Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 07:39, дипломная работа

Описание

Основная цель образования - воспитание человека - гуманиста, гражданина России, свободомыслящего, нравственного и физически здорового, способного критически воспринимать мир и себя, как неотъемлемую часть, способного конструктивно, природосообразно и культуросообразно действовать, исходя из пользы общества и собственных интересов.

Работа состоит из  1 файл

самооценка.doc

— 408.19 Кб (Скачать документ)

       Разумеется, определённые и значительные изменения в характере игры младших школьников происходят: возрастает значение игр с достижениями результатов, игра начинает подчиняться учебной деятельности и т. д. (А. С. Выготский, Л. Ф. Обухова, С. А. Шмаков, Д. Б. Эльконин).

       Также игра продолжает сохранять все свои основные черты, которые принципиально отличают её от других видов деятельности, а именно: добровольность вхождения участников, инициативность, пртекание в определённых пространственных и временных рамках, непредсказуемость развития и результата, иллюстрированость (И. М. Короткова, В. С. Кайдакова).

       Д. Б. Эльконин считает, что желание учиться и желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении всего младшего школьного возраста. Обучение и игры не враги - это друзья, товарищи, которых сама природа указала идти одной дорогою и взаимно поддерживать друг друга. 

       Известно, что одним из условий перестройки межличностных отношений считают включение ребёнка в интересную, увлекательную деятельность. В этом смысле не заменима роль коллективной игры, организованной педагогом. Игровая ситуация сильно действует на воображение любого ребёнка: активного, застенчивого, медлительного, робкого.

       Янковская М. Г. считает, что с помощью ролевой позиции, которую занимает ребёнок в игре, можно изменить его неблагоприятное положение в коллективе. (43)

       Желания наилучшим образом разыгрывать привлекательную роль, ребёнок, не пользующиёся признанием коллектива, как бы перешагивает через рубеж своих возможностей, поражая сверстников проявлением тех качеств, которые никогда не обнаруживаются в реальной жизни и которые высоко ценятся в детском коллективе - сообразительности, смелости, воли, высокой активности, требовательности. Проявление этих качеств в обстановке игры может перестроить отношение товарищей.

       В тех случаях, когда ребёнок сам не может добиться  эмоционального благополучия в коллективе через ту или иную роль, педагог занимает скрытую для детей, но активную позицию и обеспечивает ребёнку успех в игре.

        Отечественные психологи (Эльконин Д. Б., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Шмаков С. А.) высоко оценивают роль терапевтической и коррекционной функции в формировании адекватной самооценки.

       Игра способствует: снятию напряжения, преодолению неурядиц жизни, коррекции нравственных взаимоотношений, стимулированию в ребёнке органов в результате чего восстанавливается его равновесие сил, уменьшению эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему, помогает справляться с переживаниями, возникшими в результате страха, беспокойства.

       Таким образом, можно сказать, что игра является эффективным средством в формировании адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте. Она занимает в жизни школьника важное место, является для ребёнка эмоционально привлекательным видом деятельности, способствует снятию напряжения, помогает справляться с переживаниями, стимулирует его на активное самовыражение. Успехи, которые достигает ребёнок в игре, могут улучшить его позицию в коллективе. Для изменения отношения к ребенку в коллективе  педагог должен максимально индивидуализировать воздействие стимулирующих элементов игры, шутки, неожиданности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 3. Экспериментальное исследование влияния ролевых игр на формирование адекватной самооценки личности младших школьников.

               3.1 Описание подготовительного этапа эксперимента.

       Адекватная самооценка - это очень важное условие для полноценного развития личности в целом. Именно она позволяет делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень стремлений, ценностей, является фактором успешной деятельности.(10)

       Несмотря на то, что роль адекватной самооценки является общепризнанной, к сожалению на сегодняшний день не каждый педагог в своей деятельности стремится к тому, чтобы самооценка школьников была правильной (адекватной).

       В начальной школе данной проблемой практически не занимаются, что приводит к закреплению неадекватной самооценки у младших школьников, а это негативно сказывается на дальнейшем развитии личности.

       Сложность заключается ещё и в том, что в психологии не достаточно изучены средства по формированию адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте, в частности влияние на самооценку игры. Это связано с тем, что многие педагоги и психологи (Стрелкова Л. К., Воропаева И. А., Коробанова О. А. и др.) считают, что со сменой ведущих видов деятельности игра в младшем школьном возрасте перестаёт быть значимой, и поэтому в процессе учебной деятельности ей не уделяется должного внимания.

       С другой стороны Эльконин Д. Б., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Спиваковская А. С., Шмаков С. А. считают, что игра в младшем школьном возрасте занимает важное место. Они высоко оценивают роль игры как терапевтического, коррекционного средства в преодолении страхов у детей, проблем внутриличностного межличностного характера, неуверенности в себе.

       Данные проблемы и противоречия обусловили выбор темы эксперимента: ролевая игра как средство формирования адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте.

       Идея эксперимента:  формирование адекватной самооценки личности младших школьников посредством реализации игр.

       Замысел эксперимента: Игры, организуемые с младшими школьниками, будут способствовать формированию адекватной самооценки личности младших школьников.

       Объектом является: процесс формирования адекватной самооценки личности младших школьников.

       Предметом эксперимента: Игра как средство формирования адекватной самооценки учащихся младшего школьного возраста посредством реализации комплекса игровых занятий.

       Экспериментальная цель: доказать, что игра является действенным средством формирования адекватной самооценки личности младших школьников.

       Для достижения цели были поставлены задачи:

    1. Подобрать и обосновать диагностический инструментарий;

    2. Подбор ролевых игр;

    3. Провести диагностику уровня самооценки младших школьников;

       4.Сформировать две равнозначные группы (контрольную и экспериментальную);

       5.Реализовать ролевые игры;

       6.Осуществить повторную диагностику уровня самооценки младших школьников контрольной и экспериментальной групп;

       7.Сделать вывод об эффективности ролевых игр и  их влияние на формирование адекватной самооценки личности младших школьников.

       Гипотеза экспериментального исследования:

        Игра будет способствовать формированию адекватной самооценки личности младших школьников, при соблюдении следующих условий:

  1. Систематичность и последовательность занятий;
  2. Пользуется положительной публичной оценкой неуверенных в себе участников игровой деятельности;
  3. При соблюдении условии игры;
  4. Привлекает участников игр к взаимооценке и самооценке.

       Диагностический инструментарий:

    1. Методика «Лесенка» В. Г. Щур
    2. Карта самооценки

    Критерии оценки ожидаемых результатов:

    Эффективность эксперимента будет прослеживаться через обработку полученных результатов.

    Срок эксперимента: шесть недель

    Этапы эксперимента:

    1. Подготовительный этап (подбор диагностического инструментария и ролевых игр);
    2. Деятельностный этап (осуществление первичного замера, проведение ролевых игр);
    3. Заключительный этап (осуществление вторичного замера, анализ эффективности программы).

ПРОГНОЗОМ   ВОЗМОЖНЫХ   ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ    ПОСЛЕДСТВИЙ будет:

1.  Дети не будут включаться в игру;

2.  Не будет положительных изменений в формировании адекватной самооценки;

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ:

1.  Стимулирование детей на игру;

2.  Изменение содержания игры;

3.  Акцентирование внимания на достижениях участников в ролевых играх.

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА:

1.   Учителя начальных классов;

2.  Ученический коллектив;

3.   Родители.

БАЗА ЭКСПЕРИМЕНТА:

ТИП ЭКСПЕРИМЕНТА: формирующий

СТАТУС ЭКСПЕРИМЕНТА: внутришкольный

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ: аналитический отчёт

НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА:

1.    Игры   -   Обучение,    Тренинг,   Досуг.   /   Под   редакцией    В.В. Петрусинского;

2. Игры в школе и дома. Самоукина Н.В.;

3.  Методика игры с коррекционно - развивающими технологиями. / Под редакцией Кумариной Г.Ф.

       Одной из главных задач эксперимента является диагностика самооценки личности в младшем школьном возрасте. В соответствии с этой задачей был подобран диагностический инструментарий: 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3.2. Обоснование диагностического инструментария

       Для проведения эксперимента был подобран диагностический инструментарий в соответствии с целью исследования и учётом основных источников сбора диагностической информацией (L-, Q-, Т- данных).

       К L -- данным относятся данные, получаемые путём регистрации какого - либо психического явления в реальной жизни (метод наблюдения - метод -исследования,   при  котором  происходит  целенаправленное,   планомерное  и систематическое восприятие психологической жизни человека.

       Карта самооценки (см. Приложение 1), которая предназначена для оценки и самооценки личности младшего школьника.

    Цель: Определить самооценку младшего школьника.

       Инструкция: карта наблюдения заполняется ребенком, учителем и родителями. После этого выводится средний балл путём наложения карты внешней оценки на карту самооценки младшего школьника. Если разброс составляет не больше двух баллов, то самооценка школьника адекватная. Подсчитывается суммарная оценка полученных результатов и делается вывод об адекватности самооценки младшего школьника.

       К Q - данным относится тип данных полученных с помощью опросников и других методов самооценки. Опрос - это метод целенаправленного получения вербальной (устной или письменной) информации о социально - психологическом явлении путём заочного (опосредованного опросником анкеты) или очного (непосредственного) общения практического психолога с опрашиваемым (респондентом) (Сухов). 
 
 
 
 

       Методика «Лесенка» В. Г. Щур (см. Приложение 1) , которая предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он себя оценивает. Данная методика ориентирована на учащихся младшего школьного возраста.

       Цель: определить самооценку ребёнка.

       Методика является стандартизированной, т. к. есть чёткая инструкция, надёжной и валидной (направлена на определение самооценки школьников).

       Она очень проста в применении: школьникам даётся заполнить бланк, где изображены восемь лесенок (по десять ступенек), каждая ступенька стоит определённый балл (первая - 0 баллов, вторая - 1 балл и т. д.). Каждая лесенка имеет определённые черты характера, которые школьник должен оценить у себя и поставить букву «Я» на определённой ступеньке.

       Результаты обрабатываются очень легко: складываются баллы, полученные по каждому качеству, и находится среднеарифметическое значение (семь и более - высокий уровень самооценки, шесть и четыре - средний, три и менее баллов - низкий).

       Форма проведения: групповая, доступность методики определяется использованием в ней наглядно-образной основы для самоанализа.

Информация о работе Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр