Шпаргалка по "Специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Специальной педагогике".

Работа состоит из  1 файл

спец пед шпоры.docx

— 121.94 Кб (Скачать документ)

 На  уроках в специальной школе часто  используется дифференцированно-групповая форма работы, когда педагог разбивает класс на группы в зависимости от их уровня развития, особенностей нарушения развития, объемов и темпов познавательной деятельности. Также используется бригадная форма работы, при которой дети группируются для выполнения какого-либо задания. При обучении в групповой форме дети получают возможности для развития навыков социального общения, речи и мышления; такая форма обучения стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, товарищества и взаимопомощи. К детям, имеющим значительные отличия в развитии от остальных детей в коллективе, применяют индивидуализированную форму обучения. Также существует ряд дополнительных форм обучения, таких как внеклассные мероприятия, самоподготовка, экскурсии, факультативные и кружковые занятия и др.

 27 СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ  КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ  СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Широко  распространенным средством обучения общеобразовательной и специальной  школы является использование печатной продукции – учебников, книг, пособий, рабочих тетрадей, журналов. Основное положение в этой категории учебных  средств занимают учебники. Учебники для детей с отклонениями в  развитии имеют свои отличительные  особенности, зависящие от возраста, а также характера и тяжести  нарушений способностей учащихся.

 Специальное образование в работе с детьми широко использует разные виды речи.

 Словесная речь должна быть внятной, четкой и  грамотной. Педагог должен иметь  хорошую дикцию, обладать умением  импровизировать и способствовать активации речи у учащихся.

 Дактильная речь осуществляется использованием ручной азбуки, когда каждая буква изображается при помощи пальцев и называется дактилемой. Буквы складываются в слова, слова во фразы. Такой вид речи используется в обучении глухих детей, так же как и калькирующая жестовая речь, в которой слова изображаются жестами. Существует также разговорная жестовая речь, она часто используется в неформальном общении людей с нормальным слухом. Существует средство, помогающее людям с нарушениями слуха воспринимать информацию с помощью зрения, – зрительное восприятие устной речи, или, как его принято называть, чтение по губам. Пиктографическое (символьное) письмо используется в работе с лицами, имеющими нарушения речевой деятельности.

 В последнее  время широкое распространение  получило новое направление –  арт-терапия, коррекция и обучение при помощи разных видов искусства, это направление позволяет детям с нарушениями развития участвовать в культурной деятельности (как одной из областей социальной жизни), способствует развитию познавательных процессов и обогащению духовной среды.

 Для повышения  эффективности применения различных  видов речи и печатной продукции  используется наглядность, которая  может быть представлена в виде дидактического материала, средств словесной наглядности или моделирования.

 Дидактический материал может быть изобразительным, словесным и предметным.

 К средствам  словесной наглядности относят  записи, дополняющие речь, словари, ноти-рованное письмо. Моделирование представляет собой алгоритм действий по построению и использованию какой-либо модели.

 Широко  применяются также технические  средства обучения, такие как аудиовизуальные  средства и персональные компьютеры.

 Все используемые в процессе обучения средства подбираются  таким образом, чтобы их применение было максимально доступным и  учитывало особенности излагаемого  материала и уровня развития учащихся.

 28 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И  ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА  В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 Обычной педагогической подготовки для работы с детьми, имеющими особые образовательные  требования, недостаточно. Осуществить  профессиональную педагогическую помощь таким детям может педагог-дефектолог. Профессиональная подготовка дефектолога  охватывает не только коррекционную  и классическую педагогическую сферу, но и тесно сотрудничает с медициной, социологией, психологией и другими  научными областями.

 Обязанности педагога-дефектолога:

 1) проводить профилактическую работу;

 2) образовательную;

 3) коррекционную работу;

 4) педагогическую диагностику;

 5) планировать и осуществлять учебный процесс;

 6) принимать участие в исследовательской работе в своей сфере деятельности;

 7) постоянно повышать свой профессиональный уровень.

 За  рубежом впервые специалисты  по дефектологии появились в начале XVII в. в Берлине. Там были открыты курсы специальной подготовки преподавателей для работы с детьми, имеющими нарушения развития, при Берлинской королевской школе глухонемых. В России такие курсы впервые открылись в 1898 г. в Санкт-Петербурге.

 На  сегодняшний день специальное педагогическое образование подразделяется на тифлопедагогику (для обучения слепых и слабовидящих детей), сурдопедагогику (глухие и слабослышащие), олигофренопедагогику (нарушения умственного  развития), логопедию (нарушения речи), специальную дошкольную педагогику. Психологическое сопровождение  лиц с нарушениями развития осуществляют специалисты, получившие подготовку по специальной психологии, а педагогические колледжи подготавливают воспитателей для работы в дошкольных и школьных системах специального образования.

 Несомненно, кроме профессиональных качеств, любой  педагог должен обладать определенными  моральными качествами, такими как  доброта, любовь к детям, ответственность, увлеченность своей работой, инициативность и энергичность. Работа с детьми, имеющими нарушения развития, требует  также гуманного и уважительного  отношения к своим воспитанникам, веры в достижение поставленных целей, тактичности и терпеливости. Дефектолог работает не только с детьми и взрослыми, имеющими нарушения развития, но и  с родителями таких детей. Педагог-дефектолог – это главный человек, ответственный  за социальную адаптацию ребенка  с ограниченными возможностями  в обществе.

 Работа  дефектолога связана с определенными  профессиональными вредными воздействиями, поэтому такой педагог должен быть обладателем устойчивого психического и физического здоровья и выносливости. 

 8 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ    НАЦИОНАЛЬНЫХ  СИСТЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  

 Развитие  национальных систем специального образования  во все исторические периоды связано  с социально-экономическим устройством  страны, ценностными ориентациями государства  и общества, политикой государства  по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в  сфере образования в целом, уровнем  развития дефектологической науки  как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и  педагогики, мировым историко-педагогическим процессом. Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии. Качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, как и преобразования внутри каждого из этапов, определяются социокультурными факторами. Невозможно понять и объяснить историю обучения детей с умственными и физическими недостатками и обоснованно прогнозировать развитие отечественной системы специального образования, если рассматривать исторические факты вне контекста развития цивилизации, в котором и кроются социокультурные детерминанты происходящих перемен.

 Исследование  эволюции отношения государства  и общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции. Периодизация охватывает временной отрезок в два с половиной тысячелетия — путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Условными рубежами пяти выделенных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. Все европейские страны пережили выявленные периоды, причем в сопоставимые исторические сроки. В эволюции отношения государства и общества к интересующим нас лицам в России воспроизводятся те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, вследствие чего в конце ХХ столетия Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции отношения и соответственно находятся на разных этапах развития систем специального образования. Рассмотрим подробно историю становления и развития национальных систем специального образования в системе социокультурных координат.  

 
  1. Факторы развития системы  специального образования. Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогическим процессом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15. История становления и развитие российской системы специального образования.

 Создание  специальных образовательных  учреждений в дореволюционной  России. Развитие советской системы специального образования. Выдающиеся ученые - дефектологи.

 Первый  период в России (от агрессии к осознанию  необходимости призрения инвалидов) начинается в 10 веке, а заканчивается  только в начале 18 века. В 11 веке в  Киево-Печерском монастыре складывается первый опыт призрения убогих. Но феодальные междоусобицы, смутное время и  столетняя война привели к  оскуднению традиции доброжелательного отношения к немощным. Русь встает на путь создания светской системы призрения в силу европеизации страны, предпринятой Петром 1.

 Второй  период в России начался на 5 веков  позже, чем в Европе, а закончился почти одновременно с ним. От осознания  необходимости призрения инвалидов  к осознанию возможности обучения детей с сенсорными нарушениями. Первое специальное учебно - воспитательное учреждение (училище для глухонемых) в России было открыто в 1806 году в г. Павловске по указу императрицы Марии Федоровны. Первая школа для слепых учреждена по приказу Александра 1 в 1807 году. Открытие специальных школ объясняется желанием императора перенять либеральные новинки Запада. Зачаточное состояние отечественной науки, медицины препятствует возникновению попыток индивидуального обучения лиц с сенсорными нарушениями. Даже семьи, принадлежавшие к привилегированным сословиям, не обнаруживают потребности в организации обучения своих детей-инвалидов.

 Третий  период (от осознания возможности  обучения детей с сенсорными нарушениями  к признанию права аномальных детей на образование). В России развиваются 3 основных направления в работе с детьми: христианско-благотворительное (организация - приют, богадельня, дом призрения), лечебно-педагогическое (специальное отделение при больнице, школа-санаторий) и педагогическое (школа, детский сад). Массовые учреждения для глухонемых произошло во второй половине 19 века. Учреждения для слепых и глухих не финансируются из государственного бюджета и существуют исключительно на благотворительные средства. Вплоть до конца 19 века обучение умственно отсталых волновало только медиков. Только введение акта о всеобщем начальном образовании повлекло за собой открытие сети учреждений для умственно отсталых. К 1917 году вспомогательные школы действовали уже в Курске, Москве, Нижнем Новгороде, С.Петербурге. К началу 20 века в России возникает большое число специальных образовательных учреждений для трех категорий детей: слепых, глухих и умственно отсталых. Но система специального образования так и не была оформлена. На этом этапе работали педагоги-дефектологи Pay, Блонский, Выготский, Граборов и другие. После революции число учреждений и количество воспитанников сокращается. В 1926 году принят документ о комплектовании специальных школ, где предпочтение отдается беспризорным глухим, немым, детям беднейших рабочих и детям работников просвещения. Концом периода в России можно считать 1926-27 год.

 Четвертый период (от осознания необходимости  специального образования для отдельных  категорий детей с отклонениями к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся  в нем). СССР введя общее образование  и столкнувшись на практике с большим  числом неуспевающих детей, государство обязало наркомпросы организовать в крупных городах специальные школы с особым режимом для дефективных детей и тех учащихся, которые систематически нарушают школьную дисциплину. Но как только правительство осознает масштабы финансирования, оно заявляет, что в результате вредной деятельности педогогов комплектование специальных школ проводилось в широком масштабе. В 1936 году рост сети специальных учреждений был приостановлен, а вскоре свои коррективы внесла война. Только к 1950 году количество школ достигло довоенного уровня. Развивается классификация детей с отклонениями. Число видов школ в нашей стране увеличивается до 8. Отечественная научная школа разрабатывает торию и методологические основы. Боскис, Граборов, Выготский, Левина, Нейман, Траугготт и другие. Увеличивается количество школ для детей с умственной отсталостью. В начале 80-х годов в массовых школах начинают открываться специальные классы для детей с ЗПР. К концу 80-х открываются первые классы для глубоко умственно отсталых. Начинает развиваться сеть дошкольных учреждений для детей с нарушением в развитии.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной педагогике"