Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание

Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.

Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.

2. Рассмотреть педагогические условия работы по эстетическому развитию дошкольников.

3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.

4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.

Работа состоит из  1 файл

ВКР Орлова А.442.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет  решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. А это так актуально для детей  которые с раннего детства привыкают видеть мир, порой, в «перевернутом изображении», искаженным, не таким ярким, красочным, каким является на самом деле. Через театрализованную деятельность возможно открытие прекрасного, которое окружает ребенка. 

ЦЕЛЬ: развитие артистических способностей детей  способности передавать свои эмоции,   взаимоотношения, взаимодействия с другими детьми. Развитие памяти, мышления, воображения, восприятие. Привитие норм культуры поведения в коллективе сверстников.

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ:

•         последовательное знакомство детей с видами театра;

•         поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

•         совершенствование артистических навыков детей;

•         раскрепощение ребенка

•         работа над речью, интонациями;

•         коллективные действия, взаимодействия;

•         пробуждение    в   детях    способности   живо    представлять    себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.  

ПРИНЦИПЫ:

•         импровизация,

•         гуманность,

•         систематизация знаний,

•         учет индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка. 

Начиная со второй младшей группы мы начинаем знакомить детей с театральной куклой - бибабо и театрализованными играми. Со второго полугодия мы начинаем знакомство с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используем этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививаем навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В средней группе кукольный спектакль мы объединяем с театрализованной игрой. Мы заметили, что неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т.к. его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Дети, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

Названные игры дают детям возможность применить  полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности.

Из многообразия средств выразительности наиболее целесообразными, для наших детей являются:

•         во второй младшей группе формирование простейших образно-выразительных умений (например, имитация характерных движений сказочных животных);

•         в средней группе обучение элементам образных выразительных средств (интонация, мимика и пантомима);

•         в старшей группе совершенствование образных исполнительских умений;

•         в подготовительной к школе группе развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий под музыку. 

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

•         просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

•         игры-драматизации;

•         упражнения для социально-эмоционального развития детей;

•         коррекционно - развивающие игры;

•         упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

•         задания для развития речевой интонационной выразительности;

•         игры-превращения    («учись   владеть    своим   телом»),    образные упражнения;

•         упражнения на развитие детской пластики;

•         ритмические минутки (логоритмика);

•         пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

•         упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

•         театральные этюды;

•         отдельные упражнения по этике во время драматизации;

•         подготовка (репетиции) и разыгрывания разнообразных сказок и инсценировок;

•         знакомство не только с текстом сказки, но и со средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит) и т.д.

Для того чтобы  влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого фиксируются результаты:

•         диагностика (октябрь - апрель);

•         постановка кукольных спектаклей;

•         драматизация сказок;

•         проведение праздников (в течение года).

Система артикуляционных  упражнений. Артикуляционная  гимнастика

Цель артикуляционной  гимнастики – выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.  Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.

Зачем нужна  артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных  упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция  – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков  Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.  

Советы родителям. Как проводить артикуляционную  гимнастику?

1. Артикуляционная  гимнастика обязательно должна  проводиться систематично, в противном  случае новый навык не закрепиться.  Желательно заниматься 2 раза в  день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).

2. В процессе  выполнения необходимо следить  за качеством выполнения движений, снижение качества – признак  переутомления, лучше этого не  допускать.

3. Артикуляционные  упражнения необходимо выполнять  перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

4. В начале  занятий упражнения нужно выполнять  в медленном темпе.

5. Прежде чем  начать занятия, лучше познакомить  ребенка с названиями артикуляционных  органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

6. Все упражнения  должны выполняться точно и  плавно, иначе артикуляционная гимнастика  не имеет смысла.

7. Важно сформировать  у ребенка мотивацию к занятиям артикуляционной гимнастикой, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать. Например, рассказать ребенку, что герой любимого мультфильма только  покажет ребенку новую серию только в том случае, если ребенок выполнит упражнения. Если у ребенка долго не получалось выполнить то или иное упражнение и вот, наконец, получилось, можно купить торт и отпраздновать это событие.

Упражнения для  мышц мягкого неба и глотки.

Позевывание.

Глотание капелек  воды, слюны. Можно набирать сладкую  воду в пипетку и капать ребенку  на мягкое небо, стимулируя глотание.

Полоскание горла.

Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

Покашливание.

В наиболее трудных  случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки. 

Упражнения для  нижней челюсти.

Открывание и  раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам  взрослого.

Жевательные движения.

Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для  щек.

Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.

Перегонка воды из одной щеки в другую.

Втягивание щек  в ротовую полость между зубами.

Упражнения для  губ.

Улыбнуться, не обнажая зубы.

«Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние  и нижние зубы.

«Волчонок», выполнить  упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.

«Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

«Окошко». Выполнить  «трубочку» и приоткрыть рот.

«Прячем губки». Втянуть губы к зубам.

Вибрация губ (фырканье лошади).

«Трубач». Из положения  «трубочка» - движения губ влево-вправо.

Чмоканье.

Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.

Выплевывание  губами семечек, риса, гороха.

Упражнения для  укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной  складки («уздечки»).

«Лопатка». Широкий  язык спокойно лежит на нижней губе.

«Часики». Отведение  кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Покусывание языка  зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его  втягивая.

«Качели». Рот  широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

Сплевывание с  кончика языка риса, гороха, семечек.

Слизывание капель сладкой воды кончиком  языка с вогнутой поверхности ложек.

«Расческа». Почесывание  языка о верхние зубы.

Пересчитывание  зубов, упираясь кончиком языка в  каждый.

Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.

«Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней  и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

Вылизывание тарелок  всей поверхностью языка.

«Иголочка». Суживание  и заострение языка – тянемся  языком к зеркалу.  

«Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается  только язык.

«Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

«Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть  в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

«Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д».

Упражнения для  активизации мышц шеи, гортани 

(выполняются  с закрытым ртом).

Опускание головы вниз.

Запрокидывание  головы назад.

Поворот головы вправо-влево.

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности