Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:15, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Дошкольной педагогике".

Работа состоит из  1 файл

дошкольная педагогика.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)
  1. Особенности воспитания и развития детей раннего  возраста.

У ребенка первого  года жизни быстро развиваются функции  мозга, увеличивается работоспособность  центральной нервной системы, возрастает выносливость. Так, новорожденный бодрствует лишь 20—30 минут, а к концу года малыш активен 3—3,5 часа. С первых месяцев жизни у него развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные ответные эмоциональные реакции. Так же быстро развиваются движения, формируются элементарные действия с предметами.

К концу первого  года ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. Он начинает понимать речь, пользоваться первыми словами при обращении к близким взрослым, выполнять простые действия с игрушками. Развивается память, внимание, мышление. Общение со взрослым становится потребностью и ведущей деятельностью  детей  уже в первые месяцы жизни, источником их развития. Очень рано (на 3 месяце жизни) у малыша возникает интерес к другим детям. Он может подолгу рассматривать ребят или проявлять при их виде радость, а затем и подражает им.

Развитие ребенка  первого года жизни осуществляется в определенной последовательности: все новые, более сложные умения формируются на основе простых. Овладение ребенком тем или иным умением происходит в разные возрастные сроки. При этом отмечаются периоды накопления и  скачков, чем  и  обусловливается неравномерность рэзвития.

Быстрый темп  и  неравномерность  развития  малыша вызывают необходимость деления первого года жизни на 4 качественно отличных периода, выделения в каждом периоде умений, получающих именно в данном возрасте наибольшее развитие  и  имеющих прогрессивное значение в дальнейшей жизни. Эти умения названы ведущими, на них должно быть направлено особое внимание в процессе  воспитания ребенка.

Рассмотрим подробнее  каждый такой период.

Первые 3-4 недели жизни - наиболее ответственный в жизни ребенка. Здесь еще трудно выделить ведущие линии  развития , но можно определить основные задачи  воспитания : тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие  и  спокойствие ребенка; формирование четкого и правильного ритма кормления, соответствующего состоянию

ребенка (7 раз  через 3 часа или 6 раз через 3,5 часа —  по рекомендации врача); формирование положительных и предупреждение возникновения отрицательных привычек (сосание пальцев, соски, укачивание на руках, в кроватке, беспорядочное кормление и др.).

С конца периода  новорожденного надо формировать суточный ритм с концентрацией сна на ночь, а бодрствования — на день. Во время бодрствования у малыша поддерживают спокойное и активное состояние, вызывают слежение за движением предмета и формируют умение прислушиваться к звукам, его кладут на живот, побуждая приподнимать головку.

С конца периода  новорож ден ности и до 2,5—3 месяцев увеличивается длительность бодрствования (до 1 —1,5 часа), формируется четкое чередование сна и бодрствования в течение дня. Во время бодрствования ребенок должен быть спокоен и активен. У него воспитывают положительное отношение к кормлению, укладыванию спать, гигиеническим процедурам.

Ведущим в развитии ребенка на этом этапе является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Малыша учат следить за движущейся игрушкой или взрослым, сосредоточивать взгляд' на неподвижной, висящей над ним игрушке, на лице взрослого. Он прислушивается к звукам речи, пению взрослого, звучанию погремушки, на этой основе у него развивается речевой слух, умение устанавливать связь между зрительными и слуховыми впечатлениями. Приобретенные умения способствуют спокойному и активному бодрствованию.

В этот период важно  формировать ответные эмоционально-положительные  реакции-основное условие своевременного физического и нервно-психического развития ребенка. Малыш учится проявлять радость в ответ на общение со взрослым. В конце первого - начале второго месяца жизни появляется первая ответная улыбка, а на третьем месяце формируются более сложные положительные эмоциональные реакции — «комплекс оживления». К 4 месяцам ребенок, радуясь, громко смеется, радостное состояние становится более выразительным, длительным, проявляется оно чаще, по различным поводам и уже может возникать без воздействия взрослого. Постепенно на пятом месяце «комплекс оживления» сменяется более дифференцированными и сложными эмоциональными реакциями.

До 3 месяцев  такое эмоциональное реагирование на окружающее очень ценно, так как способствует проявлению двигательной и голосовой активности: у ребенка, когда он радуется, выпрямляются руки в локтевом суставе, разжимаются пальчики, он как бы случайно наталкивается на предмет. Формированию «комплекса оживления» во многом способствует своевременное развитие зрительного и слухового сосредоточения. Наличие эмоционально-положительных ответных реакций свидетельствует о физиологической зрелости малыша (к 3 месяцам).

В   первые   3   месяца   жизни   у   ребенка   появляются   ответные голосовые реакции — гуканье, гуление, что важно для развития голосового аппарата, звуковой речи. Он овладевает первыми движениями в горизонтальном положении, у него развивается умение удерживать голову, лежа на животе: в 1 месяц приподнимает и непродолжительно удерживает голову, а к 3 месяцам он длительнс лежит на животе, высоко подняв голову, прогнувшись, опираясь на предплечья. К концу третьего месяца пытается держать голову и   в   вертикальном   положении,   находясь   на   руках   у   взрослого.

В возрасте от 2,5-3 до 5-6 месяцев существенно меняется поведение малыша. К 6 месяцам он может бодрствовать до 1,5-2 часов. Если соблюдается правильный режим, у  ребенка формируется положительное  отношение ко всем режимным процессам, он активен при кормлении: в 4 месяца придерживает руками грудь матери или бутылочку, а в 5-6 месяцев подносит ее ко рту, с введением прикорма ест полугустую пищу (овощное пюре, каши) с ложки (в 4,5—5 месяцев). Если малыша приучали к опрятности, следили за чистотой его кожи, то в этот период он может отрицательно реагировать на мокрое белье, грязное лицо, проявляя при этом беспокойство.

Ведущим достижением  на этом возрастном этапе является дальнейшее совершенствование зрительных и слуховых ориентировочных реакций (ориентировка в окружающем, на основе которой формируется понимание речи), сенсорного развития, движений, формируется более сложное поведение.

На четвертом  месяце совершенствуются такие умения, как слежение за предметом или взрослым (другим ребенком), слуховое и зрительное сосредоточение на предмете в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого). Устанавливаются также зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи, развивается локализация звука в пространстве (способность находить взглядом источник звука — говорящего взрослого, звучащий предмет). Малыш может длительное время (до 1,5 часов) рассматривать привлекший его внимание предмет, картину, яркое пятно, другого ребенка. Так закладываются основы способности наблюдать.

На четвертом-пятом  месяце малыш пытается различать  интонации обращенной к нему речи, мелодии (плясовую и спокойную), голоса знакомых и незнакомых взрослых, узнавать мать или другого близкого человека, отличать близких ему людей от незнакомых. К 5 месяцам он реагирует на новую обстановку, незнакомые условия: при виде чужих людей перестает улыбаться, длительно и напряженно их рассматривает, может и заплакать. Если с ним строго говорят, он хмурится, сжимает губы, проявляет недовольство, находясь на руках у незнакомого человека, он тянется к маме. К 6 месяцам он узнает (по звучанию) свое имя. Все это свидетельствует об адекватном реагировании ребенка на окружающее, о восприятии им речи человека, что в дальнейшем благотворно влияет на развитие понимания им речи окружающих взрослых и на развитие своей речи.

Не менее важным достижением в жизни малыша от 3 до 5—6 месяцев является развитие движений руки. Сначала ребенок наталкивается на подвешенные над грудью игрушки, к 4 месяцам захватывает, ощупывает и рассматривает их, а к 5 месяцам у него развиваются целенаправленные движения рук, как, например, схватывание: в 5 месяцев он четко берет игрушку из рук взрослого, в 6 месяцев поднимает ее, лежа на спине, на животе, на боку, держит и рассматривает игрушку, перекладывает из одной руки в другую, бросает ее. В этот период ему дают игрушки, удобные для захватывания. На основе этих движений развиваются игровые манипулятивные действия с предметами, которые помогают ребенку познавать окружающее, приобретать жизненный опыт, а в дальнейшем, во втором полугодии, совершенствовать навыки приема пищи, развивать основные движения.

На данном возрастном этапе в развитии ребенка выделяется и еще одна важная линия: развитие подготовительных этапов активной речи. В 4 месяца малыш длительно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление, с разной интонацией. Он гулит часто и подолгу: в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки. Если ребенок слышит голос взрослого или самого себя, продолжительность гуления удлиняется, и оно становится более разнообразным. Для развития гуления обязательным условием является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка.

К 5—6 месяцам  малыш произносит согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л и др. Появляются первые слоги (сочетание гласного и согласного звука): па, ба, ма, т. е. лепет. Этому способствует развитие артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, речевого слуха. Ребенок слышит звуки, произносимые взрослым,  слышит  сам   себя   и   начинает   произносить  звуки   и   слоги

повторно.

К концу первого  полугодия жизни ребенок овладевает первыми самостоятельными движениями, находясь в горизонтальном положении. К 5 месяцам он "длительно лежит на животе, опираясь ладонями, крепко упирается выпрямленными ногами при поддержке под мышки. У него развиваются движения, подготовительные к ползанию: в 5 месяцев ребенок переворачивается со спины на живот, а в 6 месяцев — с живота на спину и немного подползает вперед (вбок или даже назад).

В этот период малыш  проявляет интерес к разным игрушкам; звуками, движениями привлекает внимание взрослого к себе; настойчиво пытается приблизиться к привлекшему внимание предмету. Он часто радуется, занимаясь игрушками, смеется, издает звуки, пытается передвигаться. К «концу первого полугодия ребенок может бодрствовать самостоятельно, проявлять активность.

В возрасте от 5 - 6 д о 9 - 10 месяцев у ребенка  увеличивается длительность бодрствования до 2-2,5 часа, он переходит  на  режим  с тремя  периодами  дневного  сна   по  2-1,5  часа.

При умывании протягивает  руки к воде, с удовольствием умывается, проявляет активность при одевании  и  раздевании (поднимает ногу, протягивает руку, приподнимает голову  и  т.д.). После овладения умением садиться  и  сидеть ребенка приучают к пользованию горшком, формируя навык опрятности. Делают это тогда, когда возникает в этом потребность, т. е. после сна, в середине бодрствования  и  перед сном.

Во втором полугодии  ведущим достижением является развитие движений  и  прежде всего овладение ползанием. Темп  и  последовательность развития  движений зависят от условий  воспитания   и  воздействий взрослых. Наиболее целесообразна такая последовательность, при которой дети сначала овладевают моторными функциями (движениями, связанными с изменением положения в пространстве, с перемещением), а потом статическими (способностью сохранять определенное положение тела).  Детей  учат садиться, а не сидеть, вставать, а не стоять. Проделывая различные движения, ребенок овладевает предпосылками для  развития  умения сохранять определенное положение тела.

К 7 месяцам ребенок  уже может ползать, а в 8 месяцев  он ползает много, быстро и в разных направлениях. Ползание существенно меняет поведение малыша, так как он становится еще более активным и самостоятельным, может приблизиться ко всему, что раньше было удалено от него. Это расширяет его кругозор, богаче становится жизненный опыт. Ребенок начинает ориентироваться в окружающем. Оно положительно влияет на физическое развитие, формирование правильной осанки, профилактику развития плоскостопия. У ползающего ребенка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи. Для развития ползания ребенок должен во время бодрствования находиться на ровном, твердом матраце (в кроватке, на тахте и пр.) или на огороженном пространстве пола. Здесь должны быть игрушки (мячи, шары и др.). Взрослый привлекает внимание малыша игрушкой, сопровождая действия речью, побуждает его подползти.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"