Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:15, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Дошкольной педагогике".

Работа состоит из  1 файл

дошкольная педагогика.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

К 8 месяцам происходит скачок в развитии движений. Ребенок приобретает вертикальное положение. Вначале он овладевает движениями, помогающими постепенно принимать такое положение: умением садиться, сидеть и ложиться, вставать, стоять и опускаться, немного переступать, держась за барьер. К 9 месяцам он уже ходит: переходит от опоры к опоре, слегка придерживаясь руками (от барьера к столу, от стола к дивану и пр.). Поэтому на полу, где теперь малыш бодрствует, должны быть устойчивые предметы (крупная мебель), держась за которые он 'мог бы вставать и переступать.

В период от 6-7 до 9-10 месяцев ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, что существенно меняет все его поведение, влияет на развитие действий, движений, активной речи. К 7 месяцам по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли, а в 8 месяцев - по слову взрослого может показать несколько предметов, выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает ручками («ладушки»), на слова «до свидания» машет ручкой.

К 9 месяцам маленький  ребенок понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, знает свое имя, дает игрушку,  находящуюся  у  него  в  руках,  понимает  слова,  связанные  с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого необходимые движения  и  действия   («садись»,  «пей»,  «дай  ручку»).   Так речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка. Важным в развитии ребенка на этом возрастном этапе является приобретение им  умения  в лепете  и действиях с  предметами подражать взрослому.  Без этого умения невозможно дальнейшее развитие малыша, его обучение и воспитание. К 7 месяцам он повторяет отдельные слоги — лепечет. У каждого ребенка есть «свои» два-три  слога,  которые  он  произносит  многократно  и   в  разных сочетаниях. В 8 месяцев он повторяет их за взрослыми, а в 9— 10 месяцев, повторяя за взрослым, произносит уже новые слоги, новые сочетания гласных и нёбных или губных согласных звуков, которые  до  сих   пор   не   произносил.   Благодаря   этому   звуковой состав лепета расширяется. Теперь свои движения, действия, общение со взрослыми и детьми малыш сопровождает лепетом. Однако иногда,   в   период  овладения   новыми   движениями   и   увеличения двигательной активности, возникают так называемые конкурентные отношения между развитием движений и лепетом. Лепет как новое и еще не прочное умение угасает,  если  взрослые  не создают  специальных  условий  для  его  развития   (не  вызывают  подражания слогам, не перекликаются с ребенком). Он может не развиться у детей с пониженным слухом или с его отсутствием, с каким-либо не выявляемым ранее дефектом артикуляционного аппарата, рече-двигательного анализатора.

На основе движений руки, сформировавшихся в первом полугодии, с 6—7 месяцев начинают развиваться действия с предметами. Вначале это повторные действия, производимые одинаково со всеми предметами, независимо от их свойств (рассматривает, постукивает, нажимает, бросает, размахивает и пр.). Его занятия с игрушками становятся более длительными и разнообразными. К 8—9 месяцам малыш использует каждую игрушку по-разному, в зависимости от ее свойств. Эти действия подсказываются самими предметами, являются результатом накопленного личного опыта ребенка и носят вначале случайный характер. Затем, под влиянием специального обучения, развивается самоподражание (повторно толкает мяч, вынимает игрушку из ящика, открывает крышку, нажимает на клавишу и пр.) и, наконец, подражает взрослому. К 9 месяцам, подражая взрослому, он выполняет сначала знакомые, а затем и новые действия: закрывает крышку, вкладывает в коробку игрушку, собирает игрушку и пр. По мере раз вития понимания речи начинает выполнять действия по речевой инструкции, воспроизводя то, чему его научили раньше. В 9 месяцев ребенок подражает плясовым и игровым движениям взрослого, постепенно связывая их с определенной мелодией и словами.

В возрасте от 9-10 месяцев до 1 года ребенок спит днем 2 раза по 2,5-2 часа, его бодрствование  увеличивается от 2,5 до 3,5 часа. Интервалы между кормлениями колеблются от 3—3,5 до 4,5 часа, так как в каждое кормление малыш теперь получает разную пищу по количеству, консистенции и составу. К концу года многие дети уже не получают пятое, ночное кормление. Меняется последовательность режимных процессов. До 9 месяцев ребенок сначала спал, потом ел и затем бодрствовал. В последней четверти года количество периодов дневного сна уменьшается, увеличивается длительность бодрствования, поэтому некоторые кормления теперь могут быть в конце бодрствования или по истечении незначительного времени после сна. Так, завтрак должен быть не позже, чем через 30 минут или одного часа после пробуждения ребенка, но и не сразу после ночного сна. Проснувшись, малыш должен сориентироваться в окружающем. Необходимо провести ряд гигиенических процедур и только после этого кормить его. Обедает ребенок сразу после первого дневного сна, а полдник у него может быть перед вторым дневным сном или после него. Время проведения ужина зависит от того, когда был полдник. Но не следует допускать длительного голодного бодрствования малыша; кормить его надо примерно за 1 час или 40 минут до начала ночного сна.

Увеличивается активность ребенка в процессе кормления. К году он уже умеет сам пить из чашки: берет ее двумя руками, пьет, ставит на стол и т. д. При одевании, раздевании, умывании малыш с готовностью  протягивает руки, подставляет лицо. Он спокойно сидит на горшке. Все его поведение в режимных процессах регулируется словом взрослого.

В этом возрасте важно совершенствовать все, чем  овладевает ребенок, особенно движения. К концу первого года жизни  малыш активно двигается. Он все еще много ползает, но чаще ходит, держась за опору, переходит от опоры к опоре, ходит с поддержкой сначала за обе руки, а "потом за одну. Он может идти по ступенькам вверх и вниз, держась за перила (с 10 месяцев). После 10-11 месяцев малыш может ходить без поддержки и помощи взрослого в разных направлениях, не присаживаясь.

Для развития движений бодрствование ребенка организуют на полу, там должны быть крупные  предметы, держась за которые он мог бы вставать, переступать, ходить. Должны быть игрушки, побуждающие ребенка  двигаться (мяч, машина, тележка), крупные игрушки (мишка или собака, кукла), а также место, позволяющее малышу отдохнуть сидя: очень низкий стул или табуретка, ящик, диванная подушка, валик и др. Важно правильно и удобно одевать ребенка.

Для овладения  ребенком самостоятельной ходьбой  необходимы такие предпосылки развития, как умение стоять, опираясь на полные ступни ног, умение ходить с опорой вперед, опускаясь на всю ступню, понимание словесных инструкций взрослого, ориентировка в пространстве. Не рекомендуется раннее стимулирование ходьбы, когда еще не сформировались все ее предпосылки. Важно также предупредить задержку в овладении ходьбой, которая может быть вызвана неблагоприятными условиями (отсутствием места для движений, неправильными воспитательными и обучающими воздействиями).

Много нового приобретает ребенок в развитии понимания речи. К 10 месяцам он по просьбе взрослого находит и. приносит знакомую игрушку, если она в поле его зрения, в 11 месяцев находит названную игрушку среди многих других, а к 12— по просьбе взрослого показывает несколько однородных предметов, если они внешне незначительно отличаются (пуговицы на платье у матери и на своей рубашке, мячи разных размеров и цвета и т.д.).

К концу года некоторые слова в речи взрослого  начинают приобретать для ребенка  обобщенный характер. Он понимает слово нельзя, если оно произносится в соответствии с ситуацией. Становится возможным воздействовать через речь на его поведение. Увеличивается количество понимаемых им слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий с предметами, действий, связанных с режимными процессами (пей, ложись, ешь и пр.), движений, имена взрослых и детей, части тела, лица. Малыш может выполнять простые поручения взрослого, адекватно реагировать на слова можно, хорошо, плохо.

Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на все развитие ребенка. Формируется активная речь; в период от 9—10 до 12 месяцев ребенок овладевает первыми словами. Первые слова появляются на основе развития понимания речи, способности лепетать и подражать. Слоги, вошедшие в лепет ребенка, в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: баба, папа, мама, дай, на, бах, ав и др. Любой звук, слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша - слово. Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу (это определяется взрослым). К концу года ребенок произносит около 10 простых, облегченных («лепетных») слов, которые несут смысловую нагрузку. Количество произносимых слов значительно меньше понимаемых им. В этот период ребенок еще много лепечет, лепетом сопровождает действия, движения. А словами он пользуется редко - при необходимости обратить на себя внимание, получить желаемое, выразить неудовольствие или радость, увидев что-то неожиданно, заинтересовавшись чем-либо. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить для него средством общения со взрослыми и детьми.

Под влиянием понимания  речи усложняются действия с предметами. В 10-12 месяцев ребенок по показу и слову взрослого учится выполнять действия, которые становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер; он выполняет действия направленные на получение результата: закрыть, открыть, вложить, вынуть, снять, одеть; накладывает кирпичик на кирпичик, снижает и одевает кольца, катает по желобу шары. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом. Малыш учится переносить освоенные действия со знакомым предметом на незнакомый (открывает и закрывает все крышки, вкладывает в отверстия втулки, грибочки, кегли, катает мячи и шары, накладывает друг на друга кирпичики, кубики и пр.). Теперь для занятий ему нужно большее количество игрушек, предметов. Его действия становятся настойчивыми, он стремится к достижению цели, радуется полученному результату. Развивается подражание взрослому в действиях с сюжетными игрушками. При виде игрушки по просьбе взрослого малыш воспроизводит то, чему его научили: катает машину, водит куклу, кормит ее, баюкает, кормит мишку, собачку, т. е. учится выполнять несложные действия с сюжетными игрушками. У него развиваются предпосылки игровой деятельности.

С развитием  действий с предметами обогащается  личный опыт ребенка новыми впечатлениями, совершенствуется зрительное, слуховое, тактильное восприятие. К концу года ребенок уже может отличить по просьбе взрослого кубик от кирпичика, узнать на фотографии маму, папу, дедушку и других, близких ему людей.

Значительно усложняется  характер общения ребенка с окружающими его взрослыми. К концу года он весело реагирует на заигрывание, появляются уже сложные эмоциональные переживания — радость при достижении желаемого, жалость, ревность, обида, радость при виде нарядного платья и др. В этом возрасте у ребенка преобладает положительно-эмоциональное отношение к окружающим взрослым людям. Уже в этот период проявляются формы положительного общения с другими детьми: они играют рядом, одной игрушкой, догоняют друг друга, прячутся, ищут, радуются. У него.пробуждается интерес и доброжелательное отношение к животным, птицам, рыбам, растениям.

К концу первого года жизни малыш эмоционально реагирует на музыку, пение, прислушивается к звучанию разных инструментов. Понимая слова песни, выполняет в такт движения, действия; начинает подражать интонации песни и подговаривать звуки и слоги.

Итак, к году ребенок самостоятельно ходит, начинает понимать речь взрослого, произносит несколько  слов, длительно и разнообразно действует с игрушками, воспроизводя то, чему его научили, активен при приеме пищи, положительно относится к гигиеническим процедурам, ориентируется в знакомой окружающей обстановке, проявляя интерес, активно действует с предметами, ищет общения со взрослыми и детьми, радуясь им. Так создаются предпосылки развития более сложных умений на втором году жизни.

  1. Особенности воспитания и развития детей 2-о года жизни.

Второй  год жизни характеризуется тремя  основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с  предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

К концу  года формируется сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши  усваивают некоторые правила  поведения, охотно выполняют поручения  взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети  становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени  для игр.

Появляются  простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются  элементы совместной деятельности.

Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I.

Режимные  процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально  использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей  этого возраста характерны яркая  эмоциональность. непосредствеиность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"