Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть особенности трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2. Описать специфику трудового обучения умственно отсталых младших школьников;
3. Рассмотреть задачи трудового обучения в коррекционной школе VIII вида;
4. Выявить задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида;
5. Проанализировать методы и формы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
1.2 Специфика трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2 Методические основы трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2.1 Задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида
2.2 Формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

 

1 Теоретические  аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

1.2 Специфика трудового обучения умственно отсталых младших школьников

 

 

2 Методические  основы трудового обучения умственно отсталых младших школьников

2.1 Задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида  

2.2 Формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

 

Заключение

 

Список  использованной литературы

 

Приложение

3

 

6

 

6

 

14

 

 

 

25

 

25

 

28

 

 

40

 

41

 

43


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Система образования  является стратегически важной сферой жизни общества, поскольку связана  с воспитанием и профессиональным формированием будущих граждан страны. Не случайно Н.А. Назарбаев в ежегодном послании народу Казахстана «Построим будущее вместе» от 27 января 2012 года отмечает: «Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана. Мы должны продолжить модернизацию образования. Внедряется модель 12-летнего среднего образования. Личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни» [1].

В Законе «Об образовании» Республики Казахстан от 27 июля 2007 года намечены следующие задачи системы образования: «создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики» [2].

Это качается и  лиц с особыми образовательными потребностями. Образовательное учреждение должно обеспечить их необходимыми для  жизни трудовыми навыками.

Одним из приоритетных направлений  специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);  коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.

Эти задачи, являющиеся основополагающими  для всех категорий детей с  отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно  отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических  особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования и трудовой подготовки.

Среди казахстанских  педагогов изучением данной проблемы занимались такие авторы, как Р.Т. Акпаева, С.Д. Жакупова, С.И. Костина. Целенаправленная психолого-педагогическая работа по профессиональному самоопределению должна способствовать постепенному формированию готовности к осознанному и самостоятельному труду [3, 4, 5].

Таким образом, в теории накоплен достаточно большой  материал по проблеме трудового обучения умственно отсталых школьников. Но основное противоречие заключается в том, что в работе с данной категорией детей требуется применение специальных форм и методов, направленных не только на обучение, но и на коррекцию имеющихся недостатков.

Проблема исследования заключается в подборе и описании наиболее эффективных форм и методов трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Исходя из вышесказанного, актуальность проблемы определяется тем, что уже с первых лет обучения вспомогательная школа должна готовить ребенка к трудовой деятельности. Одной из задач вспомогательных школ является трудовое обучение учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности умственно отсталого ребенка.

Цель  исследования: рассмотреть особенности трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Объект  исследования - процесс трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Предмет исследования - формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Гипотеза  исследования: использование специальных форм и методов трудового обучения, учитывающих специфику умственно отсталых младших школьников, способствует наиболее успешному решению задач трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Задачи  исследования:

1. Рассмотреть  теоретические аспекты трудового  обучения детей младшего школьного  возраста с нарушением интеллекта;

2. Описать специфику трудового обучения умственно отсталых младших школьников;

3. Рассмотреть задачи трудового обучения в коррекционной школе VIII вида;

4. Выявить задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида;

5. Проанализировать методы и формы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Новизна исследования заключается в рассмотрении форм и методов трудового обучения, учитывающих специфику умственно отсталых школьников 1-4 классов коррекционной школы VIII вида.

Практическая  значимость: материалы, предложенные в работе, могут быть использованы педагогами вспомогательной школы и студентами – практикантами специальности «Дефектология».

Методы      исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  аспекты трудового обучения детей  младшего школьного возраста  с нарушением интеллекта

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

 

Умственная отсталость - группа различных по причинам возникновения и клиническим проявлениям отклоняющихся от нормы состояний, признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до трех лет) общего психического недоразвития с преимущественным недоразвитием интеллектуальных способностей [6].

В литературе выделяются следующие главные критерии умственной отсталости:

- своеобразная структура слабоумия со снижением мыслительной функции при меньших нарушениях других когнитивных функций (предпосылок интеллекта: внимания, памяти, восприятия) и относительно меньшим недоразвитием эмоциональной сферы;

- непрогредиентность – отсутствие снижения интеллектуального отставания;

- замедленный темп психического развития, пассивность психических процессов.

Чем более выражено интеллектуальное отставание, тем раньше оно обращает на себя внимание. Существенным является нарушение всех характеристик интеллектуальной деятельности. Это снижает способность  к самообучению, что нарушает развитие личности. Условное разграничение расстройства по степени тяжести основывается прежде всего на уровне социальной адаптации [7].

Чем более выражено интеллектуальное отставание, тем раньше оно обращает на себя внимание. Существенным является нарушение всех характеристик интеллектуальной деятельности. Это снижает способность к самообучению, что нарушает развитие личности. Условное разграничение расстройства по степени тяжести основывается прежде всего на уровне социальной адаптации [8].

Легкая умственная отсталость. Несмотря на видимую задержку развития, дети в дошкольном возрасте часто неотличимы от здоровых, они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, отставание развития сенсомоторики (чувствительного восприятия) у них минимально. К позднему подростковому возрасту при благоприятных условиях они усваивают программу 5–6 классов обычной школы, в дальнейшем – могут справиться с посильной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить и вести хозяйство самостоятельно, нуждаясь в наблюдении и руководстве лишь в ситуациях серьезного социального или экономического стресса. Со снижением абстрактного мышления навыки конкретного характера, особенно личные интересы ребенка, оказываются на первом месте.

Пассивность и отсутствие инициативы поощряются как повышенной опекой родителей, так и обезличивающим стилем обращения во многих учреждениях. Наиболее характерная личностная черта – сниженная самооценка. Затянувшаяся и повышенная зависимость от опекающих затрудняет формирование самостоятельной личности. Низкий уровень навыков общения при негативном отношении сверстников повышает уязвимость, ранимость, приводит к занижению самооценки. В большинстве случаев отмечается наличие других психических и поведенческих расстройств. Это, прежде всего, психотические эпизоды (вспышки) и расстройства, связанные с плохой социальной адаптацией и употреблением психоактивных веществ.

Вне зависимости от степени  тяжести течение расстройства определяется взаимодействием между возможностями  индивида и препятствиями окружающей среды, ее компенсирующими или дезадаптирующими влияниями. Действие биологических и психосоциальных факторов различно, но сводится в пользу последних по мере снижения тяжести расстройства.

Систематическое обучение необходимо для формирования социального  опыта с использованием психокоррекционных (формирующих нормальную психику) воздействий, развитием ценностных ориентации, навыков психического контроля.

Умеренная умственная отсталость (выраженная дебильность, легкая имбецильность). При этом заболевании формируются конкретные логико-ассоциативные связи и представления (есть конкретная собака, но нет понимания, что собака – это и обобщающее понятие). Интеллектуальная оценка собственного опыта отсутствует: изменение рабочего или бытового стереотипа вызывает состояние растерянности, поэтому приспособление к жизни и простым видам труда возможно при наличии помощи, постоянного контроля и руководства.

Логико-ассоциативные  связи примитивны. Представления, эмоциональная  сфера у этих людей достаточно развиты, присутствует эмоциональное разделение окружающего, значительных двигательных расстройств может и не быть, проблемы возникают при выполнении сложнокоординированных действий.

При отсутствии осложняющих  факторов проявляют старательность, работоспособность, эмоциональность.

С интеллектуальным недоразвитием тесно связана незрелость личности. Отчетливо выступают несамостоятельность суждений и взглядов, отсутствие любознательности в игровой, познавательной и трудовой деятельности, отсутствие или редкое проявление инициативы.

Тяжелая умственная отсталость. Заболевание характеризуется глубоким недоразвитием функций восприятия. Реакция на окружающий мир слаба или неадекватна; анализ собственного поведения отсутствует; мыслительная функция находится в зачаточном состоянии; при обращении к ним больные воспринимают не смысл, а интонацию и сопровождающую речь мимику и жестикуляцию. Речь ограничивается единичными словами или нечленораздельными звуками. Эмоции крайне просты и большей частью связаны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями. Источником удовольствия и проявлением радости являются ощущение сытости, тепла, удовлетворение патологических влечений (прожорливость, онанизм, сосание пальцев, жевание несъедобных предметов).

Недоразвитие моторики проявляется в скудной мимике, однообразии и замедленности движений, нарушенной координации вплоть до расстройств навыков стояния и ходьбы. Навыки самообслуживания не прививаются. Способности к целенаправленной деятельности отсутствуют. Профессиональная подготовка и дальнейшее трудоустройство невозможны – больные требуют постоянного ухода со стороны родных и близких или специалистов в учреждениях социальной защиты.

Информация о работе Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями