Теория детского коолектива в трудах макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание

Цель работы охарактеризовать основные положения и принципы организации процесса воспитания личности в детском коллективе. Из поставленной цели вытекают следующие задачи.
Выявить основные этапы становления А.С.Макаренко, как педагога
Проанализировать основные положения теории воспитания детей в коллективе
Выявить особенности воспитательной практики в детских коллективах, руководимых А.С. Макаренко

Содержание

Введение……………………………………………………………3
§1. Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко…...........6
§2. Основные теории воспитательного коллектива……….........11
§3. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива…18
§4. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива…………………………………22
§5. Шестнадцать пламенных лет………………………………..29
Заключение……………………………………………………….37
Литература………………………………………………………..39

Работа состоит из  1 файл

Теория детского коллектива в трудах Мкаренко.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию Р.Ф.

ГОУ ВПО Красноярский государственный педагогический университет  им. В.П. Астафьева 

 ИППУО. 

Кафедра профессиональной педагогики.

 

 

 

 

Теория детского коллектива в трудах А.С. Макаренко

 

Курсовая работа

 

 

Научный руководитель

доктор пед. наук профессор

 

 

 

Красноярск 2009

Содержание

    Введение……………………………………………………………3

 

    §1. Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко…...........6

 

    §2. Основные теории воспитательного коллектива……….........11

 

     §3. Содержание жизни и деятельности воспитательного                                                    коллектива……………………………………………………..18

 

    §4. Организация, формы и методы деятельности      воспитательного коллектива…………………………………22

 

   §5. Шестнадцать пламенных лет………………………………..29

 

      Заключение……………………………………………………….37

 

      Литература………………………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня А. С. Макаренко известен не только в нашем обществе, но и во всем мире. Это подтвердилось с огромной силой в 1988году, когда отмечалось столетие со дня рождения "великого советского педагога и писателя, чья деятельность оказала значительное влияние на становление педагогики как науки, формирование методов образования, нравственного развития и творческого воспитания подрастающего поколения", - такова оценка Генеральной конференции ЮНЕСКО, принявшей резолюцию о международном годе Макаренко.  
"Педагогическую поэму" называют за рубежом самым выдающимся педагогическим романом нашего времени. Это мудрая и страстная книга о любви к человеку, о силе социалистического гуманизма, воспитывающего и перевоспитывающего людей, а также другие произведения А. С. Макаренко изданы на многих иностранных языках, получили широкое признание.  
Выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко принадлежит к числу подлинных революционеров науки. Педагогический опыт и идеи Макаренко явились мощным стимулом развития советской педагогики во всех ее основных разделах: в методологии, в теории и методике воспитания и обучения, в постановке актуальных проблем педагогического мастерства и подготовке учителей и воспитателей. Опыт и идеи Макаренко питают передовой педагогический опыт. Они оказывают благотворное влияние на возникновение и развитие движения трудовых объединений школьников и других форм соединения обучения с производительным трудом, на расширение форм разнообразной клубной работы в школах и внешкольных учреждениях, на весь учебно-воспитательный процесс в целом.  
          А.С. Макаренко были выдвинут ряд принципиально новых идей: программа воспитания, педагогическое проектирование, соединение научного образования с производительным трудом, формирование характера, воспитание на лучших традициях советского народа, воспитательный коллектив, педагогический коллектив и его центр, дисциплина и самоуправление, развитие личных отношений детей и воспитателей, авторитет педагога, педагогическое мастерство и техника - этот перечень идей и проблем можно было бы продолжать, так и не раскрыв его в полном объеме.

 Воспитание в коллективе, организованном т.о., что именно коллектив становится главным воспитателем личности, - таков генеральный путь воспитательной работы.

Работы А.С.Макаренко  это наше российское достояние, они  заслуживают особого внимания тем, что в них содержаться актуальные темы, как для прошлого времени, так и для нынешнего. В этом и заключается актуальность нашей работы.

Разработанность темы. В курсовой работе были задействованы труды  М.П. Павлова, В.Ф. Карманов педагогическая система А.С. Макаренко и коммунистическое воспитание учащихся, Моносзон Э.И. Становление и развитее советской педагогики 1917-1987, Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко, Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. В книге Э.И. Моносзона особый акцент делается на педагогическую деятельность А.С.Макаренко в целом, как работал этот великий педагог, какие им были  созданы произведения, и, чего он достиг в педагогике. В книге, автором которой является И.Ф.Козлов, основной акцент делается на воспитание детей, а именно что должно представляет собой воспитание, по мнению Макаренко, какова цель воспитания, структура содержание, методы и т.д. У М.П. Павловой наиболее ярко и полно описана педагогическая система А.С.Макаренко.

Объект исследования педагогическая система А.С.Макаренко.

Предмет исследования теория и практика воспитания в коллективе.

Цель работы охарактеризовать основные положения и принципы организации процесса воспитания личности в детском коллективе. Из поставленной цели вытекают следующие задачи.

  • Выявить основные этапы становления А.С.Макаренко, как педагога
  • Проанализировать основные положения теории воспитания детей в коллективе
  • Выявить особенности воспитательной практики в детских коллективах, руководимых А.С. Макаренко

Методы исследования исторический, системно-структурный, историко-ретроспективный,  хронологический, сравнительно исторический.

Основные источники Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4томах, Моносзон Э.И. Становление и развитее советской педагогики 1917-1987, Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко, Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко.

Практическое  значение курсовой работы заключается в том, что наша работа может быть использована студентами при написании научных статей, рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ. Также есть возможность использовать информацию, находящуюся в нашей работе для углубления знаний о педагогической системе воспитания  А.С. Макаренко в различных педагогически направленных кружках и секциях.

Структура курсовой работы. Наше исследование состоит из введения, пяти параграфов, заключения и списка литературы. Общий объем 39 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

§1. Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко  родился 1 марта (по старому стилю) 1888 г. в семье рабочего. После успешного  окончания Кременчугского железнодорожного училища и годичных педагогических курсов в 1905 г. Антон Семенович ступил на учительскую стезю. Шесть лет преподавания в Крюковском начальном училище и три года преподования в Доменском начальном училище были временами накопления жизненного и профессионального опыта, вызревания огромной, еще смутно представляемой цели. Мировоззрение молодого Макаренко сложилось под влиянием революционных событий 1905-1907 и 1917 гг.  
         Преподавал он русский язык, черчение и рисование, но, самое примечательное, в школе проводил гораздо больше времени, чем обычный учитель: увлек детей играми, походами, устройством костюмированных вечеров, спектаклей, создал духовой оркестр.  
Обширен круг его чтения: труды К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, А.Н. Острогорского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского; произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко и конечно же Максима Горького, ставшего не только любимым писателем, но и его духовным наставником. Он и сам пробовал сочинять, а в 1914 г. даже рискнул послать свой рассказ А.М. Горькому. И получил короткий ответ: «тема интересная, но написано слабо». Это отбило охоту писать, зато заставило с большей энергией заниматься воспитанием детей. А может, и подтолкнуло к дальнейшей учебе. В 26 лет А.С. Макаренко поступает в только что открывшийся в Полтаве учительский институт.  
Он выделялся в студенческой среде сокурсников не только возрастом: привлекал особый магнетизм личности Макаренко - сосредоточенность и целеустремленность, стойкость в отстаивании своих убеждений и принципов, общительность и мягкий юмор. Он хорошо пел и рисовал, а его доклады на профессиональные темы становились событием.  
Институт закончил с золотой медалью, а характеристика педагогического совета заслуживает того, чтобы привести ее полностью: «Макаренко А. - выдающийся воспитанник по своим способностям, знаниям, развитию и трудолюбию, особый интерес проявил к педагогике и гуманитарным наукам, по которым много читал и представлял прекрасные сочинения. Будет весьма хорошим преподавателем по всем предметам, в особенности же по истории и русскому языку».  
Это лето 1917 г. Осенью Макаренко возвращается в Крюков, в то же начальное железнодорожное училище, где учился и преподавал, - теперь уже в качестве его инспектора (директора). После Октября А.С. Макаренко работает здесь два года. Потом принимает предложение организовать колонию для несовершеннолетних правонарушителей в 6 км от Полтавы. С привычной энергией берется за новое дело и начинает, как выясняется позже, уникальный социально-педагогический эксперимент. Нашли старый монастырь, наложили заплаты на крышу, и привезли ребят, собранных в течение нескольких дней на вокзалах и улицах. Так началась трудовая колония, взявшая себе имя Максима Горького. Ни нормальных жилых зданий, ни мастерских, ни денег, поэтому уйма сил уходила на добывание всего необходимого.  
          Тогда, в первые годы жизни колонии, А.С. Макаренко совершил свое главное открытие: сердцевиной системы воспитания общества строящегося социализма стал детский коллектив как органичное целое, как «трудовая община».  
В трудных условиях разрухи колония выстояла и к 1924 г. экономически окрепла. В ее распоряжении - 4 мастерских, 40 десятин земли, паровая мельница. Уже ушли в большую жизнь перевоспитанные коллективом бывшие правонарушители - ушли в рабочие, рабфаковцы, студенты.

Сам он работал почти  круглосуточно: были месяцы, когда он спал через ночь. Он творил колонию... Но и колония по-своему творила  его: закаляла характер, волю, настойчивость, смелость, уверенность. Без этого никогда бы не выдержать ему ожесточенной борьбы за самостоятельность, инициативу, поиск. А ведь иногда доходил до изнеможения, особенно от почти ежедневных изматывающих схваток с чиновниками и бюрократами - из-за каждого рубля и каждого гвоздя, из-за самого главного - из-за права быть на своем месте заведующего колонией творцом, высококвалифицированным специалистом, хозяином.  
          И все же колония росла и развивалась: ее опытом интересовались многие, сюда зачастили экскурсии. В июле 1928 г. наконец-то приехал дорогой и долгожданный гость - А.М. Горький. Он был в восторге от общения с воспитанниками, от их здорового, бодрого, радостного настроения, чувства собственного достоинства и оттого, что они любят Макаренко и говорят о нем тоном такой гордости, будто они сами создали его.  
Не успел уехать Горький, как противники колонии его имени перешли в последнюю, смертельную для нее атаку.  
Почему же так круто изменилось отношение к колонии им. М. Горького. "Ее не трогали, пока она работала "молча". Но потом о ней стали писать, ее ставили в пример. И это в то время, когда, например, в детских колониях и домах Харьковской области полный развал: обнищание, драки, пьянство, побеги...  
К счастью, когда грозовые тучи нависли лично над А.С. Макаренко, он смог продолжить свое дело в трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, которую организовали чекисты Украины. Поразительно быстро был создан новый, единственный в своем роде детский коллектив, который отразил дальнейшее развитие педагогических идей Макаренко.  
          Однако и здесь ему работать не дали. Людей, враждебных новаторству, всячески раздражали поиски путей утверждения демократических начал, развития товарищеских отношений между воспитанниками и воспитателями, самостоятельности и чувства собственного достоинства всего коллектива и каждого его члена в отдельности. Великий педагог-гуманист призывал в каждом ребенке - каким бы он «трудным» ни был - видеть человека, а реальная практика 30-х годов, увы, расходилась с этой воспитательной концепцией.  
Макаренко предлагают перевести коммунаров на полный рабочий день и отказаться от обучения в школе. Он стоит насмерть, не соглашается, но коммуна все равно постепенно превращается в обычный завод, и он вынужден был уйти.

          Незадолго до смерти он писал: «...сейчас очень плохо чувствую себя без ребят, но мало ли приходится по разным причинам себя плохо чувствовать. Приходится делать то, что целесообразнее. В течение 16 лет я создал 2 колонии, и каждая из них хороша в своем роде и каждую развалили в момент наибольшей высоты...».  
К счастью, оказалось, что кроме педагогического у него еще и незаурядный литературный талант. Он, правда, сам был не очень в этом уверен: «Моя литературная работа - только форма педагогической работы». И это в какой-то мере так и было.  
          В феврале 1937 г. Макаренко переезжает в Москву и целиком отдается литературной работе. Но он не оставил своей педагогической деятельности, а только сменил, по его словам, род оружия. Его литературная работа явилась одной из форм педагогической деятельности «...я чувствую себя педагогом, - говорил А.С. Макаренко, - не только, прежде всего, а везде и всюду педагогом».

Большие требования предъявлял Макаренко к себе как к писателю. В те дни, когда литературный труд А.С. Макаренко был отмечен орденом, в ответ на высокую награду он писал: «Я отвечаю за то, чтобы в моей работе было прямое, политическое, боевое влияние, тем сильное, чем мое художественное дарование». Честно выполнил Макаренко предъявленные к себе требования. В своих лучших произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» А.С. Макаренко поведал о жизни 2-х детских коллективов. Правда с сохранением подлинных событий описана в этих книгах, и вместе с тем они являются могучими «разведчиками будущего».  
         Конечно, «Педагогическая поэма» - художественное произведение, но одновременно это и подлинное извержение вулкана педагогических идей, переполнявших его автора.  
Однажды (на встрече с учителями 27 мая 1937 г.), отвечая на вопросы, А.С. Макаренко набросал живой и достоверный человеческий и профессиональный автопортрет: «Моя главная хорошая черта - справедливость и работоспособность... Те подъемы радости, которые я переживал, никакой ленивый педагог не будет переживать».  
          А.С. Макаренко прожил недолгую, но яркую и цельную, до предела насыщенную творчеством, преданностью детям жизнь. Он скоропостижно скончался 1 апреля 1939 г. И в самом деле, как писал о нем Горький, сгорел «в огне действенной любви к детям».  
         Сила и настоящая человеческая красота А.С. Макаренко стали особенно понятны всем в дни похорон, когда к его гробу съехались со всех уголков Советского Союза его бывшие воспитанники. С глубоким волнением описывает Ю.Б. Лушин, как воспитанники Макаренко поразили всех собравшихся своей подтянутостью, особенно чутким отношением к каждому.  
           Без прекрасных творений его ума и сердца - колонии им. М. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, - без его открытий в теории воспитания невозможно представить наш вчерашний, сегодняшний, да и завтрашний день.

Итак, из всего вышесказанного мы можем сделать следующий вывод. Первым этапом в процессе становления А.С Макаренко как педагога, является его работа в качестве преподавателя в Крюковском и Доменском начальных училищах. Второй этап это обучение Антона Семеновича в учительском институте в Полтаве и последующая работа в Крюковском и Доменском начальных училищах в качестве инспектора (директора). Следующий этап это организация колонии им. Горького, коммуны им. Дзержинского и кропотливая работа в них. Завершающим этапом педагогической деятельности А.С. Макаренко является его литературная деятельность, в которой он подробно излагает все свои педагогические идеи.

 

 

 

 

 

§ 2. Основные теории воспитательного  коллектива  
          В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С. Макаренко исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности - учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в результате упражнения вовлеченных в нее естественных сил детей, происходит развитие этих сил, а вместе с тем и образование соответствующих содержанию и характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом.  
          Эта важнейшая для педагогической науки и практики концепция получила в трудах А.С. Макаренко название «педагогики параллельного действия», которая может быть сформулирована так: «в жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего непосредственного жизненного значения, не имели бы значения воспитательного...». Значение этого закона для педагогики и для практической педагогической деятельности исключительно велико. Прежде всего, он показывает, что деятельность воспитывающихся (детей) есть единственное средство, которое развивает и совершенствует их естественные силы и образует, воспитывает человеческие качества - духовные и физические. Других средств нет.

Информация о работе Теория детского коолектива в трудах макаренко