Теория детского коолектива в трудах макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание

Цель работы охарактеризовать основные положения и принципы организации процесса воспитания личности в детском коллективе. Из поставленной цели вытекают следующие задачи.
Выявить основные этапы становления А.С.Макаренко, как педагога
Проанализировать основные положения теории воспитания детей в коллективе
Выявить особенности воспитательной практики в детских коллективах, руководимых А.С. Макаренко

Содержание

Введение……………………………………………………………3
§1. Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко…...........6
§2. Основные теории воспитательного коллектива……….........11
§3. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива…18
§4. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива…………………………………22
§5. Шестнадцать пламенных лет………………………………..29
Заключение……………………………………………………….37
Литература………………………………………………………..39

Работа состоит из  1 файл

Теория детского коллектива в трудах Мкаренко.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

§ 4. Организация, формы и методы деятельности воспитательного  коллектива

 
                    Организация деятельности воспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключается в делении общего коллектива на коллективы первичные; жизнь и поведение воспитанников дисциплинируются, закрепляются в строгом и четком режиме, получают соответствующую эмоциональную окраску, приобретают определенный стиль и тон, наконец, все ценное в жизни и деятельности коллектива, все его достижения, накапливаясь постепенно, закрепляются в коллективных традициях и передаются новым воспитанникам как опыт жизни их старших товарищей.

Воспитательный коллектив  есть целый организм, однако практика воспитательной работы показывает, что «непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива, специально организованного в педагогических целях».  
Такой первичный коллектив может быть организован и как обычный класс, он может быть организован и по производственному принципу - как бригада, и по территориальному - как отряд. Важно лишь, чтобы он был таким коллективом, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении.  
          Нужно отметить, что А.С. Макаренко был сторонником объединения в первичном коллективе детей разных возрастов (это, в прочем, не относилось к учебной работе, где дети были организованы в обычные классы). Необходимость этого была вызвана также педагогическими целями. «Такая организация, - писал А.С. Макаренко, - дает большой воспитательный эффект - она создает более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений. Младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывают качества, необходимые советскому гражданину: внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец, качества будущего семьянина и многое другое».  
          Сложная система самоуправления имела у Макаренко двоякое значение. Ее непосредственный результат состоял в том, что дети оказывали большую помощь педагогам в управлении коммуной, выполняли множество важных организационных функций. Но и здесь А.С. Макаренко придавал наибольшее значение параллельным педагогическим результатам организаторской работы детей. Важно то, что, выполняя обязанности «начальников», дети приобретают очень много ценных знаний, умений и навыков организаторской работы. У ребят воспитывалось умение «подчиняться товарищу» и «приказать товарищу», принципиальность человека, ответственного за коллектив и за свое поведение.       Весьма показательна в этом отношении ежедневная работа общего собрания коммунаров. Оно разрешало самые различные вопросы текущей жизни: учебные, производственные и хозяйственные, вопросы организации быта, поведения воспитанников. Активно участвуя в их обсуждении, каждый становится в положение хозяина коммуны, ответственного за жизнь, успехи и счастье своего коллектива. Именно здесь в первую очередь закалялось и формировалось общественное мнение коллектива.  
          А.С. Макаренко указывает на существенные различия между дисциплиной и режимом. Общего между ними только то, что и дисциплина и режим организовывают известным образом жизнь детского коллектива. Но в противоположность режиму, представляющему собой средство, при помощи которого коллектив организовывает внешние рамки поведения» воспитанников, дисциплина - не средство, а результат воспитательного процесса, результат всей жизни и деятельности коллектива. Такая дисциплина сознательна, она не является средством подавления личности.

 Дисциплина, по Макаренко,  вытекает из жизненных инстинктов  и опыта коллектива, складывается  в борьбе коллектива за достижение  его целей и поэтому является  необходимым инструментом развития коллектива, его движения вперед.  
Режим - это внешняя форма организации коллектива. Функция режима заключается в том, чтобы установить прочный внешний распорядок жизни детей. К правильному режиму А.С. Макаренко предъявляет ряд обязательных требований. Он должен быть, во-первых, педагогически целесообразным, т.е. его правила должны быть полезными для коллектива. Режим, указывает Макаренко, должен быть точным, общим, определенным и непреклонным, и это не только условия его наилучшего выполнения, но и основные признаки педагогической его целесообразности. Как и всякая организационная форма деятельности детского коллектива, режим служит интересам коллектива, удовлетворяет потребности детей; в то же время он создает много полезных привычек, автоматизирует навыки поведения воспитанников, являясь педагогическим «стереотипом» их деятельности в учебе, и в труде, и в отдыхе и т.п.

В оформлении жизни и  деятельности детского коллектива важное значение имеют его стиль и  тон. Отношения детей в коллективе, их общее настроение, общая культура поведения и, наконец, отношение детей к своим обязанностям - все это создает определенную физиономию коллектива, определенный стиль и тон его жизни.  
            Во всяком коллективе есть свой стиль и тон, но далеко не всегда это стиль и тон воспитательного коллектива. «Стиль детского коллектива бывает просто возбужденный, наглый, крикливый, страдающий, пониженный, пессимистический, мажорный. Здоровый советский стиль создается путем воспитания уважения к себе и коллективу. Это то, что необходимо каждой нашей школе. Стиль создается очень медленно потому, что он немыслим без накопления традиций».  
Основным методом воспитания такого стиля и тона является общественное мнение коллектива, развитие критики и самокритики в детском коллективе. Организованное педагогами общественное мнение в детском коллективе предъявляет ряд требований к поведению воспитанников во всей их жизни, и эти требования, реализуясь в стиле и тоне коллектива и поведении каждого воспитанника, закрепляются в традициях и привычках.  
Так, например, в коммуне им, Ф.Э. Дзержинского был установлен ряд конкретных требований к поведению воспитанников: ходить по лестнице не держась за перила; не шуметь в помещении; обращаясь к дежурному или педагогу, стоять прямо, как говорил А.С. Макаренко, «надеяться на свою талию», и сами требования эти стали традициями - так редки были случаи их невыполнения.  
            Традиции складываются в коллективе объективно как один из результатов всей его жизни и деятельности. Ясно, что в слабом и неорганизованном детском коллективе могут возникать лишь отрицательные традиции. Примером таких традиций может служить пресловутая «подсказка»; «круговая порука» и т.п. В развитии жизни детского коллектива такие отрицательные традиции не могут быть преодолены простым запрещением. Сначала нужно изменить ту жизнедеятельность, на основе которой они возникают, а затем они будут вытеснены новыми, ценными традициями. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, - отмечал Макаренко. - Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы». "Приживется в детском коллективе только та традиция, которая является как бы естественным результатом самой жизни коллектива, и, изучая эту жизнь, педагог должен видеть ее действительные перспективы и потребности и в них найти условия для организации действительно полезных коллективу, прогрессивных традиций.  
          Важно отметить, что труд - это постоянно действующие формы деятельности коллектива, они складываются лишь в таких элементах жизни детей, которые все время повторяются, т.е. главным образом в ежедневных коллективных движениях. Такими элементами в коммуне были общее собрание, поверка, сдачи рапортов и т.д. Без таких традиций, «коллективных привычек», невозможно четко проводить общеколлективные движения, особенно если их, как это было у Макаренко, много.  
          Важнейшим признаком организованного педагогического коллектива является его единство «Единство педагогического коллектива - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином спаянном коллективе, возглавляемым хорошим мастером - руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом».  
           Если в школе есть коллектив таких педагогов, для которых успех всей школы стоит на первом месте, а успех его класса стоит на втором мете и затем уже на третьем месте его личный успех как педагога, то в таком коллективе будет настоящая воспитательная работа.

Но для того чтобы  коллектив педагогов мог работать по единому плану, едиными методами, иметь общую цель и перспективы необходимо единоличное руководство, «педагогический центр», который направляет, координирует и проверяет работу каждого из педагогов. Таким центром, указал А.С. Макаренко, в школе может быть только директор, являющийся уполномоченным государства, руководителем и вместе с тем уполномоченным педагогического коллектива. Красной нитью через всю деятельность Макаренко проходит идея гармонического сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве. Для того чтобы осуществить такое единоличие, директор должен быть воспитателем школы, руководителем всей учебно-воспитательной работы. «Наши директора, - указывал Макаренко, - непомерно много уделяют внимания хозяйству, а между тем директор должен быть, прежде всего, воспитателем школы».  
           Известно, каким строгим, порой суровым бывал А.С. Макаренко. Вместе с тем, когда обсуждалась его педагогическая линия, намечались планы, подводились итоги - словом, во всех случаях коллективного обмена мнениями, он буквально ловил всякое дельное предложение, интересную мысль, горячо ее поддерживал, даже если она противоречила его собственной.  
          Особый смысл приобретает вопрос о составе педагогического коллектива, его комплектование. «Коллектив педагогов должен быть собран не случайно, а составлен разумно». Педагогический коллектив не должен быть односторонним, он должен состоять из различных людей, различных по опыту, по характеру и даже по внешнему виду, вплоть до того, как говорил А.С. Макаренко, что «нужно разрешить вопрос, сколько должно быть женщин и сколько мужчин в педагогическом коллективе..... сколько должно быть из педагогов людей веселых и сколько угрюмых». Чем больше самых разнообразных ценных человеческих качеств воплощено в педагогическом коллективе, чем он разностороннее, богаче и жизнеспособнее, тем больше у него возможностей быть настоящим руководителем детского воспитательного коллектива.  
            Большое внимание уделял Макаренко вопросу о стаже педагогического коллектива. Педагогический коллектив, чтобы быть сильным и опытным руководителем воспитанников, должен накопить опыт коллективной работы в конкретных условиях, определенный минимальный «срок жизни». «Если у нас в коммуне, - говорил он, живет энное количество коммунаров и средний срок пребывания их в коммуне 5 лет, то и средний срок пребывания одного воспитателя в коммуне не может быть меньше 5 лет. Успех воспитателя зависит от того, насколько он старый член коллектива, сколько им заложено в прошлом сил и энергии, чтобы вести коллектив, и если коллектив педагогов будет моложе коллектива воспитанников, естественно, что он будет, слаб».  
            Большое значение придает А.С. Макаренко морально-политическому облику воспитателя. Не только мастерство, но качества личности, характер педагога является «инструментом» воспитательной работы. Только характер сможет сделать характер, говорил еще К.Д.Ушинский, а Макаренко подчеркивал, что никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки.  
          Создание целеустремленного, дружного, творческого коллектива педагогов, их систематическое самообразование и самосовершенствование - таковы необходимые условия успешной работы педагогов.

Итак, организация деятельности воспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключается в делении общего коллектива на первичные коллективы. Такой коллектив может быть организован и как обычный класс, и как бригада и как отряд, важно, что бы все члены этого коллектива находились в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. В оформлении жизни и деятельности детского коллектива особое значение придается стилю и тону коллектива. Отношения детей в коллективе, их общее настроение, общая культура поведения и, наконец, отношение детей к своим обязанностям - все это создает определенную физиономию коллектива, определенный стиль и тон его жизни.

 Важнейшим признаком организованного педагогического коллектива является его единство. Особое внимание А.С. Макаренко уделял вопросу о стаже педагогического коллектива. Он должен накопить опыт коллективной работы в конкретных условиях, определенный минимальный «срок жизни». Большое значение Антон Семенович придавал морально-политическому облику воспитателя. Не только мастерство, но и качество личности, характер педагога является «инструментом» воспитательной работы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 5. Шестнадцать пламенных  лет

Период работы Макаренко  в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом.

Если представить себе развитее колонии имени Горького схематически, то оно есть не что  иное, как осуществление колонистами  под руководством Макаренко одной  за другой простых жизненных задач, естественно, с необходимостью вытекающих из нужд колонии: если в колонии мало продуктов колонисты распахивают землю и заводят свинарню; если в колонии начинается воровство – колонисты организуются на борьбу с воровством; в колонии появляется пьяный – это используется как повод для борьбы с самогоноварением в соседней деревне и т.д.

Жизнь постепенно развивается, усложняется, выходит за рамки колонии: если рядом с колонией пустует  и расхищается бывшее имение, а  в колонии мало земли, плохие спальни, нет классов - начинается «завоевание» этого имения для того, чтобы иметь лучший дом, большие пашни – одним словом богаче и культурней жить.

Более зажиточная и культурная жизнь рождает новые запросы, новые желания и радости: появляется потребность в цветах, в музыке, в театре, красивой одежде.

Появляется новая перспектива «завоевание» Куряжа, а затем рост в новых условиях и новые перспективы.  Молниеносным ударом Куряж был завоеван. С непередаваемой словами быстротой и силой горьковцам удалось подчинить своему влиянию куряжан. Победа в Куряже была ярким свидетельством могущества коллектива - новой воспитывающей силы, рожденной в социалистической стране.

Макаренко поставил своих  воспитанников в положение хозяев жизни в колонии. Это с необходимостью рождало в воспитанниках чувство  ответственности, ставило их в положение активных борцов за организацию и рост колонии, рождало инициативу и творчество. Организованная деятельность и творчество приносили победу в достижении целей в виде ощутимых жизненных результатов, а это увеличивало интерес к новой жизни, познавалось удовлетворение своей деятельностью. В свою очередь успехи колонии вселяли в воспитанников уверенность в их силах и возможностях, возбуждали новый порыв деятельности, для которого Антон Семенович подставлял все более интересные объекты и перспективы.

Борьба за достижение общих целей требовала организации, организация и интерес родили дисциплину, создавали новые чувства и отношения – чувства товарищества, взаимопомощи, коллективности. На этой основе возникала настоящая принципиальная дружба, закладывались основы коллектива.

С каждым днем росли и  расширялись жизненные сферы, в  которые включал своих воспитанников  Макаренко; он прививал им через это  все новые знания, навыки, моральные  качества. Все воспитанники обучались  в школе и трудились на производстве, был организован культурный быт колонии, все более четкие формы принимало строение коллектива и самоуправление в нем.

В 1925 году в колонии была создана комсомольская организация. Это было крупнейшим событием в жизни колонистов, окончательно переломившим их представления о том, что они все же не полноценные люди, а «дефективные». Комсомольцы становятся активом коллектива горьковцев, направляют общественное мнение, возглавляют все полезные начинания хозяйственной и культурной жизни.

Установились и расширились  связи колонии с рабочими полтавских предприятий, с крестьянской беднотой соседских деревень, с комсомольцами заводских и деревенских организаций. И на всем этом рос, организовывался креп коллектив колонистов, и вместе с ним росли колонисты и оформлялись в настоящих советских людей, граждан советского общества. Макаренко день за днем неотступно вел свои воспитанников по путям советской жизни, организуя их на борьбу с плохим в жизни, упражняя в хорошем и этим реализуя спроектированное, вызывал к жизни и закреплял в привычки, взгляды и поведение воспитанников, в быт и традиции воспитательного коллектива культурные, моральные и политические человеческие ценности.

Информация о работе Теория детского коолектива в трудах макаренко