Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть особенности трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2. Описать специфику трудового обучения умственно отсталых младших школьников;
3. Рассмотреть задачи трудового обучения в коррекционной школе VIII вида;
4. Выявить задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида;
5. Проанализировать методы и формы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
1.2 Специфика трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2 Методические основы трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2.1 Задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида
2.2 Формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)

Описываемое заболевание  классифицируется не только по уровню интеллектуального развития, но и  по причинам возникновения дефекта и т. д. Также различают простые (неосложиенные) и осложненные формы. В последнем случае кроме недоразвития познавательной деятельности наблюдаются и другие психические нарушения (астенические, психопатоподобные и др.) [9]. Для прогноза трудоспособности кроме уровня интеллектуального развития очень важен учет проявлений психических нарушений. При экспертизе трудоспособности принято выделять четыре типа дефекта психики [10]:

1) основной (простой);

2) с эмоционально-волевыми  нарушениями: психопатоподобный, торпидный;

3) астенический;

4) сложный.

Рассмотрим перечисленные типы дефекта психики. Основной (простой) тип дефекта психики. По темпераменту это сильный, уравновешенный, подвижный тип психической деятельности. Эмоционально устойчивый, с низкой реакцией на воздействия извне, добродушный. Реагирует на обиду, но отходчив и незлобив.

Хорошо удерживается в разных социальных группах; склонен  к совместной деятельности, слабо  подчиняем, внушаем, широко использует наработанные жизненные стереотипы, покладист, управляем.

Трудонаправлен, склонен  к выполнению монотонной работы; требует  контроля, четкого объема работы, ритма  труда и направлен на конечный результат. Общение с миром упрощенно, ограничено кругом конкретных суждений и представлений.

Мотивация (направленность личности): цели, идеалы, установки приземленные, простые; руководствуется стандартными социальными стереотипами, привычки и желания меняет с трудом.

Тип дефекта с эмоционально-волевыми нарушениями психики. Психопатоподобный вариант. Возбудим, не удерживается в коллективе, груб, недисциплинирован, беспокоен, склонен к бесцельной, безмотивной деятельности. Неуравновешенность, легкость возникновения аффектов, отсутствие эмоциональной зрелости затрудняет его социально-трудовое приспособление. Специфической особенностью его умственной деятельности является нарушение активного внимания, недостаточная способность к концентрации, быстрая истощаемость волевого усилия. Профессиональные навыки вырабатывает довольно быстро, но выполнять работу может не сразу. Особенно вначале требует руководства деятельностью и индивидуального подхода с учетом склонностей к определенному виду труда.

Торпидный вариант. Заторможен, наблюдаются значительные расстройства памяти и внимания (нарушение объема памяти, патологическая концентрация внимания, отсутствие интереса к какой-либо деятельности). Трудовые навыки вырабатываются медленно и отличаются нестойкостью.

Астенический тип дефекта  психики. Темп психической деятельности замедлен, утомляемость повышена, активное внимание неустойчиво и быстро истощаемо, не выдерживает физическое и психическое напряжение, овладение пространственными и временными представлениями невозможно в полном объеме, склонен к рецидивам.

Сложный тип дефекта  психики. Значительную интеллектуальную недостаточность сочетает с грубой сомато-неврологической патологией (припадки, параличи, слепота, глухота, недоразвитие конечностей, пороки сердца и т. д.). Подобные сочетания еще более ограничивают возможности самообслуживания, передвижения, обучения, трудовой деятельности.

Полноценную профессиональную подготовку способны получить только лица с легкой умственной отсталостью. Рассмотрим особенности их интеллектуальной (умственной) и практической деятельности в целях определения специфики  методики их трудового обучения и профессиональной подготовки.

Интеллектуальная деятельность у таких лиц имеет следующие  специфические особенности: неустойчивость и плохая переключаемость внимания; нарушение памяти (особенно низок  объем кратковременной оперативной  памяти); замедленный темп умственной работоспособности, сенсомоторных реакций и скорости протекания психических процессов; нарушение способности к обобщению, анализу, синтезу, установлению причины и следствия, связей и отношений; расстройство аналитико-синтетической деятельности. При решении любых вопросов они исходят из конкретной ситуации, при этом у них преобладает конкретно-ситуационная оценка действительности [11].

К недостаткам также  следует причислить их неспособность  к действиям со сложной последовательностью  исполнения, где элементы задания не регламентированы.

Рассмотрим более подробно основные характеристики учебно-познавательной деятельности лиц с умственной отсталостью: внимание, восприятие, память, мышление, устную и письменную речь, а также  основные черты их поведения, влияющие на методику их трудовой и профессиональной подготовки.

Уровень развития внимания у лиц с таким заболеванием весьма низок. Они смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом отдельных элементов, не улавливают многое из того, о чем говорит педагог. Во время обучения у них часто рассеивается внимание.

При характеристике восприятия у таких лиц следует исходить из общих недостатков деятельности их центральной нервной системы. Восприятие и ощущения формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Низок темп зрительного восприятия. Легче воспринимаются простые предметы. Восприятие сложных объектов затруднено из-за несовершенства анализа и синтеза, которым необходимо обучать специально.

Замедленный темп зрительного  восприятия ограничивает ориентировку в пространстве. Такие больные недостаточно воспринимают глубину плоских изображений. Они не умеют всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть предмета, отвлекаясь на несущественные стороны воспринимаемого.

Для лиц с умственной отсталостью характерно нарушение памяти – соотношение между непроизвольным и произвольным запоминанием. У них нет различий между результатами преднамеренного и непреднамеренного запоминания. Наиболее полно они запоминают реальные объекты, менее успешно их изображения, хуже всего – слова, при этом объем запоминаемого материала в целом безграничен, однако характерно быстрое его забывание. Больные с неосложненной структурой дефекта психики при воспроизведении иногда не могут достаточно точно отграничивать один материал от другого, сходного.

В улучшении запоминания  особая роль принадлежит многократному  повторению – испытанному средству закрепления знаний в памяти. Причины  замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются, прежде всего, в особенностях нервных процессов. Чтобы прочно усвоить какую-либо новую тему, им необходимо значительно большее число повторений, чем лицам с нормальным развитием. Без многократных повторений учебного материала они очень быстро его забывают, так как приобретенные ими условные связи быстро угасают, и они не могут вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике [12].

Слабость мышления, мешающая таким больным выделить существенное в материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные, побочные ассоциации, резко понижает качество их памяти. Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что они лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных отношениях. Механическое запоминание впечатлений внешнего мира принимает иногда ярко выраженную патологическую форму. Отвечая урок, они как бы продолжают видеть перед глазами страницу учебника, однако не в состоянии передать ее содержание.

Прочность непреднамеренного запоминания при этом очень низка. Задача запомнить материал мало способствует улучшению качества запоминания. Слабость целенаправленной деятельности выражается в том, что они не умеют припоминать заученный материал, что существенно отличается от забывчивости.

Отличительной особенностью отражательной деятельности умственно  отсталых является нарушение их познавательной деятельности, прежде всего уметь  обобщать и получать опосредованные знания. Решение мыслительных задач, даже простейших, вызывает значительные затруднения. Больные часто неадекватно осознают существо задания, упрощают его и искажают.

Нарушение мышления характерно для всех лиц с умственной отсталостью. Так, процесс анализа не целенаправлен, хаотичен. В ходе анализа предметов они выделяют мало существенных признаков. В процессе синтеза отражаются недостатки предшествующего анализа, так как часто соединяют разнородные объекты и разнопорядковые явления, нарушают логическую последовательность во взаимности фактов, явлений. Синтез нередко сводится к составлению ряда.

Процесс сравнения, в  котором устанавливаются признаки сходства и различия объектов, у  таких людей протекает также  своеобразно. Зачастую сравниваются несопоставимые признаки, отождествляется большое  количество сходных объектов. Нарушение абстрактного мышления – характерный признак умственной отсталости. Обобщение зависит от ситуации и строится не на основе существенных признаков, а на случайных проявлениях.

Низкий уровень овладения образным и умственным действием также  характерен для мыслительной деятельности умственно отсталых. В ходе решения задачи они склонны переключаться с понятийного мышления на более простые его виды – предметное и практическое – действенное. Таки люди часто не обдумывают своих действий, не предвидят их результата, так как ослаблена регулирующая функция мышления. Это связано с некритичностью мышления. Они редко замечают свои ошибки, даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными, не умеют сопоставить свои мысли и действия.

Задержка активной речи сочетается с нарушением ее понимания, резким сужением объема разговорно-бытовой речи и общей психической заторможенностью. Их словарный запас незначителен, разница между активным и пассивным словарем велика. Их активный словарь особенно скуден, они редко пользуются прилагательными, глаголами, союзами, часто употребляют слова в несвойственном им значении.

Овладение письменной речью  затруднено из-за нарушения восприятия и соотносительного анализа звуков и букв языка, дефектов моторики, ограниченности пространственных представлений. Большие затруднения представляют такие виды письменной деятельности, как изложение, диктант. Наиболее доступным и легким является переписывание и чтение.

Относительно устойчивы у лиц  с легкой умственной отсталостью процессы практической деятельности, что при оптимальной нагрузке компенсирует умственную недостаточность. Необходимо учитывать, что успешность учебно-познавательной и практической деятельности, как и всяких других, определяется не только уровнем развития интеллекта, но и степенью мотивированности, эмоциональными реакциями, возможностью волевого контроля поведения, уравновешенностью в межличностном общении.

Наряду с общим недоразвитием  эмоциональной жизни имеются некоторые болезненные проявления чувств. Это дисфория (эпизодическое расстройство настроения), которая наступает без связи с реальными обстоятельствами. Дисфория проявляется в неожиданной угнетенности состояния, мрачности, порой злобности. Ее предвестником часто является немотивированно приподнятое настроение – эйфория. Другой формой эмоционального нарушения является апатия, вызванная утомлением или заболеванием. Умственно отсталым свойственны низкий уровень общественных отношений, элементарность развития мировоззренческих взглядов, некритичность и слабость регулирующей функции мышления.

Это обусловливает низкий уровень  развития убеждений и отражается на характере. Им свойственны такие  черты, как некритичность в отношении  к себе, двойственность поступков, неумение отстаивать нравственные позиции, неспособность в овладении твердыми принципами, отсюда-беспринципность, отсутствие целеустремленности. Низкий уровень развития духовных и общественных потребностей способствует возникновению ограниченности взглядов, а из-за недоразвития воли они действуют импульсивно, под влиянием побуждения, не умеют преодолевать трудности, нерешительны, и легко поддаются внушению.

Лиц с легкой умственной отсталостью  и основным типом дефекта психики отличает устойчивость эмоциональной сферы, возможность восприятия действительности органами чувств, относительная устойчивость внимания, зрительно-моторная координация, хорошая врабатываемость. У них легко формируются общественно полезные потребности и интересы, навыки адекватного поведения и отношения к жизненным обстоятельствам, стойкие трудовые навыки, формирование которых не сопровождается обострениями.

Для облегчения освоения трудовых навыков  им необходимо предоставить свободный  темп работы, добиваясь автоматизации  действий, не требуя самостоятельного планирования, и использовать наглядно-практический метод обучения. В результате формируется трудовой стереотип, который способствует успешной врабатываемости.

Специфической особенностью умственной деятельности лиц с психопатоподобным вариантом дефекта психики является нарушение активного внимания, недостаточная способность к его концентрации, быстрая истощаемость волевого усилия. Профессиональные навыки у них вырабатываются довольно быстро, но они неустойчивы. Люди с подобными заболеваниями более чем кто-либо требуют постоянного контроля, руководства, индивидуального подхода с учетом их склонностей и интересов, так как регулярно проявляют недисциплинированность, небрежность.

Информация о работе Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями