность придут к умственно отсталым детям постепенно. На первых же порах необходимо прежде всего вызвать стойкий интерес к деятельности, настойчиво и терпеливо добиваться поставленной цели, и тогда умственно отсталые дошкольники вполне овладевают разнообразными формами труда по самообслуживанию [14].

Самообслуживание - первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места - это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается  дошкольник. Однако учащиеся вспомогательных школ таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют. Часто в семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и поэтому у многих из них воспиталось иждивенчество. В школе, особенно в школе-интернате, самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, в чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями (в младших классах), полная уборка классных помещений, кабинетов, мастерских школы, включая натирку полов и участие в ремонтных работах (в старших классах), - таков перечень дел, которыми могут заниматься умственно отсталые дети. В школах с интернатами добавляется еще и уборка, содержание в чистоте и порядке спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды и обуви.

Информация о работе Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями