Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть особенности трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2. Описать специфику трудового обучения умственно отсталых младших школьников;
3. Рассмотреть задачи трудового обучения в коррекционной школе VIII вида;
4. Выявить задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида;
5. Проанализировать методы и формы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
1.2 Специфика трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2 Методические основы трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2.1 Задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида
2.2 Формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)

- необходимо сопровождать объяснения демонстрацией натуральных объектов, показом практических действий (основной упор делается на наглядно-практические методы обучения);

- замедленное произвольное и зачастую более развитое механическое запоминание диктуют необходимость многократного повторения наиболее важного материала в течение длительного времени;

- низкий уровень владения такими процессами, как анализ, синтез, абстрагирование, требует опоры на практически-действенное мышление, однако при этом необходимо продолжать развивать эти мыслительные процессы;

- из особенностей восприятия и речи вытекает необходимость отказа от длительного и частого использования словесных методов (особенно надо избегать лекций), большого количества пространных записей в тетради, в то же время педагог должен говорить, четко выговаривая слова, особенно новые термины;

- учитывая эмоциональную неуравновешенность, необходимо на занятиях поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу без крайностей в проявлении как положительных, так и отрицательных эмоций, с пониманием, чуткостью и терпением воспринимать смены настроения, беспричинную злобность или эйфорию [16].

Отсутствие целеустремленности, воли, мотивации, любознательности и  инициативы, низкая активность требуют  постоянного побуждения к целенаправленной деятельности, что может быть достигнуто введением элементов проблемности.

Поставленная перед воспитанниками проблема вызывает интерес, усиливает мотивацию, что служит важным условием формирования произвольного внимания (особенно в процессе теоретического обучения, где мотивация и интерес, как правило, снижены).

Эффективная трудовая подготовка детей с умственной отсталостью возможна с опорой на принципы коррекции и компенсации, индивидуализации и дифференциации, что требует выполнения следующих условий:

- изучение учебных групп (класса) с последующим делением их на подгруппы в зависимости от особенностей учебно-познавательной и практической деятельности;

- выработка программы дифференцированного подхода к каждой подгруппе;

- составление тематических и поурочных планов в соответствии с особенностями дифференцированного подхода к выделенным подгруппам;

- осуществление дифференцированного обучения с выборочным использованием методов, приемов, средств организации занятий;

- осуществление периодического текущего и заключительного подведения итогов дифференцированного обучения.

Таким образом, основной особенностью учащихся младших классов школ VIII вида является трудность усвоения ими отвлеченных понятий, бедность конкретных представлений и понятий об окружающей действительности, бедность словарного запаса, недостаточная координация движений. Ручной труд, труд по самообслуживанию и хозяйственно-бытовой труд доступны младшим школьникам. Эти виды труда развивают самостоятельность, инициативу и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности за порученное дело.

Процесс обучения умственно отсталых детей труду имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком, чем в массовой общеобразовательной школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методические  основы трудового обучения умственно  отсталых младших школьников 

2.1 Задачи  и содержание трудового обучения  в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида  

 

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:        

- воспитание  положительных качеств личности  ученика,

- уважение к  людям.

- формирование  трудовых качеств, обучение доступным  приемам труда, привитие интереса к труду [17].

Учебный материал распределен по годам обучения и предусматривает следующие виды труда:

- работа с  глиной и пластилином,

- работа с  природными материалами,

- работа с  бумагой и картоном,

- работа с  текстильными материалами,

- работа с  проволокой и металлоконструктором,

- работа с  древесиной.

Изготовление различных  поделок для игры и занятий  способствует развитию восприятия детей, ознакомлению с разнообразными материалами  и их свойствами, умению ориентироваться  на них при выборе орудий труда  и т.п. Ребенка обязательно надо научить планировать предстоящую работу, намечать под руководством воспитателя ее основные этапы, ориентироваться на результат. Все это положительно влияет на развитие мышления.

На занятиях по ручному  труду широко используются и разнообразные  материалы: желуди, шишки, береста, солома. Дети собирают их на прогулках, обсуждая с воспитателем, для чего они могут пригодиться. На занятиях воспитатель демонстрирует детям готовые поделки из природных материалов, чтобы вызвать интерес к предстоящей работе. Под руководством воспитателя дети изготавливают поделки, затем каждый из них показывает товарищам свое изделие и с помощью воспитателя рассказывает о том, что из чего и как он его делал. Очень важно, чтобы дети получали удовлетворение от выполненной работы, радовались результатам труда. Воспитатель непременно должен отметить старание детей похвалить их за проявленное трудолюбие. Стимулировать детей к занятиям ручным трудом можно, устраивая выставки детских работ, которые посещают все группы. Обязательно следует обращать внимание родителей на то, что их дети способны трудиться и выполнять достаточно сложные задания; время от времени нужно знакомить родителей с содержанием занятий по ручному труду, чтобы и дома дети развивали приобретенные умения и навыки [18].

Задачи обучения ручному труду усложняются постепенно, в зависимости от года обучения.

1 класс

Занятия по труду  в этот период являются более сложными. Это объяснимо тем, что дети приходят в школу с разной дошкольной подготовкой (из дома, детского сада, массовых школ) и разным уровнем умственного развития. Отсюда и вытекают задачи обучения в первом классе.

1. Изучение состава  учащихся и тех знаний, умение  и навыков с которыми они  пришли в школу. Изучить их  возможности и затруднение в  работе.

2.  Заинтересовать  учащихся  практической  деятельностью,   так  как   в первом классе интерес детей является кратковременным.

3.  Обучать  простейшим орудийным и безорудийным  приемам труда.

4.  Формировать  у учащихся организационные умения, так как они очень невнимательны и несобранно

5.   Решать  коррекционную задачу по развитию  общетрудовых умений.

- ориентировка  в задании;

- планирование (с помощью учителя);

- формирование     пространственных     представлений     и     умений ориентироваться  при выполнении работы.

6.  Развитие  речи  учащихся   (повторить   за  учителем   характеристики изделий, ответить на вопросы учителя полными предположениями, пополнять активный словарь).

2 класс

Вся работа во 2 классе строится на знаниях, умениях  и как, приобретенных в первом классе.

1.  Воспитание     положительных     качеств     личности     (настойчивость,  трудолюбие, умение работать в  коллективе).

2.  Продолжать   формирование   организационных   умений   (дети   сами готовят    свое    рабочее    место,    должны    знать    правила   техники безопасности).

3.  Расширение  знаний о материалах и инструментах.

4.  Повышение  сложности приемов работ (1 кл.- шитье по проколу, 2 кл. - проколы  выполнятся самостоятельно).

5.  Общетрудовые     умения     с     частичной     помощью     учителя     и самостоятельно.

6.  Ориентировка     на     листе     бумаги     с     помощью     учителя     или самостоятельно; умение определить, на глаз или с помощью учителя  используя линейку размер.

7.  Работа  над развитием речи, ответы на  вопросы самостоятельно, анализ образа, планирование отчета о проделанной работе самостоятельно, ответы должны быть динамичны.

8.  Определение  возможностей детей, характеристика  их затруднений.

9.  Распределение  учащихся по группам.

3 класс

1. Должно быть  сформировано положительное отношение к трудовой деятельности, умение работать коллективно, помогать одноклассникам.

2. Продолжать    развивать    организованные    умения    самостоятельной подготовке.

3. Знакомство  с новыми материалами (древесина,  проволока, металл) и новыми приемами работы.

4. Научить    выполнять    двигательные    приемы    изолировано     при изготовлении поделок.

5. Совершенствование общетрудовых умений от частичной помощи до самостоятельности.

6. Продолжать  работу над развитием речи, ответы  учащихся должны представлять собой небольшой рассказ.

7. В дифференцированном  подходе учитель сокращает меру  помощи и увеличивает меры  работы.

8. Продолжать  вести наблюдение за успеваемостью  учащихся.

Требования  к результату образования обучающихся, завершивших обучение в 1-4 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для умственно отсталых детей, могут быть представлены на уровне сформированности общеучебных умений и навыков, общетрудовых умений и навыков, личностных качеств и социальных навыков.

1. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков.

- освоили общеобразовательную  программу для умственно отсталых  детей по предметам учебного  плана на уровне, достаточном  для продолжения образования  в 5-9 классах;

- освоили знания  об окружающей действительности, свойствах различных материалов и областях их применения;

- овладели умениями  применять знания при выполнении  практических заданий;

- овладели элементами  общеучебных умений: сравнение, обобщение,  анализ, синтез, классификация, выделение главного и др.;

- способны переключаться  с одной умственной операции  на другую по словесной инструкции  учителя.

2. Уровень сформированности  общетрудовых умений и навыков.  Обучающиеся:

- овладели умениями  включаться в задание, выполнять  задачу, планировать свои действия самостоятельно, при помощи учителя, выполнять их самостоятельно, по правилу, показу, образцу, представлению, словесной инструкции учителя;

- овладели способностью  к усвоению заданного образца;

- овладели умениями  реализовывать пооперационную последовательность действий при выполнении задания и доводить начатое дело до конца;

- овладели простейшими  навыками самоконтроля учебных  действий,

навыками самостоятельного краткого оценивания выполнения заданий;

- овладели умениями  применения ранее усвоенных правил;

- овладели умениями  работать с различными материалами,  инструментами;

- умеют принимать  помощь учителя при выполнении  тех или иных заданий;

- овладели умениями  организации рабочего места, соблюдения  техники безопасности при работе  с различными инструментами и санитарно-гигиенических требований при выполнении различных работ.

3. Уровень сформированности личностных качеств. У обучающихся:

- сформирована  привычка к трудовому усилию;

- сформировано  положительное отношение к трудовой  и учебной деятельности, результатам собственного труда;

- сформирована  способность разумно (критично) оценивать  результат учебной и трудовой  деятельности;

- сформированы  умения саморегуляции поведения  в соответствии с дисциплинарными  правилами и нормами.

4. Уровень сформированности социальных навыков. Обучающиеся:

- овладели умениями  последовательно и полно излагать  высказывание при планировании  предстоящей деятельности, контроле  результатов выполнения заданий;

- овладели умениями  согласовывать свои действия  с действиями других людей;

- сформированы  навыки работы в коллективе  сверстников.

Таким образом, ручной труд в I-IV  классах проводится в следующих направлениях: самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд; работа с картоном и бумагой; работа с глиной (пластилином); работа с деревом (сборка из готовых деталей деревянных игрушек по образцам).

Обучение труду  в младших классах направлено на решение следующих задач: воспитание положительных качеств личности ученика, уважение к людям, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, привитие интереса к труду.

 

 

2.2  Формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

 

В учебном процессе предусмотрено использование двух организационных форм проведения занятий  по ручному труду: урока и экскурсии. Основной формой занятий является урок [19].

Как правило, в  работе с умственно отсталыми  учащимися используются уроки комбинированного вида, включающие в свою структуру  повторение ранее пройденного, ознакомление с новым материалом и его закрепление, прежде всего в процессе практической работы. Большую часть времени на уроке занимает выполнение практического задания.

Информация о работе Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями