Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 07:39, дипломная работа

Описание

Основная цель образования - воспитание человека - гуманиста, гражданина России, свободомыслящего, нравственного и физически здорового, способного критически воспринимать мир и себя, как неотъемлемую часть, способного конструктивно, природосообразно и культуросообразно действовать, исходя из пользы общества и собственных интересов.

Работа состоит из  1 файл

самооценка.doc

— 408.19 Кб (Скачать документ)

       Также будет использован метод наблюдения.

       Наблюдение - это целенаправленное, планомерное и системное восприятие воспитательных явлений и процессов. Направленно на раскрытие существенных взаимосвязей в наблюдаемой действительности.

       Таким образом, можно сказать, что на подготовительном этапе эксперимента была проработана психолого-педагогическая литература по теме исследования, разработана программа эксперимента, комплекс игровых занятий, подобран и обоснован диагностический инструментарий. 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Министерство общего и профессионального образования          Свердловской области

       Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

       «Камышловский  педагогический колледж» 
 
 

       ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

        Игра как средство формирования

       адекватной самооценки

       личности в младшем школьном возрасте.

       050711 - социальная педагогика 
 
 

                                                                                                 

                                                                                                     Исполнитель:

                                                                                                Коновалова Е.С.

                                                                                                студентка 51 "сп" гр.

                                                                                                 Руководитель:

                                                                                                 Семёнова Г.Н.,

                                                                                                 преподаватель

                                                                                                  психологических

                                                                                                  дисциплин.                                                                            
 

                                             2006 

       Заключение.

       В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

       Самооценка - это динамическое, постоянно развивающееся явление. Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств личности. Она относится к ядру личности и является ее регулятором, занимает важное место в структуре самосознания, где является основой эмоционально-оценочного компонента, который играет важную роль в деятельности человека и его развитии в целом.

       Изучением сущности самооценки занимались отечественные и зарубежные психологи. Например, Ананьев Б. Г. рассматривает самооценку как сторону самосознания. Божович Л. И. указывает на связь самооценки с направленностью личности. Липкина А. И. дает теоретическое и экспериментальное обоснование формирования самооценки школьников, в зависимости от познавательной деятельности. Хорни Д., Левин рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей социальной среде.

       В психологии выделяют несколько видов самооценки, которые по-разному влияют на развитие личности и ее трудовую деятельность. Наиболее распространенная классификация включает в себя адекватную самооценку и неадекватную (заниженную и завышенную). Адекватная самооценка оказывает положительное влияние на человека, он уверен в себе, правильно соотносит свои силы, возможности, что не мало важно в учебной деятельности. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, это говорит о том, что у него заниженная самооценка. В тех же случаях, когда человек переоценивает свои возможности, личные качества, характерной для него является завышенная самооценка. Как заниженная, так и завышенная самооценка очень затрудняют жизнь человека.

       Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающим, тех людей, которые в разных ситуациях - производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость с другими людьми очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

       Изучая особенности самооценки личности в младшем школьном возрасте, можно сказать, что она имеет свои особенности : является непостоянной, изменяющейся; подвергается влиянию оценочного действия учителя и родителей; зависит от оценки сверстников. В этом возрасте школьник понимает, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям.

       Самооценка личности в младшем школьном возрасте зависит от ряда факторов: от оценки учителя и родителей. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность школьника, ее возможности, ее место среди других. Ориентируясь на оценки учителя, ученики сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, среди слабых, старательных, нестарательных и т. д. Важную роль в формировании самооценки младшего школьника играет оценка родителей их взаимоотношения.

       Если они обсуждают с детьми общие проблемы, считаются с их мнением у них формируется адекватная самооценка. Родители, которых не интересует жизнь детей, их интересы, влияют на то, что у ребенка складывается заниженная самооценка. Если родители каждое действие ребенка восхваливают, возносят его на пьедестал почета, то у него формируется завышенная самооценка.

       Для того, чтобы ребенок не переоценивал себя, не был зазнайкой и не страдал от той неуверенности в себе, которая ограничивает проявления его духовных способностей, педагог в своей деятельности должен использовать различные средства, которые способствуют формированию адекватной самооценки. Одним из таких средств является игра.

       Изучением сущности игры занимались отечественные (Выготский Л. С., Эльконин Д. Б., Газман О. С., Шмаков С. А.) и зарубежные (К. Гросс, Януш Корчак, Э. Берн и др.) психологи и педагоги. Они дают множество определений игры, отражая все ее основные черты. Данные подходы объединяет то, что они раскрывают социальную природу игры, в ней ребенок приобретает социальный опыт. Игра выполняет множество различных функций, например, социокультурную, диагностическую, терапевтическую, коррекционную и т. д., это говорит об огромном значении игры в жизни людей.

       В психолого-педагогической литературе выделяется много классификаций игр. Наиболее полной является классификация Шмакова С. А., в которой раскрыто множество видов игр и их роль в развитии личности.

       Отечественные психологи и педагоги (Эльконин Д. Б., Выготский Л. С., Янковская М. Г.) считают, что игра имеет огромное значение в формировании адекватной самооценки личности. Она занимает в жизни школьника важное место, способствует изменению положения ребенка в коллективе, снятию напряжения, помогает справляться с переживаниями.

       В рамках исследования будет выдвинута гипотеза:

       Ролевые игры будут способствовать формированию адекватной самооценки личности младших школьников, если педагог:

  • в процессе игровой деятельности адекватно оценивает ее участников;
  • пользуется положительной публичной оценкой неуверенных в себе участников игровой деятельности;
  • дает содержательную оценку всем участникам игровой деятельности;
  • привлекает участников игр к взаимооценке и самооценке.

       Для подтверждения гипотезы в рамках преддипломной практики будет проведен формирующий эксперимент. На основе анализа и интерпретации результатов практической части исследования, можно будет сделать вывод о том, что представленные ролевые игры будут способствовать формированию адекватной самооценки для младших школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр