Шпаргалка по "Специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Специальной педагогике".

Работа состоит из  1 файл

спец пед шпоры.docx

— 121.94 Кб (Скачать документ)

 7Дети  с недостатками слуха и нарушениями  опорно-двигательной системы 

 Коррекционная помощь детям с комплексными нарушениями  ориентирована на разрешение их индивидуальных и социальных нужд. Специальных учреждений для детей с комплексными нарушениями - единицы (Сергиево-Посадский детский  дом для слепоглухих детей, Головеньковский детский дом для умственно отсталых слепых (тульская область)). Дети с сочетанными нарушениями могут оказаться в стенах любого специального, которое профилировано на 1 дефект. Для них создаются специальные группы или классы.

 Положения, важные для системы коррекционной  работы с данной категорией детей:

    1. В основу педагогической помощи положен принцип гуманизма. Все должно содействовать развитию ребенка и социализации. Необходимо опираться на сохранные возможности.
    2. Предусмотрена социализация детей. Необходимо формировать жизненные навыки под влиянием социального обучения.
    3. Необходимо учитывать единство диагностики и коррекции. Реализация коррекции требует систематического контроля за динамикой, происходящей в развитии ребенка.
    4. Реализуется принцип комплексного воздействия. Это постоянное и тесное взаимодействие специалистов разного профиля.

 Одним из важных условий организации учебного процесса является оснащение его  необходимым оборудованием. Также следует учитывать особенности дидактического материала (подбор величины, цвета, выраженность тактильной поверхности. В режиме дня для детей с комплексными нарушениями должно быть предусмотрено увеличение времени для проведения гигиенических процедур, приема пищи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 31. педагогические системы  образования лиц с нарушением слуха. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением слуха. Обучение школьников с частичным нарушением слуха Специальное образование глухих. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.

 Обучением и воспитание глухих и слабослышащих  занимается такая наука как сурдопедагогика. Преодоление особенностей развития детей с частичной слуховой недостаточностью достигается в условиях специального образовательного процесса. Условия успешного специального обучения:

 -наличие  и использование сохранных анализаторов (зрительного, кинестетического).

 -отсутствие  органических поражений речевого  аппарата

 -сохранность  интеллектуальных способностей

 -умение  пользоваться общением в различных формах деятельности.

 Большинство детей с нарушением слуха воспитываются в специальных детских садах и специальных группах детских садов. Для обучения и воспитания дошкольников с нарушением слуха есть специальная коррекционно-развивающая программа. Наполняемость групп для глухих детей до 6 человек, для слабослышащих до 8 человек. Вводятся специальные занятия па развитие слуховых дифференцировок (для детей с остаточным слухом), занятия по слухозрительпому восприятия и коррекции произношения. Для глухих и слабослышащих детей предусмотрены специальные школы 1 и 2 вида.

 Специальная школа 1 вида имеет 3 ступени общего образования (начальное общее образование 5-6 лет, основное общее образование 5-6 лет, полное среднее общее образование 2 года). Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки организуется подготовительный класс. В 1 класс принимаются дети с 7 лет. Вся работа пронизана формированием словесной устной и письменной речи. Широко применение жестовой речи. Количество детей в классе не более 6 человек.

 Специальная школа 2 вида имеет 2 отделения:

  1. Для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха,
  2. Для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха.

 В 1 класс  любого из отделений принимаются  дети, достигшие 7-летнего возраста, если они посещали детский сад. Для  детей без дошкольной подготовки, во втором отделении организуется подготовительный класс. Наполняемость классов в 1 отделении до 10 человек, во 2 - до 8. 3 ступени образования (1 - 4-5 и 5-6, 2 - 6, 3 - 2 года). Развитие слухового восприятия, формирование произносительной стороны речи.

 Ведущий путь компенсации нарушенного развития слабослышащих детей - специально организованное, целенаправленное обучение словесной речи. В основном весь процесс ориентируется на обучение слабослышащих русскому языку.

 Дети  с незначительными потерями слуха  могут учиться в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего вида. Это возможно при тугоухости легкой и средней степени, диагностика которой в ранние периоды жизни затруднена. Из-за отклонений в развитии речи слабослышащие дети сталкиваются с определенными трудностями при овладении грамотой, при выполнении письменных работ, при восприятии объяснений учителя. Успех итерированного обучения зависит от качества их собственной речи и от навыков восприятия речи окружающих. От педагога требуются следующие действия:

 -научения слабослышащего ребенка привычке смотреть на говорящего независимо от того, где он отвечает, быстро переводить взгляд е. одного говорящего ученика па другого.

 -опережающая  подготовка его к предстоящему  изучению новою материала через систему продуманных домашних заданий

 проверки понимания изучаемого материала по ходу урока с помощью 1-2 вопросов по содержанию темы

 -использование  различных видов помощи

 -организация  поддержки ребенка со стороны одноклассников.

 Профессиональная подготовка и поиск рабочих мест осуществляется в рамках обществ инвалидов по слуху. Получение людьми с нарушенным слухом профессионального образования привносит определенные затруднения, связанные с проблемами общения, обучения, трудоустройства. Наиболее оптимальными для компенсации считаются следующие направления ее достижения:

  1. Разработка индивидуальных программ реабилитации.
  2. Создание адаптивно-развивающей безбарьерпой среды обучения, обеспечивающей необходимые условия доступности профессионального образования для молодежи с нарушенным слухом, в которой можно выделить сурдоперевод и вспомогательные технические средства.

 3 Обеспечение  возможности слухозрительного восприятия речи с помощью технических средств или чтения с губ, что является весьма значимым способом получения учебной информации. 
 

 32. Специальное образование лиц с нарушением зрения. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением. Обучение детей с недостатками зрения в школе. Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих.

 В нашей стране для детей с нарушением зрения действуют такие учреждения, как специальные ДОУ3 и 4 вида (детские сады компенсирующего типа), комплексы «д/с - начальная школа», детские дома для детей с нарушением зрения, оставшихся без попечения родителей. Также дошкольное воспитание может осуществляться в дошкольных учреждения общего типа в специальных группах.

 Работа  с детьми направлена на решение не только общих задач (всестороннее развитие и подготовка к школе), но и специальных (лечение, коррекция и профилактика отклонений в развитии, формирование компенсаторных механизмов). В ДОУ предусмотрены как занятия общей направленности (развитие речи, ознакомление с окружающим, ИЗО, ФЭМП, физическое воспитание, труд - но учитывается специальный подход в овладении данным циклом предметов), так и специальные занятия:

 -занятия по развитию зрительного восприятия (расширение способов зрительного обследования, создание системы сенсорных эталонов, гигиена и охрана зрения)

 -занятия  по развитию осязания и мелкой  моторики (обязательное обследование предметов, формирование представлений о величине и форме предметов)

 занятия по ориентировке в пространстве

 занятия по социально-бытовой ориентировке (подготовка детей к социальной жизни).

 занятия по ритмике

 занятия по ЛФК

 занятия по коррекции нарушений речи.

 Школы для слепых и слабовидящих (3 и 4 вид). В 1 класс поступают дети 6-7, а иногда и 8-9 лет. Наполняемость классов до 8 человек. Общий срок обучения - 12. лет. (3 вид). В 1 класс принимаются дети 6-7 лет, наполняемость класса до 12 человек. 12 лет обучения

  1. вид). Предусмотрены 3 ступени обучения:

 1 Начальная  школа (1-4 класс). Обучаются чтению, письму и счету, пониманию изображений, овладение элементами наглядно образного мьинленш.-. Овладевают приемами личной гигиены и самообслуживания, двигательной активноеги, ориентировки.

  1. Основная или неполная средняя школа (5-10 класс) - закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки. Коррекция познавательной, личностной, двигательной сфер, по гигиене и охране.
  2. Завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения. В учебный план вводятся факультативные занятия но выбору самих школьников.

 Обучение  детей с нарушением зрения ведется но специальным учебным планам, программам, учебникам. Учебный план содержит общеюбразовательный и компенсаторно-адаптивный блок. Содержание учебников соответствует содержанию общеобразовательных учебников, но есть особенности в его оформлении, где присутствует рельефно-точечный шрифт по системе Брайля и рельефные рисунки. В школах для детей с нарушением зрения широко используются тифлотехнические средства обучения. У слабовидящих используются лупы, очки, большое место занимают компьютеры, снабженные брайлеровским экраном.

 Неотъемлемой  частью школ для слепых и слабовидящих является организация лечебно- восстановительной  и профилактической работы, которая  осуществляется врачами - офтальмологом, педиатром, психоневрологом и средним  медицинским персоналом. Лечебная работа направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения. В ряд  медицинских мероприятий входит периодический осмотр, медикаментозное  лечение, физиотерапия и т.д.

 Особое  место в школах для детей с  нарушением зрения занимают трудовое обучение и профориентация. В 1-4 классе детям прививают интерес и  любовь к труду, идет ознакомление с профессиями. В средней школе дети активно вовлекаются в общественно- полезный труд, расширяются знания и умения в сфере труда. В 11-12 классе осуществляется широкопрофильная трудовая подготовка с вовлечением в производительный труд, организованный в условиях школы или на предприятиях, формируется готовность к выбору профессии.

 Работа  по профориентации включает формирование психологической готовности к ныбору профессии, знакомство с характеристиками видов деятельности в рамках выбранной профессии.

 Профессиональное  образование предполагает профессионально-трудовую подготовку инвалидов по зрению и выдачу но окончании среднего или высшего учебного заведения документа государственного образца. В профессионально-трудовой деятельности слепых и слабовидящих доказано, что такая категория людей могут успешно реализовать себя в мире техники, науки, литературы, искусства, а также в сфере сельскохозяйственного труда. Для них доступны и рабочие специальности: слесарь, токарь. Доступны медицинские специальности: массажист, лаборант и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 34. система образования  лиц с нарушениями  эмоционального  развития (РДА). Возможности   развития, образования и социализации. Общая характеристика основных зарубежных и отечествнных подходов к коррекции РДА в дошкольном и школьном возрасте.

 РДА - это нарушение эмоционально-волевой  сферы, которое выражается во внутреннем конфликте ребенка с окружающим миром.

 -характеризуются сенсорной ранимостью

 -в  процессах восприятия обнаруживаются черты неравномерности (при восприятии целостного образа, воспринимаются только его компонент цвет, форма, размер)

 -страдает  моторика, движения угловатые, нечетко скоординированные по силе и амплитуде

 -нарушение  социального взаимодействия (трудно понять причины поступков людей, их чувства, недоступен юмор)

 -особенности  интеллектуального развития (справляясь  с заданиями абстрактного характера,  ребенок затрудняется в выполнении  задания, имеющего насыщение социальным характером.). От 2\3 до 3/4 детей имеют интеллектуальное нарушение. Но РДА и интеллектуальное развитие нельзя отождествлять, т.к. немало людей с диагнозом аутизма в детстве заканчивали массовые школы, поступали в вузы, и высоко поднимались по служебной лестнице, в то время как в детстве их интеллектуальная недостаточность считалась очевидной. В любом случае следует осторожно относиться к оценке интеллектуальных возможностей аутичного ребенка, что связано с особенностями его состояния - неравномерностью развития отдельных функций.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной педагогике"