Шпаргалка по "Специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Специальной педагогике".

Работа состоит из  1 файл

спец пед шпоры.docx

— 121.94 Кб (Скачать документ)

 Пятый период (от равных прав к равным возможностям, интеграция) - 90-е годы. С 1991 года по настоящее  время действуют разные тенденции  и подходы. Сегодня трудно сказать когда этот период будет завершен. Увидеть по какому пути пойдет специальное образование - продолжит ли дифференциацию и совершенствование образовательной системы, встанет ли на путь полной интеграции, можно будет только к середине 21 века. 

 
  1. Научные идеи и вклад Л. С. Выготского в развитии отечественной дефектологии.

 Лев Семенович  Выготский (1896 - 1934) - юрист по образованию, литературный критик, исследователь проблем психологии воспитания, активно участвовал в становлении педологии и разработал научно-теоретическую базу советской дефектологии.

 В 20-х  годах 20 века он ввел понятие о ВПФ  как специфической форме человеческой психики. Подобно Павлову и Бехтереву  доказал, что сознание, отличающее человека от других млекопитающих, играет особую роль в организации всего его  поведения.

 В 1929 году Выготский определил дефектологию как самостоятельную науку, которая имеет свой объект исследования и отличается от других наук. Научные исследования строятся на том, что ребенок рассматривается не как менее развитый, а как развитый иначе.

 Исследования, выполненные ими в области  дефектологии, позволили увидеть  одинаковость психологического механизма  воспитания нормального ребенка  и ребенка с нарушенным развитием. Было продемонстрировано, что в обоих  случаях завязываются условные связи, но при нарушенном развитии они устанавливаются  с сохранными органами. При этом происходит замена знаков, например, при  слепоте зрительных на слуховые и осязательные.

 Выготский выделил 2 уровня организации поведения: дознаковый (общий для человека и животного) и знаковый, присущий сугубо человеку для взаимодействия с окружающим миром. Эта идея культурно-исторической теории стала основой для доказательства ошибочности взгляда на детей с дефектами развития как на особую породу людей, которыми должны заниматься медицина и благотворительность. Современные исследования и практика специального образования детей с нарушениями блестяще подтвердили эту идею ученого.

 Выготский сформулировал такие педагогические идеи, как приоритетное значение социальной компенсации дефекта и социальной направленности воспитания детей с нарушением в развитии. Выготский считал, что ориентиром для педагога и психолога должны быть сохранные и потенциальные возможности ребенка. Мощным фактором, определяющим развитие ребенка с психическим или физическим недостатком, является внешний социальный образец. На начальных этапах развития очень важна социальная помощь другого человека. Выготский подчеркивал, что цель вспомогательной школы заключается не в «лечении» дефекта, а в развитии тех здоровых пластов, которые имеются у каждого ребенка, т.к. сам дефект либо мало, либо совсем не поддается медицинскому и педагогическому воздействию.

 Выготскому принадлежит и введение в психологию категории деятельности как основы образования.

 Учение  Выготского о структуре дефекта.

 В психологии выделяют сенсорный, интеллектуальный, двигательный, комплексный (сложный) дефект. К сложным нарушениям развития относят  наличие двух или более первичных  дефектов (слепоглухота).

 Исходя  из концепции, Выгодский сформулировал  учение о структуре дефекта. Первичный  дефект - нарушение, представляющее собой  малообратимые изменения в той или иной функции, вызванной воздействием патогенного фактора.

 Сорокин подчеркивал, что в данном случае имеется ввиду работа психической функции (умственная отсталость).

 Вторичные нарушения - нарушения, которые имеют  иную природу и представляют собой  обратимые изменения психических  функций.

 Третичные нарушения - нарушения, под которыми имеются ввиду нарушения разных сторон психики, не имеющие непосредственные связи с первично повреждено функцией.

 Например, первичное нарушение - поражение  слуховой функции Вторичное нарушение - нарушение речи

 Третичное нарушение - нарушено формирование высших психических функций (словесно-логического  мышления). Четвертичное - страдает личность, эмоционально-волевая сфера (если нет адекватного воспитания).

 Нарушения третичного и четвертичного порядка  не являются обязательными и носят  факультативный характер. Соотношение  первичного и вторичного дефектов обозначаются таким понятием как вектральность - направленность распространения вторичного нарушения.

  1. «Снизу вверх» - нарушается какая-то элементарная функция, вторичное - недоразвиваются более сложные, надстраивающиеся над ней.
  2. «Сверху вниз» - нарушения в сфере высших психических функций оказывают негативное воздействие на развитие низших.

 Основные  положения концепции  Выготского.

 Можно выделить 2 плана в психическом  развитии. Поведение современного человека является результатом 2-х различных  процессов психического развития:

 1 .развитие  человека как биологического  существа

 2.социокультуриое  развитие человека (знания, которые  способствуют социальной адаптации).

 Социокультурный план представлен развитием высших психических функций. Из-за повреждений биологического плана ребенок не может присваивать социокультурные знания, потому что все нормы развиваются на нормальном психофизиологическом типе. Вследствие дефекта возникает расхождение 2-х планов развития.

 Но  развитие человека происходит независимо от изменений биологического характера. Человек приспосабливается к  новым условиям при помощи искусственных  орудий, это расширяет границы  его активности.

 Выгодский выделил 2 особенности культурно-исторического  развития: 1 .Отличие этого типа развития от биологического 2.Слияние этих типов  в единый процесс.

 Ключ  к постижению развития высших психических  функций Выгодский предполагал  найти в развитии дефективного ребенка, у которого не происходит слияние  двух планов. При наличии дефекта  происходит стойкое неусвоение культурных навыков (умственно отсталые не хотят ничего знать). У умственно отсталых тотально нарушаются все психические функции - память, внимание, мышление.

 Выгодский отмечал, что некоторые исследователи  ошибочно полагали, что культурное развитие ребенка является следствием его природного развития. Но это  не так. Ребенок с аномалиями, предоставленный  сам себе, никогда не овладеет речью, не разовьет мышление.

 Выгодский приходит к выводу, что благодаря  воспитанию можно у дефективного ребенка формировать человеческие формы поведения.

 «Дефект - это недостаток, но он служит стимулом к развитию. Это та сфера, где возможна компенсация». JI.C. Выгодский. 
 
 
 

 17 Современная школьная система специального образования.

 Структура специального образования

 1Вертикальная, основанная на возрастных особенностях детей и уровнях образовательных программ, 5 уровней:- Период раннего младенчества (от 0 до 3 лет)-Дошкольный период (от 3 до 7 лет) -Период обязательного обучения (от 7 до 16 лет)

-Период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года – для слепых, глухих, с нарушением опорно - двигательного аппарата) -Период обучения взрослых – инвалидов

 2Горизонтальная, учитывающая психофизическое развитие ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер нарушения, 8 видов школ:

-школа  1 вида - образовательное учреждение  для глухих детей,

-школа  2 вида - образовательное учреждение  для слабослышащих и позднооглохших  детей,

-школа  3 вида - образовательное учреждение  для незрячих детей

-школа  4 вида - образовательное учреждение  для слабовидящих детей.

-школа  5 вида - для детей с тяжелыми  нарушениями речи,

-школа  6 вида - для детей с нарушением  опорно-двигательного аппарата,

-школа  7 вида - для детей с трудностями  в обучении, ЗПР,

-школа  8 вида - для детей с умственной  отсталостью.

 Основные  ступени (компоненты) специального

 Образования

 Коррекционные учреждения начального профессионального образования

 Коррекционные образовательные учреждения

 Коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования

 Деятельность  учреждений регламентируется постановлением Правительства от 12марта 1997 г. «Об  утверждении типового положения», а  также письмом Министерства образования  «О специфике деятельности специальных  образовательных учреждений 1-8 видов». Выпускники специальных образовательных  учреждений (за исключением школы 8 вида) получают цензовое образование, соответствующее уровню массовой школы. Им выдается документ Государственного образца. В специальную школу  направляют с согласия родителей  и на основании заключения ПМПК. В специальной школе может  быть создан класс для учащихся со сложной структурой дефекта.

 Специальная школа 1 вида имеет 3 ступени общего образования (начальное общее образование 5-6 лет, основное общее образование 5-6 лет, полное среднее общее образование 2 года). Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки организуется подготовительный класс. В 1 класс принимаются дети с 7 лет. Вся работа пронизана формированием словесной устной и письменной речи. Широко применение жестовой речи. Количество детей в классе не более 6 человек.

 Специальная школа 2 вида имеет 2 отделения:

    1. Для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха,
    2. Для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха.

 В 1 класс  любого из отделений принимаются  дети, достигшие 7-летнего возраста, если они посещали детский сад. Для  детей без дошкольной подготовки, во втором отделении организуется подготовительный класс. Наполняемость классов в 1 отделении до 10 человек, во 2 - до 8. 3 ступени  образования (1 - 4-5 и 5-6,2 - 6, 3 - 2 года). Развитие слухового восприятия, формирование произносительной стороны речи.

 Специальные школы 3 и 4 вида. В 1 класс поступают дети 6-7, а иногда и 8-9 лет. Наполняемость классов до 8 человек. Общий срок обучения - 12 лет. (3 вид). В 1 класс принимаются дети 6-7 лет, наполняемость класса до 12 человек. 12 лет обучения.

 Специальная школа 5 вида. В ее составе могут быть одно или два отделения:

      1. Дети, имеющие ОНР (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети с заиканием.
      2. Дети с тяжелой формой заикания при нормально развитой речи.

 Если  речевое нарушение устранено  ребенок может с согласия родителей  и на основе заключения ПМПК перейти  в обычную школу. В 1 класс принимаются  дети 7-9 лет. За 10- 11 лет обучения дается основное общее образование. Логопедическая помощь оказывается и во внеклассное  время. Предусмотрен специальный речевой  режим.

 Специальная школа 6 вида. 3 ступени (1 - 3-5 лет, 2-6 лет, 3-2 года). 1 класс – с 7 лет. Подготовительный класс – с 6 лет. Количество – не более 10 человек. Комплексная коррекционная работа – двигательная сфера, речь и познавательная деятельность

  Специальная школа 7 вида. Число учеников в классе не более 12. 2 ступени (начальное - 3-основное общее - 5 лет). У учащихся сохраняется возможность перехода в обычную школу по мере коррекции отклонений в развитии. Варианты: а) принимаются только в подготовительный 1–2 класс; б) если ребенок учился в обычной школе с 7 лет, то принимают во 2 класс, а если с 6 лет – в 1 класс. Проводится диагностическое обучение.

 Специальная школа 8 вида. Обучение не является цензовым. Образование завершается экзаменом по трудовому обучению. В 1 или подготовительный класс принимается в возрасте 7-8 лет. Число учеников не превышает 12, а с глубокой умственной отсталостью 5-эту школу не принимают детей с эпилепсией, психопатоподобным поведением другими психическими заболеваниями. Эти дети с участием родителей могут посещать консультативные группы. Процесс обучения осуществляется в индивидуальном порядке.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной педагогике"