Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание

Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.

Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.

2. Рассмотреть педагогические условия работы по эстетическому развитию дошкольников.

3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.

4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.

Работа состоит из  1 файл

ВКР Орлова А.442.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

В праздники на улицах В руках у детворы Горят, переливаются Воздушные шары.

Разные-разные,

Голубые,

Красные,

Желтые, Зеленые 

По А. Барто и П. Барто

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР ИГРУШЕК

Цель. Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному участию в игре. Воспитывать желание всегда быть чистым.

Персонажи. Ведущий, девочка чумазая.

Материал. Большая кукла из моющегося материала, предметы для туалета: ванночка или таз с теплой водой, мыло, губка, полотенце, чистое белье, одежда.

Ход игры. Принесите куклу-замарашку, усадите ее перед детьми. Сами сядьте среди них. Посмотрите на куклу и удивитесь, до чего же она грязная. Постарайтесь вызвать у ребят отрицательное отношение к неряхе. При первом проведении игры исполняйте все роли сами.

Ведущий. Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? Черные ладошки; на локтях — дорожки. Девочка чумазая.   Я на солнышке лежала руки кверху держала.Вот они и загорели.

Впору засмеяться вместе с детьми над наивной ложью замарашки. Но ведущий продолжает спрашивать девочку.

Ведущий. Ах ты, девочка чумазая,

где ты носик так измазала? Кончик носа черный, будто закопченный.

Девочка чумазая.   Я на солнышке

лежала, нос кверху держала. Вот он и загорел.

Ведущий показывает детям, как девочка нос держала, и заразительно смеется, так, чтобы дети засмеялись тоже. Продолжает вместе с ними разглядывать неряху.

Ведущий. Ах ты, девочка чумазая, ноги в полосы измазала, не девочка, а зебра, ноги — как у негра.

Все смотрят на нее с улыбкой, но осуждающе.

Девочка чумазая.   Я на солнышке

лежала, пятки кверху держала.

Вот они и загорели.

Все смеются.

Ведущий (покачивая головой). Ну-ка, дайте мыло, мы ее ототрем.

Ой ли, так ли? Так ли дело было? Отмоем все до капли. Ну-ка, дайте мыло!

Кто-либо из детей подает мыло. Ведущий намыливает мочалку и моет куклу.

Ведущий. Громко девочка кричала,

как увидела мочалу,

царапалась, как кошка... Девочка чумазая.   Не трогайте

ладошки!

Они не будут белые: они же загорелые! Ведущий (показывает детям куклу). А ладошки-то отмылись.

(Продолжает мыть девочку, привлекая детей к этим действиям.)

Оттирали губкой нос — разобиделась до слез... Девочка чумазая.   Ой, мой бедный носик.Он мыла не выносит! Он не будет белый: Он же загорелый!

Ведущий. Ну-ка дети, посмотрим: а нос тоже отмылся! (Моет кукле ноги с кем-нибудь из детей.) Отмывали полосы — кричала громким голосом...

Девочка чумазая.   Ой, боюсь щекотки!

Уберите щетки!

Не будут пятки белые,

они же загорелые!

Все смеются. Ведущий показывает детям, что пятки тоже отмылись. Поднимает куклу, вытирает ее вместе с ребенком полотенцем.

Все. Вот теперь ты белая, Ничуть не загорелая. Все это была грязь.

Ведущий вместе с детьми одевает куклу и дает им поиграть.

В повторной игре предложите детям говорить за куклу, мыть ее — сначала с вашей помощью, а потом и самостоятельно. Постепенно ребята, запомнив слова, ведут диалог сами. Вы же становитесь режиссером.

Чтобы интерес к игре не угасал, введите новые персонажи — игрушки (кот, утенок, пес и др.), которые будут выражать удивление замарашке и осуждать ее наивные попытки провести малышей.

Во время умывания детей кукла — всегда чистая, опрятная — может интересоваться, хорошо ли ребята умылись, насухо ли вытерлись. Можно использовать при этом некоторые строфы стихотворения. 

По мотивам украинской народной сказки

ТЕАТР ИГРУШЕК ИЛИ КАРТИНОК НА СТОЛЕ

Цель. Учить детей активно участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей. Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно.

Персонажи.  Ведущий, дед,  мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь, собачка.

Подготовка к игре. Просмотр диафильма «Теремок»  (художник Е. Черкасов).

Для театра игрушек персонажи подберите из готовых игрушек, дополните их самоделками из природного материала, изготовленными в присутствии детей. Плоскостные персонажи наклейте на соответствующие им силуэты из плотного картона, пластика или фанеры с обеих сторон.

Оформить деда можно по-разному: бороду сделайте из пакли, I синтетических волокон или из веревок, полосок мягкой бумаги, прикрепив их к узкой резинке. Шапка и накладной нос довершат характеристику образа. На руках деда — красочные, яркие рукавицы с украинской вышивкой, ту, которую он обронит, сделайте такого размера, чтобы в ней могли поместиться все зверята. Для этого можно использовать мешочек, закруглив в нем углы и прикрепив «палец». Продетые в запястье рукавички тесемки помогут придать ей соответствующую форму, если вы слегка стянете ими мешочек.

Плоскостные персонажи можно помещать за рукавичкой, из-за которой они будут выглядывать, когда наступит их черед отозваться. Собачка должна быть крупнее остальных зверей, чтобы она как бы в самом деле бежала за дедом по лесу.

Местом разыгрывания действия могут служить 2—3 сдвинутых стола. На них расположите несложную декорацию, изображающую осенний лес: столы накройте оранжево-зеленой тканью, по углам прикрепите деревья и кусты в ярком осеннем уборе.

Материал. Головной убор или элементы украинского народного костюма для ведущего; игрушки.

Ход игры. Для первого раза привлеките к игре своего помощника. Он' исполнит роль деда. Роль ведущего возьмите на себя. Исполнителями ролей животных будут дети, которые могут выразительно изображать персонажи.

Дети-зрители размещаются широким кругом вокруг импровизированной сцены, а «артисты» с персонажами в руках располагаются в «лесу» (в разных местах комнаты). Дед и его собачка (ею может быть и ребенок) находятся за дверью. Предварительно договоритесь, что персонажи будут появляться на «сцене» и действовать только тогда, когда их назовет ведущий. Итак, игра начинается.

Ведущий (показывает руку, на которой надета варежка, читает стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?»).

Маша варежку надела. Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла. — Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь — и найдешь. Здравствуй, пальчик! Как живешь?

Какой теплый домик для пальчиков! Покажите, сколько их у вас? Как много, и все помещаются в маленькую варежку. А если пальчик, как у Маши, заблудится, все равно окажется в варежке" с остальными пальчиками-друзьями. Дети, на что мы надеваем варежку? Правильно, на руку. Поэтому ее еще можно назвать «рукавичка». Так называют варежку дети на Украине. Они-то и прислали нам свою украинскую народную сказку «Рукавичка». Эта сказка очень похожа на русскую народную сказку «Теремок». Помните ее? А сегодня мы познакомимся с подарком украинских детей — сказкой «Рукавичка».

Шел дед лесом. А за ним бежала собачка.

Появляется дед, идет не спеша, осматривает деревья, снимает варежки, одну нечаянно теряет. Собачка весело ластится к детям. Дети стараются ее погладить, приглашают в гости. Дед подзывает собачку и уходит.

Ведущий. Дети, посмотрите-ка, что это? (Поднимает варежку.) Чья рукавичка? Твоя? Может быть, твоя? Нет? Так чья же?

Дети. Наверное, дедушка потерял!

Ведущий. Верно, большая рукавичка! Замерзнут теперь у него руки, долго еще будет он осматривать деревья, чтобы узнать, как их надо лечить. Что же делать? Дети. Позвать дедушку! (Зовут.)

Дед не откликается, тогда они зовут громче.

Ведущий. Наверное, далеко ушел дедушка, не слышит. Что ж, положим рукавичку на видном месте. (Оставляет на сцене-столе.) Если вспомнит дедушка, вернется и сразу найдет пропажу. Как тихо в лесу. Чу! Кто-то тут близко... листва шуршит... Да это мышка бежит! (Жестом показывает на мышку.)

Мышка обнюхивает рукавичку, попискивает.

Ведущий. Что, понравилась рукавичка? Мышка. Да, тут я буду жить.

Ведущий. Вот умница, спряталась от холода. Разрешим ей жить в рукавичке, дети?

Мышка с согласия детей залезает в рукавичку и выглядывает.

Ведущий. Дети, а это кто шлепает брюхом по земле? (Подает сигнал для выхода лягушки.) Дети. Это лягушка прыгает.

Ведущий. Спросим вместе с лягушкой: кто в рукавичке сидит?

Все вместе. Кто-кто в рукавичке живет?

Мышка. Я мышка-поскребушка, а ты кто?

Лягушка. Я лягушка-квакушка, ква-ква-ква.

Ведущий. Попросись к мышке!

Лягушка. Пусти, мышка, меня в домик.

Мышка. Иди! (Обе весело выглядывают из рукавички.)

Ведущий. Сколько их стало?

Дети. Двое!

Ведущий. Вдвоем веселее, правда? А теперь чьи прыжки в лесу слышны?

Дети. Да это зайчик бежит!

Ведущий. Тоже увидел рукавичку и спрашивает... Зайчик. Кто-кто в рукавичке?

Ведущий. Что вы притаились, зверята? Отзовитесь! Мышка. Я — мышка-поскребушка.

Лягушка. Я — лягушка-квакушка. А ты кто? Заяц. А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня.

Ведущий побуждает побуждает зверят и детей сказать: «Иди!»

Ведущий. Сколько их теперь стало? Дети. Трое!

Ведущий. Втроем еще веселее, чем вдвоем. А кто это так легонько бежит, следы хвостом заметает? Дети. Лисичка-сестричка бежит.

Ведущий. Заметила рукавичку, хитрая лиса!

Лиса. Кто-кто в этой рукавичке?

Зверята (выглядывают). Тут мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик. А ты кто?

Лиса. Я лисичка-сестричка. Пустите и меня! ' Ведущий. Пустим лиску? Не будешь зверят обижать? Лиса. Не буду, не буду.

Ведущий. Кто может сосчитать, сколько зверят в рукавичке? Вам не тесно? Зверята. Нет!

Ведущий. Почему зверят много, но им не тесно? Потому что они дружные, не мешают друг другу. А кто там еще бежит? (Вызывает волка.) Верно, дети, это волк, он тоже нашел рукавичку. Хочешь узнать, кто в рукавичке?

Волк. Кто-кто в рукавичке живет?

Мышка. Я — мышка-поскребушка.

Лягушка. Я — лягушка-квакушка.

Зайчик. Я — зайчик-побегайчик.

Лиса. Я — лисичка-сестричка. А ты кто?

Волк. Да я же волчок — серый бочок, р-р-р! Пустите и меня!

Ведущий. И в самом деле, бок серый, но рычит не сердито, а жалобно, а зубы острые. Дети, не обидит он наших друзей — зверят?

Волк дает обещание не обижать зверят.

Ведущий. Поверим ему. Уж больно он замерз, жаль его, пусть погреется.

Волк прячется в рукавичку.

Ведущий. Как вас много! Все вместе попробуем вас сосчитать: один, два, три, четыре, пять. А рукавичка-то как растянулась! То была маленькая, а теперь, дети... большая. Прислушайтесь, кто-то тяжелый бежит, да как хрюкает! Верно, тоже хочет на зиму дом найти.

Кабан. Хро-хро-хро. Кто-кто в этой рукавичке? Зверята. (по  очереди).   Мышка-поскребушка,  лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок. А ты кто?

Кабан. Я кабан-клыкан, хро-хро-хро. Пятачком землю рою, вкусные корешки отыскиваю, всех прокормлю.

Ведущий. Это к зиме неплохо. Да как ты сюда влезешь? Поместится он? Дети, спросите зверят. Зверята. Иди, потеснимся.

Ведущий. Много их. В тесноте, но не в обиде. Посмотрите, все веселые, никто не жалуется! Прислушайтесь: трещат кусты, тяжело ступает да ревет кто-то. Что делать? Кто в лесу, каждый к рукавичке спешит.

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности