Теория предложения на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание

Главной целью работы является попытка изучить непосредственно сам рынок труда в Российской Федерации, а так же более подробно рассмотреть вопрос предложения на современном российском рынке труда.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
1) Изучение рынка труда. Его структуры, сущности, основных характеристик. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации.
2) Анализ сектора предложения на современном российском рынке труда.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……..……..3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка труда………………………….….……5
1.1 Понятия, структура, сущность рынка труда…………………..….…..5
1.2. Виды рынка труда…........................................................................…10
Глава 2. Предложение на современном рынке труда в России………….……15
2.1. Институт предложения на рынке труда в России………………….15
2.2. Основные характеристики рынка предложения в России….….…21
Глава 3. Перспективы существования и развития рынка предложения труда в России…………………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………….…...….40
Список использованных источников………………………………………...…43

Работа состоит из  1 файл

Курсач Предложение на рынке труда и виды рынка 25.02.07.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение……………………………………………………………..……..……..3

Глава 1. Теоретические аспекты рынка труда………………………….….……5

1.1 Понятия, структура, сущность рынка труда…………………..….…..5

1.2. Виды рынка труда…........................................................................…10

Глава 2. Предложение на современном рынке труда в России………….……15

              2.1. Институт предложения на рынке труда в России………………….15

              2.2. Основные характеристики рынка предложения в России….….…21

Глава 3.  Перспективы существования и развития рынка предложения труда в России…………………………………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………….…...….40

Список использованных источников………………………………………...…43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Темой моей курсовой работы являются современные тенденции становления предложения российского рынка труда и формирование его структуры. А так же его разновидности

Тема на сегодняшний день является очень актуальной, ведь проблемы рынка труда, занятости и безработицы являются одними из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В нашей стране рынок труда только формировался. Поэтому ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, регулирование в условиях перехода к рынку, некоторые аспекты безработицы и другие - остаются, в настоящее время, мало изученными. Особенно на мой взгляд важна тема предложения на рынке труда, ведь именно сегодня идёт широкое развитие бизнеса, а значит формируются большое количество рабочих мест.

Главной целью работы является попытка изучить непосредственно сам рынок труда в Российской Федерации, а так же более подробно рассмотреть вопрос предложения на современном российском рынке труда.

Объектом исследования в данной курсовой работе является экономические отношения работодатель – работник на российском рынке труда.

Предметом исследования данной работы являются тенденции становления рынка труда и конкретно сектор предложения.

Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:

1)     Изучение рынка труда. Его структуры, сущности, основных характеристик. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации.

2)     Анализ сектора предложения на современном российском рынке труда.

Курсовая работа состоит из 2 глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы понятия «рынок труда», его структура, сущность, условия возникновения и формирования рынка труда, его субъекты и объекты, а также основные характеристики, виды рынка труда. Проводиться анализ состояния рынка труда в Российской Федерации, и рассмотрены особенности его формирования и функционирования в условиях российской действительности. Вторая глава посвящена подробному анализу конкретного сектора российского рынка труда – как предложение – за объект анализа взято состояние рынка предложений в России в 2006 году. В заключении был подведен итог теоретических и практических исследований, произведенных во всех двух главах, и сформулированы общие выводы и заключения по теме курсовой работы.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Рынок труда

1.1  Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.

Просто говоря, на рынке труда существуют три основных агента: предприниматели, профсоюзы и государство. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил. [5,25]

Продажа труда может иметь место при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду – рабочей силой. Но этого ещё не достаточно, потому что юридическая свобода пока не вынуждает его продавать свою рабочую силу. Работник вынужден экономически продавать её только тогда, когда не имеет своего собственного хозяйства и всего необходимого для его ведения в качестве источника получения всех необходимых для себя и своей семьи жизненных ресурсов или когда у него нет каких-либо иных условий существования. Остаётся лишь одно средство - его собственная способность к труду, которую он в системе рыночных отношений предлагает на продажу.

Как известно, появление на рынке продавца товара никак не гарантирует его продажи – для этого нужен ещё и покупатель. Только тогда состоится купля – продажа товара. [4,28] Это в полной мере относится и к продавцу товара “рабочая сила”. Чтобы продать её, нужно чтобы появился и покупатель. Только при этом условии может произойти купля-продажа, то есть может возникнуть рынок труда. Таким покупателем становиться предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения хозяйства, но это хозяйство (предприятие, фирма), кроме труда самого предпринимателя, нуждается в привлечении труда других работников. В обществе, где все люди юридически свободные лица, он может привлечь работников в своё хозяйство лишь одним способом – за определённое денежное вознаграждение, то есть купить способности к труду других работников для использования их в своём хозяйстве. Таким образом, он экономически вынужден появиться на рынке,  чтобы купить предлагаемую для продажи способность к труду нужных ему работников. Какие ему нужны работники, сколько и для каких нужд фирмы – это решает исключительно сам предприниматель.

Возникшее таким способом хозяйство (предприятие, фирма и тому подобное) является рыночным хозяйством, потому что оно своей продукцией ориентированно на рынок, а сам факт купли-продажи рабочей силы является основой возникновения рынка труда. Но если факт купли-продажи встречается в единственном числе, то это ещё не рынок труда.

Отсюда следует, что составляющей рынка труда  являются непосредственно живые люди, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка рабочей силы в целом. [9,54]

На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т. д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т. е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. [5,98]

Рынок труда возникает при условии, если рыночные хозяйства, применяющие труд работников, продающих его, стали типичным явлением в экономике общества, если они заняли господствующее положение в производстве всего необходимого для жизни общества, если работники, продающие свою рабочую числу, представляют значительную часть населения страны. Это и есть условия возникновения рынка труда, которые образуют основу его формирования.

Основными характеристиками рынка труда выступают объект и субъекты отношений. Большинство ученых объектом связей на рынке труда называют "рабочую силу, предоставляющую услуги труда" или "способность к труду работников сферы материального и нематериального производства, а также сферы интеллектуальных знаний" [4,69] Однако, по моему мнению, употребление термина "рабочая сила" в качестве объекта связи на рынке труда не согласуется с законами рыночных отношений, согласно которым, в частности, процесс купли-продажи какого-либо объекта означает смену его собственника: продавец теряет право собственности на объект, получая за это деньги, а покупатель за деньги приобретает право собственности на объект; собственник обладает, по крайней мере, тремя правомочиями: правами владения, пользования и распоряжения. Согласно утверждению Маркса, Дадашева и других теоретиков, поддерживающих подобную точку зрения, работодатель на рынке приобретает способность рабочего к труду. Но ведь эта способность неотделима от человека-работника, и поэтому ее нельзя продать, не продав самого работника. А это возможно только в случае, если работник - раб. В свободном же обществе подобной продажи осуществить нельзя. Значит, если рабочая сила неотделима от человека - ее носителя, она не может стать постоянной собственностью работодателя. Поэтому, более верно, на мой взгляд, утверждение экономиста А. Рофе, что "на рынке труда осуществляется процесс продажи-купли труда предстоящего, о чем и договариваются продавец и покупатель" [3,152]. Работодатель становится собственником результатов труда, так как труд проявляется только в его результатах, работник за труд получает оплату. Став собственником результатов труда, работодатель ими не только владеет и пользуется, но и распоряжается. При продаже труда на конкурентном рынке происходит эквивалентный обмен, так как заработная плата есть плата за использование труда, то есть - за труд. Ее величина определяется конъюнктурой рынка - спросом на труд и его предложением. Никакой эксплуатации здесь не происходит. Добавленная стоимость, а точнее, добавленная цена товара или услуги образуется всеми факторами производства. Часть ее, созданную трудом, получает работник в виде оплаты труда - заработной платы. Другие части составляют плату за пользование капиталом, землей и предпринимательство. Таким образом, при признании того, что на рынке труда продается и покупается труд работников, соблюдаются все условия нормального функционирования рыночной экономики.

В качестве субъектов отношений на рынке труда обычно называют "покупателей и продавцов, участвующих в установлении отношений найма рабочей силы, свободно формирующие и удовлетворяющие спрос и предложение" [6,8]. При этом ряд ученых, считает, что к субъектам также относятся: "органы народной власти и представители государства, вырабатывающие основы правовой регламентации отношений занятости, осуществляющие организацию увязки спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях, контроль за соблюдением законов ... представители интересов тружеников и работодателей - общественные организации (профсоюзы, ассоциации или союзы)" [15,12]. На мой взгляд, указанные органы и организации являются лишь посредниками в отношениях между покупателями и продавцами услуг труда, которые и являются субъектами.

Рынок труда выполняет разнообразные функции

      регулирующая - рынок труда регулирует отношения между покупателями трудовых услуг и их продавцами. Рыночный механизм воздействует на уровень занятости, приближая его к оптимуму;

      стимулирующая функция - рынок труда способствует развертыванию конкурентных сил: между работниками, заинтересовывая их повышать свой квалификационный и образовательный уровень, способствуя росту их активности и предприимчивости; между работодателями, стимулируя их развивать и совершенствовать производство, улучшать условия труда, повышать его оплату;

      дифференцирующая - дифференцирует своих субъектов: те из них, которые не отвечают требованиям современного производства, оказываются в числе экономически слабых субъектов, а те, которые своевременно адекватно реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, способны получить эффективное перспективное развитие;

      тонирующая функция - ограждает производство от экономически нецелесообразных форм занятости и, повышая качество предложения рабочей силы, регулирует совокупные общественные отношения. [11,28]

Конкретизация функций и вычленение основных характеристик рынка труда выявляет, насколько сложна и многопланова задача его упорядочения, регулирования протекающих на нем процессов, отслеживания механизмов его функционирования. Следовательно, на мой взгляд, в анализе рынка труда, прежде всего, стоит обратить внимание на  его сущность, как одну из основ функционирования  рыночной экономики в целом, и только потом рассматривать его отличительные особенности по сравнению с другими видами рынков. Из сделанного теоретического анализа следует, что рынок труда, как и любой другой рынок, является сферой применения микроэкономических методов, тесно сопряженных с анализом спроса и предложения. Такой подход позволяет использовать методологию общей теории рынков применительно к сфере занятости и осуществлять оценку процесса становления рыночных реформ в стране. Вместе с этим создаются методологические предпосылки для исследования специфических особенностей данных рыночных отношений.

1.2. Рынок труда - это совокупность социально-трудовых отношений по поводу найма, использования работника в общественном производстве. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена функционирующих способностей к труду на заработную плату.

По критерию пространственной сферы рынка труда можно различать (применительно к федеральному типу построения государства и административному делению России) федеральный, республиканский, краевой, областной, городской, районный, сельский рынки труда, рынки труда мегаполисов (например Москва, Санкт-Петербург и т. д.).

Информация о работе Теория предложения на рынке труда