Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 07:39, дипломная работа

Описание

Основная цель образования - воспитание человека - гуманиста, гражданина России, свободомыслящего, нравственного и физически здорового, способного критически воспринимать мир и себя, как неотъемлемую часть, способного конструктивно, природосообразно и культуросообразно действовать, исходя из пользы общества и собственных интересов.

Работа состоит из  1 файл

самооценка.doc

— 408.19 Кб (Скачать документ)

       Таким образом, можно сказать, что изучением сущности игры занимались как отечественные (Выготский Л. С., Эльконин Д. Б., Шмаков С. А., Газман О. С. и другие), так и зарубежные (К. Гросс, Януш Корчак, Э. Берн и другие) психологи и педагоги. Изучая данные подходы, можно сказать, что они взаимодополняют друг друга и даёт более общее представление о сущности игры.

       Для нашего исследования наиболее интересным является подход Кумариной Г. Ф., так как она считает, что игра является эффективным средством в формировании адекватной самооценки личности.

       Изучая сущность игры, можно сказать, что она выполняет ряд функций. Функции игры её разнообразная полезность.

       В своей монографии «Игры учащихся - феномен культуры» Сталь Анатольевич Шмаков выделил основные функции игры:

       социокультурная - сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально- контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группы сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребёнка. Социокультурное назначение игры означает синтез усвоения ребёнком культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей ребёнку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива. Процесс социализации ребёнка в процессе игры не сводится лишь к непосредственному взаимодействию индивидов, а включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных.

       Игра своего рода эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное в людях, психологический склад народов, национальной традиции. Социокультурный смысл, к примеру, национальной игры в том, что она формирует навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые или индивидуальные действия, соревновательность и кооперацию, развивает схожие этнические характеры, стереотипы поведения в человеческих общностях. Игры помогают людям разных национальностей хранить наиболее привлекательные черты характера, хранить и развивать их.

       диагностическая: игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому что  индивид ведёт себя в игре на максимальности проявлений (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе особое «поле самовыражения».

       Игра убедительно раскрывает в детях истинно детское, личностное, свидетельствует о том, что дети могут быть неблагоразумны, шумливы, озорны, конфликтны, дерзки и т. п. Игровая деятельность представляет произвольное, обобщённое воспроизведение действительности и является неутилитарной по своему характеру, она для ребёнка привлекательна в силу удовлетворения желаемых, а не навязанных извне действий. Ребёнок сам в игре проверяет (самодиагностирует) свои силы, возможности в свободных действиях, само, выражаясь и само, утверждая себя. Для этого ему необходимо знать себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создаёт условия внутренней активности личности.

       Для педагогов и воспитателей игра - законный и наиболее удобный метод диагностики детей и потому, что игра - форма их поисково-экспериментального поведения. Известно, что игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии).

       «В каждой хорошей игре, - писал А.С. Макаренко, - есть прежде всего рабочие усилия и усилия мысли …. Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра … Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». В этом известном положении Макаренко прослеживается мысль об игре как методе диагностики ребёнка. Уже в играх наглядно видно, что берут дети от жизни, чего им недостаёт, над, чем следует потрудиться воспитателю.

       коммуникативная: игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам игра конкретна. Она вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Детям абсолютно необходима общая мечта, общее желание быть в месте, опыт коллективных переживаний.

       Любое игровое общество (кратковременное или договорённое) - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей. Дети  в игре сходятся быстро, и любой   её участник интегрирует опыт, полученный от других играющих. Вступая в игру коллектива (группы, команды), ребёнок берёт на себя ряд моральных обязательств перед партнёрами. Часть этих обязательств заложена в её правилах, часть находится вне её. Коммуникативное общение детей - важнейшая проблема педагогики. Но это общение включает в себя специфические нормы поведения: сыгранность, независимость, общность интересов и личностные пристрастия, взаимопонимание и способность самому принимать решения, уступки и эмоциональную контактность. Желание действовать сообща, быть равным среди сверстников рождает такую общность.

       Очевидно, общение следует рассматривать и как основной энергетический источник игры, питающий её эмоциональную сторону, как отметил О. С. Газман, «Энергия, направленная на поддержание игрового действия, может довольно быстро угасать или быть практически неиссякаемой в зависимости от состава, от характера межличностных отношений в игре, от того, соблюдается ли в ней только избираемое правило, но и этическая культура общения. (10) Игра заключает в себе извечное начало общности - диалектику общения, формы социальных связей, социальных ситуаций современности, совокупности. Общение, рождающееся в игре, обуславливает становление, развитие различных актов культуры. Игры формируют в ребенке и сохраняют у взрослого человека такие привлекательные черты, как обаяние, непосредственность, общительность. В игре каждый из участников может полностью использовать свой личный творческий потенциал.

         развлекательная: развлечь - означает, во-первых, доставить удовольствие, удовлетворить стремление индивида к каким-либо потребностям, опосредованно приобретённым индивидуальным опытом; развлечь - это, во-вторых, организовать проведение весёлого, приятного времени; в-третьих, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, завладеть чьими-то чувствами, мыслями, ввести индивида на занятие, которые способны захватить его целиком.

       Развлечение - это влечение к разному, разнообразному, это в конце концов разные интересы человека. Поскольку влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защиты механизмов, т. е. стабилизация личности, реализации уровней её притязаний. Игра - единственная деятельность, которая выводит ребёнка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально. В этом плане игра - стратегическое тонко организованное культурное пространство развлечений ребёнка, в котором он идёт от развлечения к развитию. Развлечение в игре - это поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящий на развлекательность.

         самореализации: это одна из основных функций игры. Реализация - осуществление какого-либо плана, намерения, исполнения желаний самим индивидом. Для ребёнка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане ребёнку важен сам процесс игры, а не её результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры - пространство самореализации. Игра - уникальный полигон человеческой практики. Поскольку моделируемая в игре практика, результаты разных игровых открытий переносятся на совершенствование дальнейшей практической деятельности, именно это обстоятельство становится важнейшим, если учесть саму функцию многих игр - постановка и решение различных проблем, в которых игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребёнка, с другой - выявить недостаточность опыта. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию для того, чтобы раскрыть возможные или уже имеющиеся проблемы у ребёнка и моделировать их снятие.

         игротерапевтическая: особую роль игра выполняет как средство терапии по отношению к больным детям и детям, имеющим неклинические отклонения в здоровье.

       В реабилитационной практике (лечебной и педагогической) проявляется игротерапия, способная «развернуть» сознание реципиента. Известный американский психотерапевт С. Р. Слевсон один из первых применяет игровую терапию в работе с детьми девиантного поведения, дающую серьёзные результаты. Слевсон разработал концепцию «абсолютной любви» и создавал игры на принципах «вседозволенности», «всепрощения», на чём, собственно и построены детские игры. Опираясь на вывод Э. Берна, который говорил, что интенсивнее всего играют люди, утратившие духовное равновесие.

       Игротерапевты используют игры для снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений, для ободрения ребёнка. Согласно идеям М. Лацаруса и Д. Патрика, которые считали, что игра не столько конпенсаторна сколько «уравновешивающая», патопсихологии и педагоги используют игры для восстановления равновесия сил для изучения здоровья детей. Лечение игрой - серьёзная перспектива лечебной педагогики и обычной педагогики, так как игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, в общении с окружающими, в учении.

       Дети сами прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, боязни, эмоционального напряжения. Игра стимулирует в ребёнке органы, ранее бездействующие, и тем самым восстанавливает равновесие его сил.

       Оценивая терапевтическое значение игровых сеансов, Д. Б. Эльконин говорил, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребёнок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которых игра ставит и как с взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества.

       Игротерапевтическая функция игры включает в себя релаксационную функцию, т. е. снятие или уменьшение эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему, к примеру, активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями и т. п. В настоящее время разработаны игровые психотерапевтические тренинги, игры. К игротерапевтической функции близко примыкает функция коррекционная.

         коррекционная: в ряду важнейших функций игры выступает и её психокоррекционная функция. Психологическая коррекция есть внесение положительных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида. В психологической литературе детские игры, игровые этюды и упражнения, игровые сценарии для импровизации детей носят следующие названия: игротерапия (С. А. Шмаков, Н. Я. Безбородова); психогимнастика (М. И. Чистякова); игровая психотерапия (Д. Морено, который обозначает данный метод как аутопсихотерапевтический). Названные методики представляют собой курсы, тренинги, специальные занятия, упражнения, программы игр, игровых моделей, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка как- эмоционально-личностную сферу, так и познавательную и двигательную.

       Психологи первыми посмотрели на игру как на средство проявления, раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, распознания правильности развития его психологических процессов и нравственных качеств. Они первыми признали игру как метод познания ребёнка и как метод коррекции психологического развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. И.Захарова, А. С. Спиваковская, М. И. Частякова и другие).

       Процесс коррекции в игре происходит естественно, если все дети усвоили фабулу, сюжет и правила игры, если каждый участник игры хорошо знает свою роль, но и роли своих партнёров, если процесс и цель игры объединяют дети, создают условия согласованности действий. Сам механизм коррекции необходим в практике уже потому, что, к сожалению, значительной части детей свойственны непоседливость, агрессивность, утомляемость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и другие негативные проявления, которые порождают несовместимость в общении, разрушают внутриколлективные отношения, важные взаимоотношения в группе.

       Коррекционные игры способны оказывать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормативному самочувствию и общению со сверстниками в группе. В основном это переживания, возникшие в результате беспокойства, страха, обиды, неуверенности в себе, скованности и нерешительности в общении, неумения постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства.

       Игру как средство психокоррекции необходимо чаще применять в работе не только с аномальными лицами, но и с нормальными. Психокоррекция детей в игре в сравнении с другими средствами психокоррекции более эффективна, ибо психологические свойства личности - сфера наиболее тонкая, требующая адекватных способов вторжения в неё. В этом плане игра - способ универсальный и очень результативный.

       Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по теории игры позволяет сделать вывод о широком спектре выполняемых ею функций, среди которых особый интерес в нашем исследовании представляет терапевтическая и коррекционная функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2 Виды игр, их классификация.

       Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сказать, что педагогами и психологами выделяется множество различных классификаций игр.

       Например, К. Гросс и А. Гомм подразделяют игровые явления на четыре группы: боевые, любовные, подражательные, социальные. Группировка игр по таким видам построена на разнородных критериях, прежде всего на идее социальной деятельности. (42)

Информация о работе Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр