Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть особенности трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2. Описать специфику трудового обучения умственно отсталых младших школьников;
3. Рассмотреть задачи трудового обучения в коррекционной школе VIII вида;
4. Выявить задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида;
5. Проанализировать методы и формы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
1.2 Специфика трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2 Методические основы трудового обучения умственно отсталых младших школьников
2.1 Задачи и содержание трудового обучения в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида
2.2 Формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)

Расположение  учебного материала в программе  по ручному труду предполагает постепенное  повышение самостоятельности учащихся. Время, отводимое на предъявление новых познавательных сведений, на повторение, упражнения, самостоятельную практическую работу, варьируется в зависимости от конкретных задач урока.

Возможно использование  различных подходов к определению  структуры урока труда, при этом следует обеспечивать взаимосвязь различных этапов, их направленность на решение поставленных учебных задач. Задачам урока должны соответствовать и используемые вопросы, упражнения, текст и движения физкультурных пауз, используемый наглядный материал и т.п.

В.Ф. Мачихина отмечает среди наиболее распространенных следующие схемы урока труда:

Первая схема:

- Организация детского коллектива.

- Организация рабочего места.

- Сообщение темы урока.

- Сообщение познавательных сведений.

- Ориентировка в задании.

- Выполнение изделий по инструкции учителя, чередующейся с показом приемов работы.

- Оценка качества выполненного изделия.

- Подведение итогов работы.

Вторая схема:

- Организация детского коллектива.

- Повторение познавательных сведений.

- Сообщение темы урока.

- Организация рабочего места.

- Упражнения по ознакомлению с правильными приемами работы.

- Ориентировка в задании.

- Выполнение изделия с планированием ближайшей операции.

- Отчет о проделанной работе.

- Оценка качества выполненного изделия.

- Подведение итогов работы.

Третья схема:

- Организация детского коллектива.

- Сообщение темы урока.

- Организация рабочего места.

- Сообщение познавательных сведений. Лабораторная работа.

- Ориентировка в задании.

- Предварительное пооперационное планирование выполнения изделия.

- Изготовление изделия по намеченному плану.

- Отчет о проделанной работе.

- Оценка качества выполненного изделия.

- Подведение итогов работы [20].

При этом автор  отмечает, что предложенные схемы не являются единственно возможными. Отдельные этапы уроков могут заменяться и переставляться.

Далее предлагается примерное содержание отдельных этапов уроков. Организация детского коллектива. В работе с умственно отсталыми детьми очень важно уделять особое значение выработке организационных умений и навыков. Она начинается еще до начала урока и заключается в подготовке к нему в выполнении таких действий, как: мытье рук перед началом работы, надевание соответствующей рабочей одежды (фартук, халат, нарукавники). В отдельных случаях дети перед уроком строятся перед кабинетом и входят в него лишь со звонком, занимая свои постоянные рабочие места. Важно также воспитывать у детей привычку ничего не трогать на рабочем месте без разрешения учителя.

Сообщение темы урока. Этот этап, являясь весьма непродолжительным (1 – 3 мин.), выполняет функцию мотивационного звена деятельности. Успешность любой работы с умственно отсталыми учащимися младших классов во многом зависит от того, насколько удалось заинтересовать их намеченным делом. Необходимо привлечь внимание детей к предстоящей работе, показать, что изделие, которое они сегодня будут делать, не только красивое, но и полезное. В отдельных случаях тема предстоящей работы сообщается не в начале урока, а после повторения, например, правил безопасной работы с режущими инструментами.

Организация рабочего места. В кабинете ручного труда у каждого обучающегося должно быть определенное рабочее место. Начиная обучение, учитель объясняет и показывает, как его организовать. Он сообщает детям, что инструменты располагаются справа – их берут в правую руку во время работы, материалы и приспособления кладут слева – их удобнее взять левой рукой (исключение могут составлять обучающиеся с ведущей левой рукой, так называемые леворукие дети). Подкладная доска, на которой производятся рабочие операции, находится перед учеником, коробочка для мусора – посередине верхней части стола. В ходе урока также следует напоминать учащимся, что инструменты и материалы следует класть на отведенное место.

Вначале учитель  помогает школьникам подготовить рабочее  место к началу занятий, напоминает правила его организации. В дальнейшем на каждом занятии проверяется порядок  на рабочем месте, привлекает к проверке бригадиров, устраивает взаимную проверку рабочих мест между сидящими рядом учащимися [21].

Сообщение и  повторение познавательных сведений. Учебной программой определен объем познавательного материала, который должен быть освоен в процессе обучения ручному труду. Это элементарные сведения о свойствах, применении и назначении бумаги и картона, текстильных материалов, пластилина, глины, природных материалов, древесины и т.д. сюда же отнесены сведения о группах инструментов, правила безопасной работы ими, санитарно-гигиенические требования при работе с разными материалами.

Познавательные  сведения можно сообщать в виде короткого  рассказа с обязательной демонстрацией  наглядного материала. это могут  быть коллекции ниток, тканей, разных сортов бумаги, наборы инструментов, образцы  программных и внепрограммных изделий, выполненных учителем или старшеклассниками и т.д.

В ряде случаев  в ходе рассказа или беседы учитель  может провести с учащимися короткие лабораторные работы, в ходе выполнения которых ученики узнают некоторые  свойства материалов. Например, производя несложные действия, обучающиеся могут установить, что бумага легко рвется, мнется, складывается, режется, впитывает влагу, что древесина ломается, гнется, раскалывается вдоль волокон.

Повторение  или сообщение сведений, частично знакомых учащимся, целесообразно проводить в виде беседы с использованием элементов игры.

Рассказы и  беседы должны быть доходчивыми и  яркими, содержать профессиональные сведения, занимать короткое время [22].

Ориентировка  в задании. На уроках ручного труда учащимся предлагается выполнение изделий по образцу, натуральному предмету, игрушке, рисунку. Умение детей ориентироваться в задании в значительной мере способствует успешному самостоятельному изготовлению указанных объектов.

Это умение развивается  у учащихся коррекционной школы  при соблюдении определенной последовательности в обучении. Практика показывает, что наиболее эффективным является такой путь: сначала ученики выслушивают и повторяют анализ, данный учителем, затем участвуют в коллективном анализе простого, позже относительно сложного объекта и, наконец, самостоятельно анализируют несложные изделия.

При анализе  образца следует отмечать такие  особенности, как назначение предмета, крупные и мелкие части его, детали этих частей, величину, форму, цвет, материал, места прикрепления деталей.

При анализе  природного материала учитель должен своими вопросами привлечь внимание детей к тем его свойствам, которые помогут им определить место  материала в будущей поделке. Анализ объекта может проходить  следующим образом: узнавание и  называние природного материала с указанием вида растения; рассматривание внешнего вида – выделение тех признаков целого, которые будут использованы в поделке; вычленение частей целого и их признаков, подсказывающих применение материала; установление сходства материала по выделенным признакам с различными частями натуральных предметов.

Анализ натурального предмета, муляжа, чучела следует проводить  избирательно, т. е. отмечать только те детали и свойства предмета, которые  будут иметь место в поделке [23].

Необходимо подчеркнуть, что анализируемый предмет ученики должны рассматривать вблизи, иметь возможность взять в руки, потрогать, рассмотреть со всех сторон.

Из урока  в урок учитель должен воспитывать  привычку правильно готовиться к  практической работе. Сначала, отвечая на вопросы учителя, дети перечисляют материалы, инструменты и приспособления, заранее разложенные на их рабочих местах или прикрепленные на предметных картах. В дальнейшем они выполняют это задание с большей самостоятельностью: называют необходимые предметы, затем достают их из конвертов и коробок, лежащих на рабочих местах, отбирают из большого набора только нужные материалы, инструменты и приспособления.

Практические  задания расположены в программе  по степени постепенного усложнения. Следовательно, изготовление каждого последующего объекта предполагает привлечение к работе прошлого опыта. При ориентировке в задании это выражается в установлении детьми сходства демонстрируемого образца с ранее изготовлявшимися объектами по форме, материалу, размерам.

Прошлый опыт школьников привлекается в большей мере при планировании хода работы, в ходе практической деятельности, при оценке качества готовых изделий и т.д.

Планирование выполнения изделия. Умение планировать свою работу и осуществлять ее по плану есть один из основных признаков осмысленного и самостоятельного выполнения задания. Обучение детей планированию следует проводить в такой последовательности, которая способствовала бы осознанию ими необходимости придерживаться составленного пооперационного плана.

В начале обучения целесообразно пользоваться методическим приемом, при котором учитель  объясняет выполнение каждой операции отдельно, чередуя показ приемов  со словесной инструкцией.

В дальнейшем следует  требовать от учащихся определения  ближайшей операции. Первую операцию учитель называет сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения детьми с помощью учителя указанного этапа им предлагается назвать следующий («Что будете делать дальше?») и проделать его. Небольшой временной промежуток между словом и действием будет способствовать закреплению сказанного в памяти детей, созданию связи между речевым и практическим компонентами трудовой деятельности. На следующих ступенях школьники учатся составлять план по вопросам учителя.

Необходимо подчеркнуть, что вопросы должны быть направлены на уточнение операций, основных моментов деятельности. В отдельных случаях некоторые пункты плана разбираются более подробно. Например, разметка прямоугольной детали по линейке вызывает затруднение у детей. Чтобы ученики при изготовлении очередного объекта соблюдали правильную последовательность выполнения этого приема, учитель просит рассказать, в каком порядке следует проводить разметку, с помощью каких инструментов. Составленный план повторяется учащимися или записывается на доске. Постепенно ученики подводятся к самостоятельному определению порядка работы над изделиями.

Значительную  помощь в обучении детей планированию окажет учителю применение предметных карт, которые составляются на изделия  из любого материала.

На уроках ручного  труда в основном применяется  предметная карта, на которой в определенной последовательности прикреплены образцы  одного изделия в разной степени  готовности. Эти образцы крепятся так, чтобы их можно было снять  разглядеть со всех сторон.

Помимо этого, на предметной карте могут располагаться  материалы, инструменты и приспособления, необходимые для изготовления данного  объекта. Можно все компоненты карты  крепить на одном планшете, но обязательно  в линейном порядке с соблюдением  логики выполнения изделия. Целесообразнее пользоваться картой, состоящей из нескольких таблиц, где на каждую прикреплен только один образец незаконченного изделия. Инструменты следует группировать с приспособлениями, а материалы располагать на отдельном планшете. В некоторых случаях инструменты могут прикрепляться под той деталью, для изготовления которой они необходимы. Карта, состоящая из отдельных таблиц, позволяет значительно разнообразить приемы обучения детей планированию.

Известно, что  умственно отсталые учащиеся не умеют пользоваться наглядными пособиями, если их не обучать этому. Поэтому учитель в нужный момент урока должен привлекать внимание детей к карте, добиваясь точного и полного ответа. Например, спрашивая ученика о ближайшей операции, педагог просит его найти на таблице нужный образец, а затем ответить.

В качестве наглядного пособия при составлении плана  по вопросам учителя можно использовать также таблицы с записями отдельных  пунктов плана, каждая таблица вывешивается учеником на доске как ответ на вопрос учителя. Помимо этого, таблицы можно применять при самостоятельном составлении отвечающими плана ответа.

Ознакомительные упражнения. На уроках ручного труда учащиеся осваивают некоторые приемы работы. Основные из них: приемы разметки (нанесение разметочных линий по данным размерам на бумагу и картон, разметка с помощью мерочки, шаблона и линейки), приемы обработки материала (вытягивание, скатывание и сплющивание пластилина, прокалывание отверстий, резание), приемы соединения деталей (соединительные швы, примазывание частей из пластилина, склеивание, соединение деталей с помощью палочек, проволоки), приемы контроля (накладыванием, на глаз, измерение с помощью мерочки или линейки).

Обучение правильным приемам начинается с ознакомительных  упражнений. Учащиеся узнают о назначении данного приема, рассматривают инструменты, с помощью которых он осуществляется. Далее учитель показывает, как надо выполнять прием. При этом учитель стоит, повернувшись левым плечом к учащимся (вполуоборот, чтобы всем было видно). Показ сопровождается инструкцией, обращается внимание детей на правильную хватку инструмента и материала, на соблюдение определенной позы при работе, на движение рук и инструментов во время действия.

Затем учащиеся приступают к упражнениям. Учитель  наблюдает, как они выполняют прием. Единичные ошибки он помогает исправить индивидуально. Подметив типичные ошибки в позе, положении рук, в рабочих движениях, педагог останавливает работу, предлагает посмотреть, как работает ученик, допустивший ту или иную типичную ошибку. Отмечая его ошибочные действия, педагог дает нужные указания и повторяет сам показ рационального приема. Следует отметить, что учителю  нецелесообразно  повторять   ошибочные   действия   детей.

Информация о работе Трудовое обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями