Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 07:39, дипломная работа

Описание

Основная цель образования - воспитание человека - гуманиста, гражданина России, свободомыслящего, нравственного и физически здорового, способного критически воспринимать мир и себя, как неотъемлемую часть, способного конструктивно, природосообразно и культуросообразно действовать, исходя из пользы общества и собственных интересов.

Работа состоит из  1 файл

самооценка.doc

— 408.19 Кб (Скачать документ)

       Г. Спенсер разбивает игры на 25 рубрик: игры свадебные, игр, построенные на ухаживании и любви, земледельческие, торговые, религиозные, природные и т. д. Эта классификация дана вне какой-либо логики.

       Собиратель игр В. Всеволодский-Гернгросс разделил мир игровых явлений на формальные основные виды, соприкасающихся каждый с собой категорией общественной практики: игры драматические, спортивные и оргументальные. Кроме того, он выдвигает ещё три промежуточных типа: спортивно-драматические, оригинально-драматические и спортивно-орнаментальные, считая их самыми распределёнными играми.

       Я. Корчак выделяет отдельно хороводы, спокойные игры, игры на проверку силы и знаний. Е. И. Добринский и Э. В. Соколов классифицируют игры «по содержательному признаку» (военные, спортивные, художественные, экономические, политические); «по составу и количеству участников» (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые); по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют» (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и другие).

       Наилучший системный подход к классификации игр сделал С. А. Шмаков, он выделил следующие виды (42):

       двигательные игры: (спортивные, подвижные, моторные). Самые разнообразные и многочисленные во всём пространстве детских игр. Они концентрированно обеспечивают физическое развитие детей и значительной степени увеличивают физическую свободу растущего ребёнка. В этих играх  ребёнок показывает пределы своих возможностей, что он гораздо реже проявляет в учебной и трудовой деятельности.

       Экстатические: данный вид игр, в равной степени увлечение взрослых и детей, отражает потребность человека выразить свой восторг, воодушевление и т. д. Это человеческие забавы, отражающие высшую степень эмоций, смещение, перемещение в иную плоскость, своеобразное слияние со средой, с той деятельностью, которой люди занимаются. К экстатическим играм относятся современные танцы - игры, в которых за счёт активных импровизационных движений, ритмических повторений танцующие дети испытывают эстетическое и физическое наслаждение. Признаки данных игр: спонтанный характер; максимальное самовыражение, стремление к соединению со всеми играющими в нечто единое.

       Освобождающие

       К данному типу относят:

    • метрические игры - понтамимы, пародирование, кукольные представления;
    • юмористические забавы - розыгрыши, игровые провокации, анекдоты, посиделки и т. д.;
    • трюки, парадоксы, фокусы, в которых как бы понимается природное, естественное и утверждается нечто надземное, таинственное.

       Лечебные: это вид психологической гимнастики, с помощью которой вырабатываются навыки сотрудничества, диалога, способность к эмоциональному самоконтролю и адекватному поведению в семье и группе сверстников. Для детей лечебные игры остаются развлечениями, удовлетворяющими их досуговые потребности, они способны снять напряжение, помочь детям «выплеснуть» негативные эмоции, разрядиться.

       Дидактические: предназначены для получения новых знаний, а также для их обобщения и закрепления. Главная цель - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от детей игрой. Определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет обучающее значение.

       Ритмические, хороводные, музыкальные: данные игры имеют специфическую целевую установку и вместе с тем решают дидактические, развивающие задачи. Игры под музыку имеют большое воспитательное и образовательное значение. Отличаясь индивидуальными педагогическими задачами и содержанием, они объединены музыкой, скрывающей в себе не только вспомогательное, но и самостоятельное значение. Полноценное педагогическое воздействие они оказывают лишь тогда когда их характер, ход развития, активные действия и движения детей тесно связаны с содержанием музыки и средствами её выразительности.

       Ролевые: у этого вида игр много иных названий. Их называют играми без правил, подражательными, театральными, играми-драматизациями, стихийными, естественными, спонтанными и т. д.

       Ролевая игра - форма моделирования ребёнком прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жестоким правилам, неизменным условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. В ролевых играх дети выступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе, они имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами своих партнёров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в коллективе, который формирует общественные качества и моральное сознание детской личности.

       Свойство ролевой игры - улавливать и отражать жизнь, изменения в жизни и развитии общества. Выступая как свободная деятельность, ролевая игра появляется деятельностью конструктивной, полезной, так как свою игровую жизнь ребёнок строит на основе чисто человеческой способности воображения, мысленно претворяя действительный мир в мир сфантазированный, додуманный, в котором условности образной фантазии сливаются с реальностями жизненного опыта ребёнка.

       Ролевые игры - всегда игры «во что-то», «в кого-то». Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей.

       Сюжет - предмет игрового изображения, последовательности и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развёртывания темы игры.

       Роль - к примеру, если в игре предполагается отразить действия, происходящие в семье, это роли: папы, мамы, сестры, брата и т. д.

       Ролевые игры, будучи основой и источником различных творческих актов; развивают продуктивное воображение детей, помогают накоплению их эстетического потенциала.

       Ролевая игра имеет свои функциональные особенности и назначения. Функции данной игры заключаются в том, что позволяют детям занимать новые эмоционально-привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся. Общение детей в ролевой игре непосредственно, ограниченно, естественно. Командование и подчинение их друг другу протекает в ролевой игре без принуждения. Система разнообразных игр обеспечивает ребятам разнообразие ролей - позиции в игровой деятельности. В игре дети особенно ярко переживают себя в объективной позиции, которую они заняли и в которую их поставили условия ролевой игры.

       Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от её участников проявления своих способностей и использования ранее сложившихся и не сложившихся навыков не привычно, а в изменяющихся и неожиданно складывающейся обстановке. Это даёт возможность совершенствовать личностные качества и навыки и приближать их к возможным в жизни действиям.

       Часто в ролевых играх дети проявляют себя более полно, чем в иной деятельности. Воспитательные результаты, достигаемые при помощи приёмов ролевой игры, закрепляют в неигровом поведении, если в её процессе уделяется достаточное внимание формированию эмоционально- положительной оценки самого смысла воспитываемых форм поведения, а не только увлечённости их игровым выражением. В этом плане важно оценивать внимание детей на результатах, достигаемых в игре, т. е. Создавать положительное отношение к содержанию выполняемых ролевых действий и их реальных результатов.

       Игра способствует перестройке взаимоотношений между детьми, так же закрепляет положительное поведение школьников. Разнообразные роли дают выход самоактуализации, возможности самоконтроля, самовнушения, самоорганизации, самооценки. С помощью игровой роли можно изменить положение ребёнка в коллективе (играя ту или иную роль, ребёнок может показать положительные качества, которые раньше в нём другие ребята не видели).

       Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогами и психологами выделяются различные классификации игр. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр. Каждый вид игры имеет свои особенности, выполняет определённые функции и занимает важное место в развитии личности. 
 

       2.3 Психолого-педагогические условия организации игр.

       Изучая теорию игры, можно сказать, что на организацию детских игр большое влияние оказывает взрослый, который может выполнять множество ролей. Например, прямой руководитель и организатор игры; ведущий - это тот, кто ведёт игру, разъясняет её правила, готовит всё необходимое для игры. Может быть косвенным руководителем через помощников (взрослых или детей); может выполнять включённую роль (консультант, эксперт); оценочную роль (арбитр, судья, член жюри), нейтральная роль (наблюдатель со стороны, не вмешивающийся в игру), исследовательскую роль (экспериментатор, диагностик).

       Также основная роль взрослого заключается в том, чтобы создать условия, которые определяют правильное отношение детей к игре. К ним можно отнести следующие условия:

       Первое: дети должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе сюжета, фабулы, программы игры. В игре с правилами ребёнку должно быть абсолютно понятны все правила, иначе она не получится. Для ролевых игр необходимо и ясное представление характеров героев, которых ребёнок изображает.

       Второе: конструктивная основа любой игры - это соперничество, преодоление препятствий в достижении игровой цели. Детям наскучит игра, если игровые результаты даются очень легко. Детям необходимы трудности и препятствия в играх, нужные для того, чтобы, преодолевая их, дать выход энергии.

       Третье: в основе многих игр лежит соревнование, состязание. Состязание придаёт игре движение толчок к развитию принятых ролей. Соревнование необходимо для выявления результата игры, для подведения итогов. Элемент соревнования пробуждает у детей смекалку, нацеливает их на творчество.

       Четвёртое: дети должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой. Там, где проводится игра, нежелательно, чтобы были сильные, отвлекающие от неё факторы.

       Пятое: игра не должна превалировать над иной, ведущей на определённом этапе деятельностью. Необходима педагогическая пропорция разной деятельности.

       Шестое наличие элементов юмора в игре - средство преодоления напускного скептизма детей, особенно старшего возраста. Юмор - сильнейшее педагогическое средство. Ребята очень ценят шутки, веселье, смех. Элементы юмора в играх (особенно в ролевых) могут быть использованы в названии чего-либо, в званиях, звучаниях ролей (мед брат, «академик»).

       Седьмое: заключается в правильном оборудовании и оснащении игры необходимыми предметами, игрушками, игровыми атрибутами. Каждая игра предусматривает необходимое оборудование, соответствующего этой игре, т. е. отвечающего требованиям игры. Наличие игрового инвентаря делает игру более доступной, осмысленной.

       Таким образом, можно сказать, что в организации детских игр большая роль отводится взрослому (воспитателю, педагогу и т. д.), который проверят, испытывает и одновременно активно развивает многие духовные начала детей - терпимость, сыгранность, взаимопонимание, активность. Также педагог, воспитатель должны создавать условия, определяющие правильное отношение детей к играм. Перечисленные выше психолого-педагогические условия способствуют эффективному проведению детских игр. 
 
 
 
 

       2.4 Роль игры в формировании самооценки личности в младшем школьном возрасте.

       Несмотря на то, что на сегодняшний день достаточно глубоко изучена сущность игры, её функции, высоко оценивается её роль в развитии личности, применяется игра в учебном процессе не в полной мере.

       Это связано с тем, что длительное время педагоги и психологи (Стрелкова Л. К., Воропаева И. Л., Коробанова О. А. И другие) недооценивали роль игры в школьном возрасте. Они полагали, что с поступлением ребёнка в школу, когда основным видом деятельности становится учение, игра в жизни детей перестаёт занимать значительное место. Такая недооценка объясняется двумя причинами:

       младшие школьники в свободной обстановке чаще всего скрывают свои игры, а это создаёт видимость их отсутствия;

        придавая исключительное значение школьному обучению, педагоги и психологи недостаточно изучают влияние других видов деятельности, в том числе и игры.

       Эльконин Д. Б. Говорил, что несмотря на то, что на рубеже двух периодов (дошкольный и младший школьный возраст) у детей появляются новые психологические образования, изменяется социальная ситуация развития, происходит смена видов деятельности: игровая деятельность уступает место учебной - школьники по-прежнему обращаются к играм. Игры не теряют для них своей привлекательности и занимают значительное место в жизнедеятельности, выступая, во-первых, как форма, в которой наиболее успешно  может осваиваться содержание новой деятельности (учения); во-вторых, как эмоциональная опора личности, облегчающая адаптацию к школьным условиям и обеспечивающая психологический комфорт.

Информация о работе Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр