Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 07:39, дипломная работа

Описание

Основная цель образования - воспитание человека - гуманиста, гражданина России, свободомыслящего, нравственного и физически здорового, способного критически воспринимать мир и себя, как неотъемлемую часть, способного конструктивно, природосообразно и культуросообразно действовать, исходя из пользы общества и собственных интересов.

Работа состоит из  1 файл

самооценка.doc

— 408.19 Кб (Скачать документ)

       Введение

       Основная цель образования - воспитание человека - гуманиста, гражданина России, свободомыслящего, нравственного и физически здорового, способного критически воспринимать мир и себя, как неотъемлемую часть, способного конструктивно, природосообразно и культуросообразно действовать, исходя из пользы общества и собственных интересов.

       Одним из условий достижения этой цели является развитие у человека потребности в самоактуализации, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Согласно гуманистическим теориям (К. Роджарса, А.Маслоу) самоактуализация является одной из основных потребностей человека. Самоактуализация личности предполагает продвижение вперед, преодоление трудностей, препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, опору на собственные силы, независимое мнение по основным жизненным вопросам.

       Важным фактором такой самоактуализации личности является самооценка. Именно она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

       Самооценка - один из важных мотивов деятельности, регулирующей условия и усилия, направляющий на достижение цели. Самооценка побуждает к совершению поступков и останавливает перед ними. Она мобилизирует человека и блокирует его действия. Более того, самооценка играет зачастую защитную роль - она защищает личность от разрушительного проникновения негативных оценок, несовместных с  самоуважением. Самооценка является одним из важнейших факторов успешности деятельности; ведь знание своих возможностей побуждает человека к их использованию.

       Изучением сущности самооценки занимались как отечественные (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович и другие), так и зарубежные (З.Фрейд, К.Хорни, К.Левин и другие) психологи.

       Несмотря на то, что роль самооценки является общепризнанной, в психологии на сегодняшний день недостаточно изучена самооценка личности в младшем школьном возрасте. Лишь один из немногих психологов - Липкина А.И. теоретически и практически обосновала зависимость познавательной деятельности младшего школьника от самооценки; определила факторы, влияющие на ее формирование.

       Причиной малой изученности самооценки в младшем школьном возрасте являются противоречивые точки зрения на вопрос о том, в каком возрасте начинает складываться самооценка личности. Чаще всего в отечественной литературе (Ковалев А.Г., Столин В.В.) периодом становления самооценки считают подростковый возраст. Поэтому большинство учителей традиционно считают, что проблема изучения самооценки личности школьника актуальна для тех из них, кто работает с подростками, а в начальной школе этим вопросом практически не занимаются. Другие психологи (Мухина В.С., Липкина А.И., Захарова А.В.) считают, что самооценка складывается уже в дошкольном возрасте. Следовательно, недостаток внимания, а иногда и полное его отсутствие к проблеме самооценки в младшем школьном возрасте приводит к формированию неадекватной самооценки личности.

       Сложность заключается еще и в том, что в психологии недостаточно изучены средства по формированию адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте, в частности влияние на самооценку игры. Это связано с тем, что многие педагоги и психологи, например, Стрелкова Л.К., Воропаева и. Л., Коробанова О.А. и другие считают, что со сменой ведущих видов деятельности игра в младшем школьном возрасте перестает быть значимой, и поэтому в процессе учебной деятельности ей не уделяется должного внимания. С другой стороны Эльконин Д.Б., Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н., Спиваковская А.С., Шмаков С.А. считают, что игра в младшем школьном возрасте занимает важное место. Они высоко оценивают роль игры как терапевтического, коррекционного средства в преодолении страхов у детей, проблем внутриличностного, межличностного характера, неуверенности в себе.

       Перечисленные проблемы определяют актуальность выбранной темы и позволяют вычленить следующие противоречия:

  • между общим признанием психолого-педагогической наукой влияния самооценки на процесс развития личности и противоречивыми взглядами на возрастные аспекты ее формирования
  • между глубокими исследованиями сущности самооценки, ее видов, места в структуре личности и недостаточным вниманием к вопросу разработки педагогических средств, которые могут быть использованы педагогом для формирования адекватной самооценки в различных видах деятельности
  • между высокой оценкой игры в процессе становления личностных качеств школьника и недостаточной изученностью ее роли в развитии и формировании самооценки.

       Поэтому цель данного исследования - доказать, что игра является эффективным средством формирования адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте.

Для достижения цели поставлены задачи:

  1. Рассмотреть подходы отечественных и зарубежных психологов к пониманию сущности самооценки, определить её место в структуре самосознания;
  2. Изучить виды самооценки;
  3. Выявить особенности самооценки личности в младшем школьном возрасте и факторы, влияющие на её формирование;
  4. Изучить сущность игры её функции и психолого-педагогические условия организации;
  5. Разработать программу эксперимента.

    Гипотеза: игры, организуемые с младшими школьниками, будут способствовать формированию адекватной самооценки их личности.

       Объектом исследования является процесс формирования адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте.

       Предмет: Ролевая игра как средство формирования самооценки личности в младшем школьном возрасте.

       Предполагаем, что изученные в ходе исследования теоретические аспекты использования игры как средства формирования адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте станут основой осуществления практической работы в этом направлении и позволят педагогу, а особенно социальному, реализовывать основные функции своей профессиональной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Самооценка и ее формирование в младшем школьном возрасте.

             1.1 Подходы к пониманию сущности самооценки отечественных и зарубежных психологов.

       «Чем бы человек ни обладал на земле: прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, но он все-таки не доволен, если не пользуется почетом у людей». Слова эти принадлежат французскому мыслителю Паскалю.

       Таков человек, такова его природа. Он не может успешно действовать без поддержки других, без их одобрения.

       Мы рассматриваем в зеркале нашу внешность, нашу одежду не только своими глазами, а так, словно за нашей спиной стоят другие люди, в особенности те, мнением которых мы дорожим. Так же мы, пытаясь оценить самих себя, стремимся понять, представить себе, как оценивают нас, наши мысли и проступки окружающие. Сознательно или бессознательно мы все хотим знать свою человеческую цену.

       Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Относясь к ядру личности самооценка является важным регулятором ее поведения. от нее зависят отношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие личности. она тесно связана с уровнем притязания личности, то есть степенью трудностей целей, которые она перед собой ставит.

       Самооценка - динамичное, постоянно развивающееся явление. На уровень самооценки значительное влияние оказывают пол и возраст человека. В коллективе самооценка становится самоосновной для формирования официального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей. Самооценка каждого члена коллектива сказывается на характере личностных взаимоотношений, каждый человек заинтересован в сохранности достигнутого уровня самооценки, оказывает влияние социально-психологисеский климат в семье, коллективе, стиль руководства, а также система морального и социального стимулирования. Эффективность этих воздействий зависит от того, насколько они эмоционально затрагивают самооценку личности. Можно сказать, что самооценка - это своеобразная когнитивная схема, которая обобщает прошлый опыт личности и организует новую информацию относительно данного аспекта «я».

       Самооценка является важным элементом самосознания. Самосознание настолько очевидно для каждого из нас явление, что факт его  существования не вызывает никаких сомнений.

       Самосознание - это процесс осознавания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств. Также самосознание понимается как отношение к действительности, то есть сводится к гностическому, познавательному отношению.

       В структуре самосознания выделяют три компонента, в одном из которых важная роль отводится самооценке.

       Первый компонент - когнитивный основой, которого является «образ я» - характеризует содержание представления человека о своих способностях личности и т. п.  Перечисление практически бесконечно, поскольку в «образ я» может включаться все, что значимо для человека, все то, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общность с другими людьми, объединяется с ними, а с другой, - отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповторимую личность. В данном компоненте можно выделить две составляющие: «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми, дифференцирующая, способствующая его выделению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости.

       Например, для одного человека наиболее значимы представления о себе как о человеке, который многим интересуется, хочет узнать больше о разных сторонах жизни. Ведущее место в его «образе я « будет занимать его представления о своей эрудиции, познавательных интересах, их разнообразии и т. п.  Для другого самым важным может быть то, что он отец. В этом случае центральным в «образе я» будет характеристики, качества, связанные с отцовством. Это не означает, что этими характеристиками исчерпываются представления человека о себе. Но они включаются в «образ я» как менее значимые, второстепенные.

       Второй компонент - Эмоционально-оценочный. Отражает отношение человека к себе в целом или отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. Проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний. Фундамент эмоционально-оценочного компонента составляет самоуважение, или чувство собственного достоинства, собственной ценности. Самоуважение - это вера в собственные силы, возможности. Оно не связано конкретно с какой-либо областью, и выражает не только оценку, сколько общее отношение человека к себе. На первый план оценочного компонента выходит самооценка.

       Третий компонент - поведенческий. он определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки. В нем отражаются представления и переживания человека относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед собой, может ли он справляться с трудностями, сумет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе.

       Несмотря на то, что самооценка - сложное динамичное личностное образование, оказывающее огромное влияние на все стороны жизни человека, изучена она недостаточно глубоко.

       Западноевропейские и американские психологи (З. Фрейд, Фромм А., Хорни К. и др.) рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человека ориентированием в окружающей социальной среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда понимается  или как враждебная потребностям человека. З. Фрейд - австрийский ученый . психолог, создавший оригинальную систему анализа душевной жизни человека. Он показал, что сознание неотделимо от глубинных уровней психологической активности. Поскольку самооценка человека, считают З. Фрейд, А. Фромм складывается под влиянием постоянных конфликтов между внутренними побуждениями и внешними запретами, адекватная самооценка, в принципе, невозможна. Представления о самом себе является неполным и искаженным.

       Американский психолог К. Хорни, разделяла основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного, акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства - «коренной тревогой», которая возникает у ребенка из-за изолированности и беспомощности в потенциальном враждебном мире. В этом чувстве заключается потребность к самореализации. По мнению К. Хорни, наибольшей сложности конфликты возникают из-за оценки своих возможностей. Идеальное представление человеческого «я» постоянно сталкивается с реальным «я».

       У Салливена Г. С. самооценка контролирует поведение человека. Функция состоит в том, что бы защитить человека от внутреннего беспокойства. В работах К. Левина, немецкого психолога, выявляется зависимость самооценки от успеха или неуспеха в выполнении различных видов деятельности.

       Вопросами формирования и сущности самооценки большое внимание уделил в своей концепции личности К. Роджерс. Человек живет с определенными представлениями о себе. Это касается и оценки своих физических, интеллектуальных качеств и субъективных восприятий самых разных внешних факторов, влияющих на развитие личности. Такую систему представлений называют «я-концепцией». Роджерс считал самосознание и самооценку центральным звеном в структуре личности. Он утверждал, что успехи в школе, на работе и в жизни не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от этих способностей. «Я-концепция» формируется практически с первых дней жизни человека. Существуют три основных фактора, определяющих «я-концепцию»:

Информация о работе Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр