Шпаргалка по "Специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Специальной педагогике".

Работа состоит из  1 файл

спец пед шпоры.docx

— 121.94 Кб (Скачать документ)

  2. Предметные области и приоритетные направления развития специальной педагогики  Исторически сложилось, что специальная педагогика складывается из предметных областей, интегрированных по клинико-физиологическим и психолого-педагогическим параметрам, согласно традициям создания образовательных учреждений для детей, имеющих особые образовательные потребности.

  В начале Х!Х в. в нашей стране появились сурдопедагогика и тифлопедагогика, в конце Х!Х в. – олигофренопедагогика.

  В середине ХХ в. в Советском Союзе разрабатывается научно-методическая основа дифференцированной системы образования, существует 8 видов спецшкол, а именно:

  1) для слабослышащих;

  2) глухих;

  3) слабовидящих;

  4) незрячих;

  5) детей с нарушениями речи;

  6) умственно отсталых;

  7) детей с задержкой развития;

  8) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  На  сегодняшний день к предметным областям специальной педагогики относятся  сурдопедагогика (плохослышащие, позднооглохшие, глухие), тифлопедагогика (слабовидящие и слепые), тифлосурдопедагогика (слепо-глухие), логопедия (нарушения речи), олигофренопедагогика (нарушения интеллекта и образовательные затруднения), специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

  Каждая  из предметных областей специальной  педагогики имеет собственную структуру  аналогично общей педагогике: свои принципы, задачи, методологию, приемы и принципы воздействия, возрастную дифференциацию. В возрастном разрезе  самыми изученными считаются дошкольный и школьный возрастные периоды, остальные  периоды требуют тщательного  изучения и рассмотрения.

  Специальная педагогика выступает как объединяющая эти предметные области теоретическая  и методологическая основа.

  Специальная педагогика активно использует для  решения своих задач знания смежных  с ней наук, таких как педагогика, психология, медицина, история, философия, социология, информатика, физика и др. Предметные области специальной  педагогики находятся в тесном сотрудничестве со смежными науками.

  Развитие  специальной педагогики, все более тонкая дифференциация накопленного материала способствуют постепенному возникновению  и становлению  новых сфер педагогического  познания. Так, в стадии разработки находятся  сферы специальной  педагогики, ранее  не охваченные, субъектом  которых являются хронически больные  лица и лица с тяжелыми и сложными недостатками.

2. Специальная  педагогика тесно связана с  другими науками, к которым  относятся:

* философия;* история;* педагогика;* психология;

* физиология; медицина; социология; лингвистика  и т. д. 

 10 ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов

 Первым  периодом эволюции отношения общества к лицам, имеющим недостатки развития, считается интервал времени с VIII в. до н. э. по XII в. н. э. Началом этого периода принято считать время принятия законов Ликурга, дающих право на уничтожение неполноценных людей. В античные времена люди, имеющие отклонения в развитии, считались неполноценными и не имели гражданского статуса.

 Дискриминация распространялась даже на представителей привилегированных сословий, ребенок  из богатой семьи мог быть лишен  всех привилегий по причине неполноценности  или не привлекательной внешности. Изменения в существовавшем положении  вещей пришли с появлением христианства, призывающем общество к милосердию и состраданию. При монастырях стали  появляться приюты и больницы, но общество было еще не готово к принятию новых  идей, противоречащих многовековым традициям, поэтому изменение существующего  положения вещей происходило  медленно и трудно. Только в XII в. в Западной Европе призрение стало не только прерогативой церкви, но и вошло в сферы интересов государства. Была создана система призренческих учреждений, опекаемых церковью и светской властью, этот период считается окончательным этапом первого периода эволюции.

 В нашей  стране этот период пришелся на более  позднее время, началом его принято  считать X в., так как именно в это время появилось христианство на Руси, а окончанием – XVII в., время принятия Петром I указов, запрещающих умерщвлять детей, имеющих отклонения в развитии. Таким образом, принятое Русью христианство со своими идеями милосердия и сострадания наложило отпечаток на существующую традицию терпимого отношения к инвалидам. В течение долгого времени такое отношение носило сторонний характер, сострадательное отношение русских князей и царей не выливалось в совершение каких-либо активных действий в помощи таким людям.

 Однако  в 996 г. киевский князь Владимир перенял опыт византийских монастырей – был обрисован круг лиц, имеющих необходимость в призрении, киевские князья передавали часть своих доходов в фонд призрения, и призрение было возложено на церковные структуры.

 В отличие от опыта зарубежных стран, прошедших долгий и трудный путь по изменению отношения к инвалидам, Русь переняла вместе с христианством  и систему монастырской благотворительности.

 Предпринятые  Петром I изменения, направленные на европеизацию страны, коснулись и институтов призрения, под влиянием опыта зарубежных стран  была признана необходимость государственной  помощи людям, имеющим отклонения в  развитии.

 11 ВТОРОЙ ПЕРИОД  ЭВОЛЮЦИИ от осознания  необходимости призрения  инвалидов к осознанию  возможности обучения  глухих и слепых  детей; от приютов  через опыт индивидуального  обучения к первым  специальным учебным  заведениям.

 Вторым  периодом эволюции отношения к людям  с нарушениями развития принято  считать временной интервал с  Х!! по ХУ!!! в. Этот период характеризуется  резким изменением отношения к людям  с нарушениями развития от осознания  необходимости заботы и милосердия по отношению к людям с нарушениями  развития до осознания возможности  и целесообразности их обучения. Эпохи  Возрождения и Реформации характеризуются  широким распространением идей гуманизма, что в сочетании с урбанизацией, развитием образования и книгопечатания и другими благоприятными факторами  приводит к изменению отношения  общества к людям с нарушениями  развития, естественно, в западном обществе. Были предприняты первые попытки  обучения детей, имеющих отклонения в сенсорном развитии.

 Первоначальный  опыт обучения не вызвал необходимости  в организации специального образования  для людей с нарушениями развития, но внес свой вклад в общее изменение  взглядов в отношении этих людей. Во Франции общество задумывается о  судьбе этой категории людей, в итоге  в ХУ!!! в. были основаны школы для детей с нарушениями зрения и глухонемых детей. Создание Декларации прав человека и гражданина по окончанию Великой французской революции дает обществу новый взгляд на людей с ограничениями и становится толчком к развитию психиатрии.

 В России начало второго периода эволюции пришлось на времена царствования Петра I. Если в Европе осознание необходимости  обучения лиц с отклонениями в  развитии происходило долго и  трудно, появилось как следствие  развития цивилизации под влиянием различных социально-культурных предпосылок, то в России этот процесс получил  свое развитие только в результате заимствования западных новшеств. Состояние  отечественного образования в России находилось на зачаточном уровне, еще  не было принято как необходимость, и, соответственно, не возникло потребности  обучения инвалидов.

 Отношение к людям с нарушениями в  развитии остается прежним – сострадательное, милосердное, но стороннее, не приносящее реальной помощи, поэтому в учреждениях  специального образования работали главным образом приглашенные специалисты-иностранцы.

 Таким образом, в России этот период эволюции начался гораздо позже, чем в  Европе, но закончился примерно в то же время и с теми же результатами, хотя и с другой мотивацией.

 Соответственно, последующее развитие изменения  отношения к инвалидам имеет  различные для России и Западной Европы последствия.

 12 ТРЕТИЙ ПЕРИОД  ЭВОЛЮЦИИ от осознания  возможности обучения  детей с сенсорными  нарушениями к  признанию права  аномальных детей  на образование.  Становление системы  специального образования.

 Начало  третьего периода эволюции изменения  отношения общества к людям с  нарушениями развития приходится на конец ХУ!!! в., окончание периода  – на начало ХХ в. И в России, и  в Европе осознание необходимости  создания системы образования людей  с нарушениями развития возникает  вследствие принятия странами законов  о всеобщем начальном образовании, тем не менее носит отличающийся идеологический характер.

 Развитие  специального образования на Западе стало логичным следствием принятия законов о всеобщем образовании. Понимание невозможности одинакового  обучения здоровых детей и детей  с нарушениями развития привело  к тому, что аномальные дети были выделены в отдельную категорию, требующую особых образовательных  условий. Обучению подлежат дети с нарушениями  слуха и зрения и умственно  отсталые дети. Признание права детей  с отклонениями на обучение влечет за собой организацию нормативно-правовой базы и выявление источников финансирования. Таким образом, на этом этапе можно  говорить о возникновении и становлении  специального образования как о  результате взаимодействия государственных  и негосударственных учреждений образования.

 В России начало третьего периода эволюции пришлось на начало Х!Х в., время открытия первых специализированных учреждений для слепых и глухонемых детей. Финансирование этих учреждений производилось за счет благотворительности и не входило в сферу деятельности государства. С отменой крепостного права, развитием благотворительности, принятием законов о всеобщем образовании в России организуется система образовательных учреждений для умственно отсталых детей, детей с нарушениями слуха и зрения.

 Однако  еще нельзя говорить о развитии специального образования в рамках государства, так как специальное образование  не имеет правовой и нормативной  базы и не включено в государственную  область финансирования.

 После революции 1917 г. происходит смена государственного строя, страна находится в состоянии кризиса, идет гражданская война. Учреждения, созданные для детей с нарушениями развития, полностью передаются в ведомство государства. Всякая благотворительность и филантропия категорически запрещается. Новая власть видит цель воспитания и образования дефективных детей в создании общественно полезных граждан.

 Таким образом, концом третьего периода в  России можно считать 1926-1927гг. –  время законодательного оформления системы специального образования  для трех категорий аномальных детей: глухих, слепых, умственно отсталых, судьбу которых, исключая реальное взаимодействие с обществом, решает только государство. И в этом состоит специфика  первого этапа становления системы  специального образования в нашей  стране.

 13 ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД  ЭВОЛЮЦИИ от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем.

 Четвертым периодом эволюции изменения общественного  сознания по отношению к детям  с нарушениями развития принято  считать временной интервал с  начала ХХ в. до 1970-х гг.

 Этот  период характеризуется повсеместным развитием и дифференцированием системы специального образования, введением новых видов образовательных  учреждений для детей с нарушениями  развития, расширением возрастных рамок  специальной педагогики до дошкольной и послешкольной. Этот процесс развития специальной педагогики дважды прерывался мировыми войнами, и получил продолжение своего развития уже после окончания Второй мировой войны.

 Пережив эпоху фашизма, человечество пришло к переосмыслению ценности человеческой жизни в пользу приоритетов личности над приоритетами общества. В контексте  этого подхода изменилось и отношение  к людям с ограниченными возможностями. Был принят ряд правовых документов, защищающих права человека, в том  числе и лиц с нарушениями.

 На  фоне общего социально-экономического подъема происходит развитие специальной  педагогики: идет активное изучение методов  диагностики икоррекции нарушений; признается необходимость обучения детей со всеми нарушениями развития; к учреждениям для глухих (слабослышащих), слепых (слабовидящих) добавляются специальные образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и т. д.; признается возможность обучения детей с глубокой умственной отсталостью, которые ранее считались необучаемыми. Усиливается законодательная основа специального образования, расширяется сеть учреждений и образований, направленных на оказание социальной, психологической, медицинской, педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной педагогике"