Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 07:39, дипломная работа

Описание

Основная цель образования - воспитание человека - гуманиста, гражданина России, свободомыслящего, нравственного и физически здорового, способного критически воспринимать мир и себя, как неотъемлемую часть, способного конструктивно, природосообразно и культуросообразно действовать, исходя из пользы общества и собственных интересов.

Работа состоит из  1 файл

самооценка.doc

— 408.19 Кб (Скачать документ)

       Завышенная самооценка формируется в тех семьях, где родители малейший успех своего ребёнка относит к выдающимся качествам личности. И ребёнок ждёт от окружающих соответствующего отношения. Заласканный, избалованный ребёнок оказывается в лучшем положении, чем заброшенный.

       Малейшее неудовлетворенное желание вызывает в нем бурный протест, он не приспособлен к сложным эмоциональным перегрузкам, не умеет и не желает уважать чувства окружающих. Дети с высокой самооценкой в большинстве случаев сразу же завоевывают симпатию класса. Они чаще всего раньше других становятся вожаками, лидерами коллектива, их обычно выбирают на «общественные посты».

       Формирование адекватной самооценки у детей наблюдается в тех семьях, где родители привлекают их к обсуждению различных доступных пониманию общественных проблем и планов. К их мнению внимательно прислушиваются, к ним относятся с уважением и тогда, когда мнение детей расходятся с родителями. Эти родители рассматривают своего ребенка как личность, заслуживающую внимание, интереса и уважения. В таких семьях родители с высокой требовательностью относятся к выполнению детьми принятых норм поведения. Однако, дисциплину в этих семьях нельзя рассматривать как суровую. Характерно, что дети оценивают своих родителей как очень справедливых. В таких семьях здоровый психологический климат в отношениях между родителями, наблюдается бережное, уважительное отношение к ребенку.

       Интересно отметить, что дело вовсе не в общем количестве времени, которое родители уделяют своим детям. Важен сам характер общения взрослых с ребенком : решающим здесь оказывается искренний интерес родителей к жизни своих детей, понимание их особенностей, интересов, вкусов.

       Самооценка, складывается у ребенка в семье, существенно сказывается на тех установках, с которыми приходит в школу, на его отношениях к удачам и в учении с товарищами.

       Известно, что большинство детей переступают порог школы с желанием хорошо учиться. Однако, одни из них с самого начала настроены на то, чтобы впереди, даже самыми первыми - получать только пятерки, другие, обладая такими же умственными возможностями, гораздо менее уверены в том, что у них все будет хорошо получаться, и рассчитывают быть хотя бы средними. Этот настрой влияет на поведение детей, определяет тот «накал», с которым они приступают к новой для них учебной деятельности. Это внутреннее состояние ребенка сказываются на том впечатлении, которое он производит на учителя, на детей класса, а в результате определяет то место, которое он займет в новом коллективе. Поэтому родители должны создать в семье такую обстановку, психологический климат, чтобы у ребенка формировалась адекватная самооценка.

       Та или иная самооценка по-своему влияет на поведение ребенка, которое оценивается сверстниками. Оценка одноклассников сильно влияет на становление самооценки. Например, активность, бодрость, находчивость, чувство юмора, общительность, высоко оценивается в личности уже детьми младшего школьного возраста. И наоборот, пассивность, мнительность, повышенная ранимость и обидчивость, замкнутость, отличающие детей с пониженной самооценкой, получают у сверстников отрицательную оценку.

       Можно сказать, что младшие школьники достаточно хорошо ориентируются в личностных особенностях своих сверстников, дают им соответствующие жизненные оценки, связывают их с общим типом поведения одноклассников.

       Для того, чтобы ребенок не переоценивал себя, не был зазнайкой и не страдал от той неуверенности в себя, которая ограничивает проявления его духовных способностей, педагогам в своей деятельности необходимо использовать средства, которые способствуют формированию адекватной самооценки, изменению положения ребенка в классе и оказывают положительное терапевтическое, коррекционное влияние. Одним из таких средств можно считать игру. Наше исследование предполагает изучить сущность игры, доказать ее эффективность в формировании адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте.

 

          Глава 2. Игра и её роль в формировании адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте.

      2.1 Сущность игры и её функции.

       В психолого-педагогической литературе существует множество точек зрения, взглядов, мнений на сущность игры.

       Например, немецкий психолог К. Гросс, первым в конце 19 века предпринявший попытку системного изучения игры, считал, что она является изначальной школой поведения. Для него, каким бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, что бы стать для детей школой жизни. Данный подход прост и мудр. Игра объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой представляет ребёнку возможность ознакомиться с традициями поведения людей, его окружающих.

       Позицию К. Гросса продолжает польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человеке, себя во Вселенной. Ребёнок действительно, прежде всего, ищет себя в играх, определяет своё место среди сверстников.

       Американский психолог и психиатр Э. Берн даёт такое определение игры: «Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с чётко определённым и предсказуемым исходом …, но обладающих скрытой мотивацией; это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох».

       Немецкий психолог И. Брайер считает, что игра - это деятельность детей, в которой они определённым способом воспроизводят явления в обществе, в окружающем мире. В основе игры детей лежит восприятие действительности, отражение реальной жизни. С помощью игры дети входят в общественные отношения, среди которых живут.

       Также игра изучалась и отечественными психологами. Русский педагог

   Н. В. Щелгунов, исследуя игру детей, отмечал, что чувство действительности и жизненной правды выражаются во всех играх ребёнка. Он говорил, что игра ребёнка - его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивая свои силы; он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами своей ещё не сформировавшейся души, чтобы жить детской жизнью.

       В. Всеволодский - русский педагог рассматривает игру как разновидность общественной практики, сущность которой воспроизводить в действительности жизненные различные влияния вне реальной практической установки. Он воспринимает социальную значимость на ранних ступенях развития общества, прежде всего в её коллективизирующей и упражняющей роли, пологая, что в историческом развитии происходит постепенное вытеснение взрослых драматическим искусством и фольклорными обрядами.

       Блестящий исследователь игры Д. Б. Эльконин пологает, что игра организует с помощью культовых символов деятельности и, значит, учит ориентироваться в явлениях культуры, помогает использовать их соответствующим образом. Он считал, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Эльконин практикует игру как деятельность, возникающую на определённом этапе онтогенеза, как одну из ведущих форм развития психологических функций и способов познания ребёнка мира взрослых.

       О. С. Газман считает, что игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, является деятельностью, в которой стабильно отражают именно правила и условности, в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создаёт тренинговую основу развития ребёнка. Новационное же идёт от иррациональной установки игры, которая способствует тому, чтобы ребёнок верил или не верил не во всё, что происходит в сюжете игры, и выходил в своих фантазиях за рамки игры.

       А. С. Макаренко и В. С. Сухомлинский понимали игру так, она в первую очередь несёт детям радость. По их утверждениям бодрый, целеустремлённый, жизнерадостный стиль детской жизни есть непременное условие здорового развития отдельного ребёнка и коллектива детей. Им принадлежит мысль о том, что воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. Они считали, что ребёнок самовыстраивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении, где и предметность, и слово, и, главным образом, общение есть сама игра, реализующая поведенческую избыточность ребёнка, все его поведенческие потенции растущего человека.

       Своеобразное понимание игры даётся в разных словарях. Например, в «Русском энциклопедическом словаре» под игрой понимаются хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов и т. д. В «Настольном словаре для справок по всем отражениям знания» игры трактуются как свободные упражнения духа или тела, без особых усилий, для препровождения времени, без серьёзной цели. В «Большой энциклопедии» даётся понятие игры как занятия, не имеющего практической цели и служащее для развития или забавы. «Малый толковый словарь русского языка» трактует игру следующим образом: «Игра… занятие, служащее для развлечения, отдыха, соревнования. Спортивное состязание между двумя соперниками (спортсменами или командами), проводимое по установленным правилам до определённого момента. …Массовые соревнования по многим видам спорта…Действия, преследующие цель». (42, 123) «Психологический словарь» понятие «игра» раскрывает так: «Игра - один из видов деятельности человека и животных… . Детская игра - исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детей действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности». (42; 148)

       В словаре практического психолога игра понимается как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий. В «Кратком психологическом словаре» игра - это вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающая те или иные области действительности. Если в труде важнейшим является конечный продукт, результат, ради которого затрачивается физическая и нервно-психическая энергия человека, то в игре основное - субъективная удовлетворённость от самого процесса. В игре можно вовлечься от реальной обстановки с её ответственностью и многими требованиями.

       В педагогическом словаре приведены несколько определений игры:

       игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закреплённых осуществления предметных действий в предметах науки и культуры.

       игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию напряжения, стрессовых ситуаций. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий и отношений между ними, познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному, нравственному воспитанию детей.

       В Советском энциклопедическом словаре понятие игры уложено следующим образом: «Игра - вид непродуктивной деятельности мотивов которой заключается не в её результатах, а в самом процессе … .Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

       Также существует другой подход к пониманию игры. Например, Кумарина Г. Ф. считает, что игра является эффектным средством в формировании адекватной самооценки личности школьника, способствует изменению отношения к своему «я». Наиболее полные положения об игре раскрыл в своей монографии «Игры учащихся - феномен культуры» Шмаков С. А., он отмечал, что:

       игра - многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, в которых усваивается жизненный опыт, а также игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребёнка и методом организации его жизни.

       игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «я», личного творчества, активности

       игра включает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребёнка многогранным явлением, является школой поведения ребёнка.

       игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

       игра - путь поиска ребёнка себя в коллективе, в целом в обществе, в человечестве, во Вселенной; выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

       игра - свобода самораскрытия, саморазвития. Продукт игры - наслаждение её процессом, конечный результат - развитие реализуемых в ней способностей.

       игра - это главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития самоорганизующих систем и «вольной» практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности.

Информация о работе Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр