Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 07:39, дипломная работа

Описание

Основная цель образования - воспитание человека - гуманиста, гражданина России, свободомыслящего, нравственного и физически здорового, способного критически воспринимать мир и себя, как неотъемлемую часть, способного конструктивно, природосообразно и культуросообразно действовать, исходя из пользы общества и собственных интересов.

Работа состоит из  1 файл

самооценка.doc

— 408.19 Кб (Скачать документ)

       В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постоянно возрастает критичность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники, в особенности третьеклассники, относительно критично относится к себе, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.

       Постепенно возрастает самостоятельность самооценок. Если самооценка первоклассников почти полностью зависит от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, как предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя. Огромное влияние на самооценку школьника оказывает оценка учителя. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных , ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.

       В результате систематического подчеркивания успехов детей - отличников у них начинает складываться повышенная самооценка и проявляется пренебрежительное отношение к другим. В свою очередь, неудачи учеников, в особенности слабоуспевающих, подкрепляемые систематическими оценками учителя, резко понижают уверенность ребенка в себе, его надежду на какой-либо успех в любой, особенно в учебной деятельности.

       Самооценка в младшем школьном возрасте подвергается внушающим воздействиям взрослых. Когда ребенку изо дня в день говорят, что он ленивый, недобросовестный, глупый, он постепенно начинает привыкать к тому, что он такой и есть. Особенно у детей выражена потребность в положительной оценке результатов своей деятельности другими людьми. Низкая оценка всегда огорчает ребенка. Не учитывать этого обстоятельства нельзя хотя бы потому, что отрицательные эмоции, которые испытывают дети, определяют в большей мере их отношение к учению, школе, учителю, товарищам, а также к себе. Для младших школьников характерно, что к работе своих товарищей по классу они чаще всего подходят с критической установкой. Так, при рассмотрении письменных работ сверстников они отмечают больше изъянов, чем педагог, и обычно дают им ту же оценку, которую дал педагог, или на балл ниже, но почти никогда более высокую.

       Таким образом, можно сказать, что в младшем школьном возрасте школьник понимает, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается сильным воздействиям. Он знает, что отличает от других, стремится утвердиться среди взрослых и сверстников. Можно отметить, что самооценка в младшем школьном возрасте неустойчива и постоянно подвергается изменениям. Особую роль в ее формировании играют: семья, школа, сверстники. 
 
 

       1.4 Факторы, влияющие на формирование самооценки личности в младшем школьном возрасте.

       Изучая особенности самооценки в младшем школьном возрасте, можно сказать, что она зависит от влияния различных факторов. Фундаментальное влияние оказывает оценочное отношение учителя к ученику, огромную роль играет семья, отношения между родителями и ребенком, а также сверстники.

       Исследования показывают, что усвоение учащимися требований, которым должна удовлетворять их учебная деятельность, осуществляться опосредовано, через оценку результатов этой деятельности учителями. Под влиянием этих оценок у учащихся складывается определённое отношение к своей деятельности, к самому себе, причём - у младших школьников самооценка находится в тесной зависимости от оценок взрослых, а старшие школьники обнаруживают большую самостоятельность.

       Критичность всегда означает оценку правильности использованного приёма, правильности полученного результата. Решение этих вопросов предполагает сопоставление результатов с каким-то образом, с какой-то системой критериев, которым этот результат должен соответствовать. Мыслительный процесс, направленный на решение задачи, предполагает механизм самоконтроля, благодаря которому каждое осуществляемое действие сравнивается нами с какими-то результатами и получает определённую оценку. Поэтому, умение адекватно оценить способы и результаты своей познавательной деятельности, является необходимым условием само регуляции процесса усвоения. Исследования показывают, что решающее влияние здесь оказывает оценка учебной деятельности учителем.

       Мысль о психической роли оценивания знаний была в своё время высказана Джемсом, который подчеркивал, что в учебных заведениях, где отметки держатся в тайне, естественная цель всего круговорота работы теряется, и ученик часто страдает от чувства неизвестности.

       К такому же выводу пришёл Ананьев Б.Г., который отмечал, что среди множества мотивов, побуждающих учебную деятельность, существенным является оценивание учителем усвоенных знаний. Автор показывает, что воздействие оценки на развитие самооценки учащихся осуществляется в двух направлениях:

    • ориентирующим, воздействующим на умственную работу школьника содействующим на умственную работу школьника содействующий сознанию им достигнутого уровня усвоения;
    • стимулирующим, воздействием посредством переживания успеха и неуспеха на аффективно-волевую сферу учащихся, на формирование его притязаний, нарушений, поступков.

       Под влиянием оценочного воздействия у учащихся формируется важная и сложная характеристика личности - самооценка и уровень притязаний. Роль данных воздействий в формировании ученической самооценки была выявлена в ряде исследований Липкиной А.И.. Результаты наблюдений показывают, что учащиеся ведут оценку своих знаний параллельно, но не согласованно с учителем. Информацию о качестве своей учебной деятельности дети получают от единственного источника - учителя. В этом смысле функции строго разделены: учащийся выполняет определённые задания, учитель их оценивает. На основе оценок получают учащиеся на протяжении определённого периода, у учителя складывается общее оценочное впечатление о характере и качестве учебной деятельности в целом. Об этом впечатлении учащиеся также узнают от учителя. Поэтому оценочное отношение имеет огромное педагогическое значение, а потому должно быть рассмотрено более тщательно.

       Прежде всего, следует указать на три основные типа оценочного отношения: отрицательное, положительное, гиперположительное.

       Отрицательная оценка может быть глобальной, когда тщательно оценивается вся личность и её возможности, когда отрицательно оценивается только одно какое-то проявление или качество индивида. Глобальна отрицательная оценка во всех случаях вредна, она подрывает у него веру в себя, толкает на совершение отрицательных поступков, либо озлобляет. Переоценка, выхваливание имеет, как правило, отрицательное значение. Она формирует лень, безответственность, снижает активность. Однако, иногда она полезна. Это необходимо, когда имеет место недооценка собственных возможностей, когда человека необходимо подбодрить, сформировать положительное к окружающим.

       Самые оптимальные возможности воспитание содержит в себе адекватная положительная оценка личности. Дело в том, что личность, как общественное существо, нуждается в признании своего поведения и деятельности, особенно со стороны авторитарных лиц, каким для младшего школьника является учитель.

       В отдельных коллективах имеют место направленные оценочные отношения, когда одних захваливают и перехваливают, других чаще оценивают отрицательно, третьих просто не замечают. В этих случаях захваливаемые становятся высокомерными, не терпящими возражений и советов. Недооцениваемые становятся тяжёлыми по характеру, так как они не испытывают радости общественного признания, а после возникает отношение к окружающим. Для усиления влияния оценок необходимо привлекать коллектив, но не следует пренебрегать и педагогическим тактом. В одном случае необходимо оценить поведение учащегося с глазу на глаз, наедине, в другом случае необходима публичная оценка. Отрицательная оценка также должна быть дана с учётом конкретной и индивидуальных особенностей личности. Кроме того, учитель должен помнить, что оценки обладают собственной жизнью. Они «принимают» к человеку и от них уже трудно избавиться. Сформированные в детстве оценки могут сохраниться у взрослого человека. Поэтому педагогу надо быть осторожным в суждениях.

       Учительская оценка захватывает целый ряд психологических пластов различной глубины, начиная с поверхностных, вроде сиюминутных и отсроченных во времени. Эта функция оценки получила название стимулирующей, использование этого вида оценки - мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться многого. Но при условии, что она используется психологически грамотно. Она должна быть справедливой. Под этим понимается как оправданность её с точки зрения качества ответа, так и понятности её для учащихся. Важным компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания своей оценки. Нельзя распространять оценку на личность школьника, так как это вызывает отчуждение этого ученика от остальных ребят класса. Не нужно сравнивать одного ребенка с другими, сравнивать следует каждого ребёнка с самим собой. Педагогическая оценка - это только выраженная в баллах отметка, это ещё и высказанное педагогом суждение. Отметка фиксирует достижение или отстаивание.

       С психологической точки зрения та и другая информация нужна ребёнку. Что бы адекватно оценить результаты своих усилий, он должен иметь представление о так сказать абсолютных успехах («я-сегодняшний») в сравнении с («я-вчерашним») и об относительном успехе («я - по сравнению с другими).

       Отсутствие оценки есть самый худший вид оценивания, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не стимулирующее, а депрессирующее, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективных оценок, в которых отражены его действительные знания, а на весьма субъективных истолкований педагогов и учащихся. Недооценивание ведёт к формированию неуверенности в собственных знаниях и действиях, к потере ориентирования и на основе приводит к известному осознанию собственной мало ценности

       Пожалуй, из всех компонентов учебной деятельности контроль и самооценка в наибольшей степени подвластны усилиям учителя. И всё необходимо в качестве своих союзников привлекать родителей, так как родители легче контролируют деятельность детей дома. Кроме того, к моменту поступления в школу у ребёнка под влиянием семьи выработан тот или иной способ само оценивания и он не всегда приемлем в школе. Ребёнок поступает в первый класс и достаточно хорошо может контролировать своё внешнее поведение, но ещё не умеет держать под контролем умственную деятельность. Причина кроется в непонимании ими задач контроля и самооценки. Несформированность контроля приводит ещё к неумению оценить, в чём заключается встреченные им трудности в учёбе. Необходимость сформировать у ребёнка контроль и самооценку не вызывает сомнений. Помощь родителей - не оценим. Если речь идёт о начальных классах, то необходимо донести до сознания ребёнка истину: только повторяя рок себе, товарищу, родителю можно убедиться, - выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию поведения. Необходимо приучить ребёнка всё время сравнивать свою работу с каким-то образом. Надо предупредить родителей, что очень большую ошибку совершают те из них, которые берут функцию контроля на себя и стремиться как можно дальше удержать её за собой. На первых парах это необходимо. Но главная цель заключается в том, что бы всему этому научить ребёнка.

       Самооценка, неприемлемая школьникам, начинает складываться в результате ряда воспитательных ошибок, допускаемых родителями. Сюда относятся постоянное восхищение любыми достижениями ребёнка, почти полное отсутствие ограничений дома, когда взрослые разрешают ребёнку всё, привычки к постоянному лёгкому успеху, привычка фиксировать отрицательные переживания и подробно обсуждать их, не стесняясь присутствия детей. В любом из подобных случаев ребёнок приходит в школу не готовым к правильной оценке своих успехов. Если родители советуются с учителями всё обстоит проще, надо наметить с ними работу, как исправить семейные ошибки, но воспитанию ребёнка.

       Таким образом, можно сказать, что семья, а точнее взаимоотношения детей и родителей играют важную роль в формировании самооценки в младшем школьном возрасте. В этом возрасте главным является вопрос: «Кто я такой?» - его можно считать одним из ведущих мотивов общения. И здесь первое слово за родителями. Им ребёнок верит, их мнения воспринимает как безупречное. И здесь приходится сталкиваться с многочисленными ошибками, допускаемых родителями.

       В семьях, где растут дети с заниженной самооценкой, материи отцы не могли глубоко охарактеризовать своего ребёнка. В жизнь своих детей эти родители включаются тогда, когда дети создают для них трудности (отстают в учёбе). На вопросы: «Чем интересуется ваш ребёнок? Чем занимается в свободное время? С кем дружит?» обычно следуют такие вопросы: «Чем занимается, ему бы учиться по меньше, а мяч гонять по больше», «Кто его знает, чем он занимается и чем интересуется. Ему надо учением больше заниматься».

       Исследования показывают, что в семьях, в которых у детей формируется заниженная самооценка нет какой-либо системы правил, норм, определяющих жизнь семьи в целом и ребёнка в частности. Если судить по внешним признакам, то родители этих детей как будто дают им большую свободу. Но такая «свобода» оказывается, в сущности, просто бесконтрольностью, она результат безразличного отношения к ребёнку, к его интересам, увлечениям. Также в таких семьях родители стремятся по отдельным поступкам ребёнка делать обобщающие выводы о его личности в целом. Случается, что проявление детских фантазий расценивается как ложь, а ребёнок - «обманщик», «лгун». Некоторые родители пренебрежительно высказываются, насмехаются над неудачами ребёнка. В таких семьях о трудностях испытываемых ребёнком, о его недостатках чаще всего знает мать, но она старательно скрывает их от отца. Ребёнок чувствует себя здесь неуютно. Общение с родителями ребёнок чаще всего избегает. Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях или там, где родители живут в разладе. В основном такие дети пассивны, обладают повышенной тревожностью, мнительностью. Ранимы и чрезмерно чувствительные к критике и неудачам, они избегают того, чтобы их оценивали, стараются оставаться в тени. Воспринимают и оценивают себя как неудачливых и неспособных к защите, эти дети боятся тех, кто «сильнее» их (учителей, родителей), и уклоняются от того, чтобы быть ими замеченными.

Информация о работе Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр