Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:33, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Дошкольной педагогике".

Работа состоит из  1 файл

Шпоргалка по ДП.docx

— 16.89 Кб (Скачать документ)

1.Предмет д.п., его  своеобразие. Современная д.п. изучает процесс восп-ния и обучения дошкольников, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы и приёмы и средства осуществления, влияние этого процесса на развитие ребёнка и на формирование его личности. Д.п.выполняет и прикладную функцию, занимается разработкой новых образовательных программ и технологий обучения воспитания дош-ков. Д.п.играет прогностич.роль – изучает перспективы системы. дошк. образ-ния. На этой основе создаются новые концепции воспитания, разрабат-ся стандарты образ-ния, исследуются особенности образоват.процесса в дошк. учр-ниях разных видов, типов и профилей. Д.п. имеет свой предмет своё содержание т.к направлена на особый предмет воздействия .Дошк-ник обладает своеобразием психолог. и физ. развития. Особенности этого периода:1.период обеспечивает общее развитие, которое служит фундаментом для приобретения в дальнейшим, любых знаний и навыков и освоения разных видов дея-ти.2.Большая пластичность нервной системы ребёнка, что создаёт благоприятные условия для воспитания и обучения.3. Конкретность мышления детей.4.Повышеная эмоциональность и впечатлительность.5.Непроизвольность памяти и впечатления.6. Лёгкое отвлекаемость и не возможность длительное сосредоточения.7.Высокая степень нодражательности и склонность к повторению.8. Лёгкая взаимообучаемость. Таким образом предметом дошк. пед-ки как науки является изучение закономерности воспитания, обучения и образование детей от рождения до поступления в школу.

2. Источники развития  д.п. как науки. Источниками развития д.п. является: 1.народная пед-ка – это пед. опыт, сложившийся за всю историю существования народа. В народ. Пед-ке отражается культура народа, его идеалы, представление о том каким должен быть человек. Это доходит до нас через устное народное творчество (сказки, былины, игры, игрушки, традиции и обряды). 2.Религия – в библии отражены нормы поведения людей в соответствии с кодексом крестьянской морали (заповеди,мифы). Тысячелетия крестьяне воспитывали детей жить в соответствии с этими заповедями. 3.Пед. мысль прошлого- это теории и учения великих педагогов, просветителей, мыслителей. Их идеи оказали влияние на развитие пед. теории и практики. 4.Пед. практика- это опыт воспитания, обучения, образованиядетей, который сложился в разных странах, в отдельных дошкольных учр-ниях в индивид. деят-ти педагогов. 5.Специальные экспериментальные исследования- экспериментальной работой занимаются научно-исследовательские институты, она ведётся на кафедрах пед университетов, институтов развития образования и обогащают д.п. 6.Данные смежных наук. Используют данные дет. псх-гии, физиологии, этики и др.

3.Связь д.п. с  другими науками, её место в  системе пед. наук. Д.п. является частью возрастной пед-ки. Базовой научной дисциплиной является общая пед-ка. История педагогики изучает пед. идеи и системы педагогов-классиков. Раскрывает развитие пед. мысли. Этнопедагогика-отражает особенности, традиции, обычаи разных народов. Социальная пед-ка –изучает процесс социализации личности. Сравнительная пед-ка изучает воспитательные системы разных стран. Дефектология изучает специфику воспитания и обучения детей с особенностями психо-физического развития. Семейная пед-ка- особенности воспитания  детей в семье. Коррекционная пед-ка- это наука об воспитании детей и взрослых с различными нарушениями в развитии. Пренотальная пед-ка- это наука о воспитании детей во внутриутробный период развития. Лечебная пед-ка- система воспитания, обучения часто болеющих детей. Методики дошк. образования конкретизируют дошк. педагогику. Разрабатывают содержание обучения детей в той или иной области знаний. Дошкольная пед-ка подразделяется на филосовские и педагогические науки. Философские науки делятся на естественные науки. Педагогические науки на психологические науки.

4.Белорусская народная  педагогика, её традиции, принципы, средства и методы воспитания  детей. Народная педагогика –это совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, навыков и приёмов народа в области воспитания, отражённых в народном творчестве. Традиции –это свод обычаев, норм, правил поведения и взаимоотношений людей, передающихся из поколения в поколение. Народная педагогика появилась и развивалась, как результат необходимости передавать от поколения к поколению определённые трудовые знания, умения, и навыки. На протяжении многих веков народная педагогика накопила определённый опыт в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Пед. идеи проявились в труд. деят-ти, в традициях, обычаях, праздниках, устном народном творчестве. На основе практического осуществления этих пед. идей формировалась своеобразная система народного воспитания. Пед. культура народа отчётливо выражается в народном творчестве. К основным средствам народной педагогики относятся: труд, устное народное творчество, игры, песни, танцы , традиции, обряды, обычаи. В народной педагогике можно выделить много методов воспитания: труд, пример и авторитет, наблюдение, игра, наказ, убеждение, совет, беседа, соревнование,, внушение, объяснение, клятва, торжественное обещание, общественное мнение.

 

5.Ор-ция и методы  научно-пед. исследования. Педагогическое исследование — это сложный сознательный и целеустремленный поиск путей совершенствования пед. процесса с использованием определенного научного аппарата, позволяющего сделать поискболееуспешным. Цель пед.исследования — раскрытие закономерностей пед. явления, установление реальных противоречий процессов воспитания, обучения и развития и отражение их в теоретических положениях. Раскрытие закономерностей может осуществляться на различных уровнях. Установлены три уровня исследования: эмпирический,теоретический,метатеоретический. Эмпирический уровень исследования связан со сбором фактического материала, подробным описанием фактов. Теоретический уровень исследования опирается также на определенный способ анализа, систематизации, направленных на проникновение в сущность изучаемых явлений. Исследования метатеоретического уровня изучают сами теории и разрабатывают пути их построения и совершенствования. Педагогические исследования складываются, как правило, из ряда этапов. I этап. Определение проблемы и постановка цели исследования. II этап. Проверка гипотезы (на основе накопления фактов и знаний по изучаемой проблеме). 
III этап. Теоретические выводы на основе обработки и осмысления полученных фактов и новыхзнаний.IVэтап.Оформление результатов научного исследования. 
Vэтап. Внедрение результатов исследования в практику. 
Все этапы исследования тесно между собой связаны, каждый последующий опирается и разрабатывается на базе предыдущего. Каждому из них соответствует определенная группаметодов. Метод исследования — это путь ведения исследования, включающий в себя ряд приемов От выбора и правильного использования метода зависит получение истинных знаний. Метод наблюдения — это планомерное изучение пед. явления, в процессе которого исследователь может видеть явление в целом или его отдельные стороны. Наблюдение проводится по заранее разработанному плану. Большое место в педагогических исследованиях отводится эксперименту. Эксперимент — это научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы. Педагогический эксперимент может охватывать небольшую группу детей, всю группу или класс, детский сад или школу. Метод беседы. Беседа — непосредственное, живое общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она может быть индивидуальной и коллективной. Метод беседы помогает выявить интересы детей. Метод опроса. К этому методу относятся анкеты и интервью Процесс воспитания — сложное и многообразное явление, поэтому задача заключается в том, чтобы исследовать его целостно, используя комплексно различные методы. 


Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"