Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание

Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.

Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.

2. Рассмотреть педагогические условия работы по эстетическому развитию дошкольников.

3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.

4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.

Работа состоит из  1 файл

ВКР Орлова А.442.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

Наклоны головы вправо-влево.

Руки в «замке»  на затылке, отклонение головы назад  с сопротивлением рук.

Сжатые в кулак  кисти подпирают подбородок, наклоны  головы вперед с сопротивлением рук.

 Упражнения  для развития речевой интонационной  выразительности.

Педагог: Ребята, я приглашаю вас в лес. А  чтобы попасть туда, нужно произнести следующую волшебную чистоговорку.

Дети:

ЕС-ЕС-ЕС – мы идем в лес.

Су-су-су – тихо осенью в лесу.

ЕС-ЕС-ЕС – опустел  осенний лес.

Су-су-су – грибы  берем в лесу.

ЕС-ЕС-ЕС – листву роняет лес.

Стве-стве-стве – грибы спрятались в траве.

Логоритмическое упражнение под музыку «Грибы» (Т. Попатенко, М. Пляцковский «Грибы»).

Педагог: А теперь возьмем корзинки с лукошками и пойдем собирать грибы.

Дети:

Мы идем дорожками

Узкими тропинками.

Мы идем с  лукошками,

Мы идем с  корзинками

Золотым осенним  днем 

За грибами  в лес идем.

Крепкий подберезовик

Вырос под березою.

Красный подосиновик

Вылез под осиною.

Золотым осенним днем

Мы грибы в  лесу берем.

С полными лукошками,

С полными корзинами.

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками.

Золотым осенним  днем

Мы грибы домой  несем.

Пальчиковая гимнастика «Много мы грибов набрали».

Дети:

Много мы грибов набрали,

А потом пересчитали:

1 – лисичка,

2 – свинушка,

3 – опята,

4 – чернушка,

5 – пузатый  боровик,

6 - малышка моховик,

7 – как шляпа,  черный груздь,

8 – я назад  вернусь.

Подберезовик  хорош, 

Подосиновик пригож.

А 10 будет белый  –

Всей корзины  нашей гвоздь.

Вы внимательно  искали.

Много мы грибов набрали.

А теперь назад  пойдем

И корзины унесем.

Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.

(Дети одевают  шапочки-маски.)

Педагог: Ребята, отгадайте загадки о лесных жителях и изобразите их повадки.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие  точки

Строят дом  себе на кочке 

(Муравьи)

Маленький мальчишка

В сером ярмячишке

По дворам шныряет

Крохи собирает.

(Воробей)

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.

(Мышка)

Когда дождик капает,

Она в болоте квакает.

Кто это квакушка?

Зеленая…. 

(Лягушка).

Шевелились у  цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его  хотел,

Он вспорхнул  и улетел.

(Бабочка)

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится.

(Заяц)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пушистый хвост – краса

Кто это?

(Лиса)

Землю пробуравил, 

Корешок оставил, 

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

(Гриб) 

Театральные этюды. Игра «Доскажи и покажи».

Педагог: Ребята, закончи предложение и покажи это эмоциями, мимикой и жестами.

Муравей: Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). Добежал муравей до грибочка и… (спрятался).

Бабочка: Ползет к грибу мокрая… (бабочка).

Мышка: Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем… (льет).

Воробей: Мимо гриба воробей скачет и… (плачет).

Заяц: - Спрячьте, - кричит, спасите, за мной лиса… (гонится)!

Лиса: - Зайца не видали?

Лягушка: - Эх, вы! А гриб то… (вырос)! 

Перспективный план работы по эстетическому  воспитанию в процессе театрализации.

Задачи  театрального  воспитания   детей   требуют тщательного   планирования  и  учета   всей   работы, чтобы установить связь между видами театральной деятельности и формами ее организации, обеспечить последовательность и успешность развития каждого ребенка. 

 «Программа воспитания и обучения в детском саду» включает объем практических умений и знаний, учебный материал, распределенный по кварталам. 

Содержание театрально-игрового воспитания имеет некоторые особенности  на каждом отрезке времени года. 

Первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) начинает учебный  год. Комплектуются возрастные группы, в детские сады поступают новые дети, ребята переходят из одной группы в другую, их степень подготовленности различна. В связи с этим ставятся определенные задачи. 

Прежде всего  необходимо организовать детский коллектив, обращая особое внимание на культуру поведения, собранность, сосредоточенность ребят на  занятиях, чтобы достичь успешного выполнения учебных заданий.  Педагог наблюдает за уровнем творческого развития каждого ребенка, намечает путь его дальнейшего развития. Проверка проводится на занятиях и в свободное от занятий время.  Затем в каждой возрастной группе определяются задачи воспитания во всех видах театральной деятельности. Второй квартал(декабрь, январь,   февраль)   характеризуется что работа в группах уже налажена,  педагог знает детский коллектив  возможности каждого ребенка.В процессе занятий совершенствуются детские умения,развиваются актерские способности.

Учитывая интересы и особенности театрального развития каждого дошкольника, педагог во время занятий помогает тем, кто затрудняется в исполнении, движении, подготавливает отдельные (индивидуальные, небольшие группы) выступления к новогоднему празднику, Дню защитника отечества, музыкально- двигательный репертуар, тематикой зимних развлечений, веселых елочных инсценировок. 

Составляя перспективный  план, педагог проявляет свою творческую активность, учитывая конкретные условия  детского сада, тот или иной период планирования, применяет разнообразные  формы записи.  
Третий квартал (март, апрель, май) завершает учебный год. В общественной жизни детского сада отмечаются значительные события: Международный женский день,1 Мая, Праздник Победы. 

В процессе занятий  проверяются и закрепляются результаты обучения, так как программные  требования освоены, репертуар выучен. 

Дети приобрели определенный опыт в пределах возрастных возможностей, они способны к большой самостоятельности, творческой активности, применению своих знаний в самостоятельной деятельности.  Уровень развития проверяется в двух направлениях: у всей группы детей одновременно и у каждого ребенка в отдельности. 

Четвертый квартал (июнь, июль, август) — оздоровительный период. Преимущественно повторяется и углубляется пройденный материал. Занятия главным образом проводятся на свежем воздухе в игровой, развлекательной форме. Количество занятий сокращается, меняется их характер: больше включаются игр.

Виды планирования

Существуют два  вида плана: перспективный, рассчитанный на 1—2 месяца, и календарный (ежедневный), рассчитанный на 1—2 недели.  Театральное воспитание и развитие имеет разнообразные формы: занятия, развлечения, праздники, самостоятельная деятельность, использование музыки в повседневной жизни. Соответственно музыкальная деятельность детей приобретает характер учебный, творчески самостоятельный, празднично-развлекательный. Вот почему в планировании необходимо предусмотреть эти своеобразные направления. Некоторые формы театральной деятельности планируются систематически, другие (самостоятельная деятельность) носят эпизодический характер. 

Перспективный план продумывается и составляется воспитателем или музыкальным работником с учетом воспитательных задач. Педагогам возрастных групп необходимо знать содержание плана. 

Так же следует  планировать и другие виды деятельности. Познакомимся с планированием различных  форм театральной деятельности вне занятий.

Таблица 

Примерная схема  перспективного плана различных  форм театральной деятельности

N  
п/п
Формы театральной  деятельности Театрально-воспитательная работа Репертуар и  пособия
Праздники  Тематика  праздников и основные задачи воспитания Перечень репертуара  по ходу сценария праздника
Развлечения Тематика,    задачи    и формы проведения развлечений Репертуар,     театральные персонажи,  художественное  
оформление, музыкальное оформление
Самостоятельная деятельность Наблюдения, индивидуальный подход к детям с целью совершенствования  их деятельности Перечень и  порядок внесения 
  дидактических пособий,   инструментов, игрушек, масок,костюмов…
4    
 
Театр в повседнев- ной жизни    
 
Использование      театральной игры на утренней гимнастике ,прогулке, свободной игре, в общении со сверстниками. Включение театральной деятельности,другие занятия, прогулку, игры и т. д. Репертуар    (специально подобранные игры) использование   грам- записи, магнитофона . Репертуар,интегрированные занятия.
 

В начале учебного года  был составлен план работы по определенным темам: “Книги - наши друзья”, “Волшебница Осень”, “Весна”, “В гостях у сказки”. Запланировали показ сказки “По щучьему велению. Занятия  проводились с детьми младшей группы 15-20мин.,в средней группе 20-25 мин.,в старшей  и  подготовительной группе 30-40мин.  Занятия проводились со всей группой. На первых занятиях говорили о театре, о том, как он возник, знакомились с Петрушкой Некоторые занятия и подготовка к спектаклям проводились с  музыкальным сопровождением. Занятия  всегда начинались с переклички. Дети по очереди выходили на сцену и называли свое имя и фамилию. Учились кланяться, вселяя уверенность в себе, учились не бояться говорить. Занятия строились на технике речи - чистоговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция.. Особую роль уделялась развитию у детей мимики и жестикуляции.. Проводились игры “Веселые превращения”, “Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери», “Игры с воображаемыми предметами” (с мячом, с куклой и др.).В ходе занятий применялось чтение художественной литературы, вместе с детьми сочиняли истории, играли в развивающие игры “Мое настроение ”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”, проигрывали мини-этюды, пантомимы, проводили конкурсы литературной викторины, которые вызывали у детей большой восторг. Использовали шапочки, костюмы, атрибуты, магнитофонные записи, а также привлекали родителей к изготовлению костюмов и декорации для спектаклей.

Знакомились с  произведениями детских писателей  К.И.Чуковского. С.Я.Маршака, А.Л.Барто. В театрализованной игре начали использовать русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова. После их прочтения проводилось обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляли характер героев и как можно его показать, проиграть. Проводились развивающие игры “Что ты слышишь за окном?”, “Передай позу”, “Летает - не летает”, “Растет - не растет”, “Живой телефон”, которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию. Применялись упражнения и этюды: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции “ГРУСТЬ”, “РАДОСТЬ”, “ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”, “СТРАХ”… Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Проводились игры на жестикуляцию “УХОДИ”, “СОГЛАСИЕ”, “ПРОСЬБА”, “ОТКАЗ”, “ПЛАЧ”, “ПРОЩАНИЕ”. А также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку” и на дыхание: “Эхо”. “Ветер”, на развитие фантазии “Продолжи сказку”.Большую роль уделялась работе над спектаклем. Сначала выбирали с детьми сказки, которые  хотели бы поставить. Распределяли роли по желанию детей. Дети с удовольствием заучивали роли в стихах. Затем шла работа  с текстом над отдельными эпизодами. В работе над ролью, старались, чтобы дети самостоятельно учились применять жесты и выражать мимикой характер и настроение героев. Потом подбирали с музыкальным руководителем сопровождение. Соединяли различные эпизоды сказки с сопровождением музыкального инструмента. Заключительный этапом подготовки спектакля был повторный показ и генеральная репетиция. Вместе с родителями изготовляли костюмы и декорации к постановкам. Были поставлены сказки  - это и “Колобок”, “Снежная королева”, По щучьему велению ”. И все, кто видел спектакли, это и сотрудники детского сада и особенно родители - давали им положительную оценку. По словам родителей, после занятий  их дети стали более эмоциональными, более раскрепощенными и выразительными. Показывали свои сказки детям младших групп, очень понравилось. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! Особый интерес проявляется, когда они сами играют свои роли и ждут новых репетиций.   

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности