Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 07:39, дипломная работа

Описание

Основная цель образования - воспитание человека - гуманиста, гражданина России, свободомыслящего, нравственного и физически здорового, способного критически воспринимать мир и себя, как неотъемлемую часть, способного конструктивно, природосообразно и культуросообразно действовать, исходя из пользы общества и собственных интересов.

Работа состоит из  1 файл

самооценка.doc

— 408.19 Кб (Скачать документ)
    • Человек должен быть твердо убежден, что его понимают другие люди;
    • он должен быть твердо уверен, что способен к тому или иному виду деятельности;
    • у человека должно быть развито чувство собственной значимости. Формирование «я-концепции» не заканчивается в каком-то возрасте, а постоянно происходят изменения, влияющие на самооценку. Есть две возможности повысить самооценку, исходя  из формулы: самооценка = успех / притязания; либо снизить притязания. Важным условием психической цельности индивида. Роджерс считал гибкость в оценке самого себя и умение под давлением опыта изменять самооценку. Но Роджерс переоценивал роль личностных отношений, считая их единственным фактором соотношения реального и идеального «я».

    И в сеже функция самооценки понимается «у них» односторонне, как приспособление к окружающей среде, но ничего не говорится об самооценке, как об одном из механизмов, реализующих активность личности во взаимодействии со средой.

       Советские психологи подчеркивают социальную роль самооценки. В работах Божович Л. И., Ковалёва показано, что осознание свойств и качеств личности определяющих уровень самооценки - необходимая предпосылка самовоспитания. Эти проблемы связаны с «образом я» рассматриваются в контексте изучения самосознания (В. В. Столин, А. Г. Спиркин, Е. И. Савалько). В специальных экспериментах самооценка изучалась преимущественно в различных видах деятельности. Анализ результатов показал, что к семи годам самооценка детей начинает тяготеть к адекватной или уже становятся таковой. Очевидно,что оценивание себя не существует изолированно от представлений о самих оцениваемых качествах. Поэтому самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе.

       Ананьев Б. Г. подчёркивал, что решаюшее значение в образовании мыслей о себе, имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений. В исследованиях Б. Г. Ананьев вводит понятие самооценки, под которым подразумевается соучастие учащихся в оценочном воздействии учителя, активное отношение их к этим воздействиям. По данным исследования оценка педагога оказывает воздействие на формирование самооценки.

       Много внимания уделяла решению проблем самооценки, как основной составляющей самосознания личности, определению уровня притязаний Л. И.Божович. Она считает, что развитие сознания в онтогенезе характеризуется тем, что в нём большую роль начинает играть процесс познания и осознания субъективности самого себя, как единого целого. Развитие сознания изменяет характер взаимоотношений со средой субъекта. Только что родившийся человек действует под влиянием биологических потребностей. Затем его поведение и деятельность начинают определяться восприятием тех предметов мира, в которых нашли воплощение биологические потребности. Божович Л. И. считала, что на втором году жизни формируется представление, выражающееся в способности ребёнка действовать в соответствии с внутренними побуждениями. На следующем этапе (кризис семи лет) происходит выделение ребёнком самого себя в качестве субъекта. Здесь он уже осознаёт самого себя. Н предзаключительном этапе кризиса семи лет у ребёнка возникает сознание себя как существа социального. Этот период можно назвать рождением «я-социального». На данном этапе формируется потребность занять новое место в жизни (позиция школьника). На последующем этапе возрастного развития у подростка возникает самосознание в собственном смысле, то есть способность направлять сознание на свой собственный психологический процесс, включая собственные переживания. Это порождает потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность.

       Таким образом, Божович Л. И. экспериментально исследовала функции самооценки, уровень притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребёнка, природу и пути формирования устойчивости личности.

       В исследованиях Е. А. Серебряковой показано, что проявление уверенности в себе, неуверенности и самоуверенности зависит от того, насколько правильно человек может судить о себе. В самооценке выражается взгляд человека на свои возможности. Уверенность в себе лежит в основе правильной оценке собственных сил и возможностей, поведение человека в этом случае будет соответствовать его возможностям и требованиям к нему со стороны окружающих. Неуверенность в себе имеет недооценку своих качеств и возможностей, самоуверенность-переоценку.

       Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что самооценка относится к ядру личности и является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависит отношение человека с окружающими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека. Особое и важное место самооценка занимает в структуре самосознания, где является основой эмоционально-оценочного компонента, который играет важную роль в деятельности человека и его развитии в целом.

              Изучением сущности самооценки  занимались как отечественные, так и зарубежные психологи. Западноевропейские психологи и американские (З. Фрейд, К. Левин и др.) рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человека ориентированием в окружающей социальной среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. Социальная среда понимается ими как враждебная для человека и не говорится о ней, как об одном из механизмов, реализующих  активность личности во взаимодействии со средой. Отечественные психологи (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович и др.) рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей её жизнедеятельностью. Так же самооценка имеет  общественный характер и обусловлена социальными условиями. Можно сказать, что подход отечественных психологов к пониманию самооценки наиболее полно раскрывает её сущность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Виды самооценки и их характеристика.

       В психологии существуют различные подходы к классификации видов самооценки. Немов Р.С., Рогов Е.И. выделяют адекватную и неадекватную самооценку, которая в свою очередь может быть завышенной и заниженной.

         Адекватная самооценка свидетельствует об объективном отражении собственной личности, ее черт, свойств и качеств. Человек относится к себе критически, требовательно, правильно соотносит свои силы, возможности, способности с поставленными целями и задачами различного уровня трудности. Этот вид самооценки свидетельствует об уверенности в себе.

       Завышенная самооценка отражает личностную переоценку своих

       возможностей, качеств. Как правило, при завышенной самооценке формируются такие качества личности, как себялюбие, эгоизм, высокомерие, зазнайство. Иногда у людей с устойчивой самооценкой может быть аффект неадекватности, т. е. острое отрицательное эмоциональное состояние в связи со стремлением сохранить завышенную самооценку при успехе, который проявляется в неустойчивости эмоционального состояния и в обвинении окружающих людей в своих неудачах (вина перекладывается на плечи других).

       Заниженная самооценка проявляется в недооценке личностью своих качеств, способностей и возможностей. Человека с заниженной самооценкой характеризует неуверенность в себе, в своих возможностях и способностях, робость, нерешительность, повышенная требовательность к себе, постоянная неудовлетворенность своими результатами. Часто у тахих людей формируется комплекс неполноценности как личности. Низкий уровень притязаний препятствует достижению целей, поставленных задач в деятельности.

       В структуре самооценки психологи (Спиркин А.Г., Крутецкий В.А.) выделяют два компонента: когнитивный (знание о себе) и эмоциональный (отношение к себе). Их трудно разделить, они очень тесно связаны между собой : знание о себе неизбежно обрастает эмоциями, а эмоции, окрашивая знания, изменяют их. Именно эмоции придают самооценке такую окраску как удовлетворенность или неудовлетворенность собой. Они также выделяют : общую и частную самооценку.

       Общая самооценка отражает стиль отношения личности к себе, ее общую жизненную установку. С ней связан уровень уважения к себе, фактически она обозначает степень самозащиты личности. Не менее важно и то, что общая самооценка нередко диктует и отношение к другим, проявляясь, например, в высокомерии, зазнайстве, кричливости, наоборот,- в уважении и доброжелательности. Заниженная общая самооценка может диктовать такие формы поведения, как угодничество, подхалимаж, но может стать основой скромности, терпимости.

       Частная самооценка отражает оценку человеком своих конкретных качеств, поступков, физических данных. Она может иметь для личности разную значимость. Одни касаются главных линий его жизни и поэтому острее и важнее переживаются, другие - менее значимы, и поэтому даже негативные оценки в этих сферах могут быть безразличны для личности. Например, для женщины - матери важно, хорошо или плохо она воспитывает своего ребенка, а умение петь и рисовать для нее менее актуально.

       Как общая, так и частная самооценки могут быть высокими и низкими, устойчивыми и неустойчивыми, реальными и демонстративными, точными и неточными, уверенными и неуверенными. Уровень развития личности каждый из этих характеристик обуславливает уровень сформированности самой самооценки, меру ее действительности как механизма саморегуляции.

       Самооценка может быть как более, так и менее категоричной, она выражается чаще всего проблематично («думаю», «полагаю», «мне кажется»). Самооценка может быть или менее обоснованной и аргументированной.

       Человек оценивает в самом себе и прошлое, и настоящее, и будущее. Поэтому самооценка может быть:

    • ретроспективной, когда оценивается прошлый опыт;
    • актуальной, когда оценивается сегодняшний день;
  • прогностической, когда оценивается перспектива на будущее. Больше всего материала для самооценки дает прошлое, но в реальной жизни три вида самооценки слиты воедино: ретроспективная дает возможность решения сегодняшних проблем и выбора основ для прогнозирования.

       Голландский исследователь Ван-Дейк выделяет положительную и отрицательную самооценку.

       Негативная самооценка выглядит так: человек недооценивает свои возможности, не верит самому себе, считает, что его не любят. Если что-то удается сделать, то это относится к случайному везению. Если у человека что-то не получается, то он относит эту неудачу на собственный счет. Испытывает сомнение при принятии того или иного решения.

       Позитивная самооценка человека: он видит себя таким, какой он есть. Он ставит себе реальные цели и исходит из того, что достигнет их. Успешные результаты относит на счет собственных усилий и способностей. Если терпит неудачи, это сильно не огорчает его, а напрягает силы, что бы в следующий раз обеспечить более полный успех. Довольно хорошо и решительно может выполнять действия, требования.

       Ребенок с положительной самооценкой готов рисковать и пробовать снова и снова действовать, поскольку он верит в себя. Однако, для формирования положительной самооценки недостаточно, если мы просто все время будем повторять ребенку: «В принципе ты хороший». Если эта оценка не будет подтверждаться в каждой конкретной деятельности, он очень быстро поймет, что педагог не искренен и говорит так по обязанности. Поэтому, если у ребенка что-то не получается, очень важно подбодрить его, сказав, например: «Ничего страшного, так бывает со всеми». Необходимо говорить, что у него все получится. Если  каждый конкретный успех ребенка вызывает у педагога искреннюю радость, то это также большая поддержка для его общей положительной самооценки.

       Негативная самооценка в жизни встречается очень редко. Кроме всего прочего, это объясняется также и тем, что человек, даже маленький, инстинктивно защищается от массивной и обвальной отрицательной оценки со стороны окружающих, если он с ней сталкивается.

       Можно сказать, что в психологии выделяют несколько видов самооценки, которые по-разному влияют на развитие личности и ее поведение. Наше исследование предполагает формирование адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте. Для этого нам необходимо более подробно изучить ее особенности и факторы, влияющие на формирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.3 Особенности самооценки личности в младшем школьном возрасте.

       Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10). Ребенок стал школьником. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной жизни. Происходят различные изменения нравственной сферы- это связано с появлением у младшего школьника собственных взглядов, отношений, собственных требований и оценок- того, что образует внутренний мир, стержень личности.

       Также изменения происходят в самооценке школьника. С появлением новых видов деятельности, с возникновением новых связей с окружающими (в его жизнь вошел учитель, появились сверстники по классу) у ребенка возникают некоторые новые критерии, мерки, оценки как своих товарищей, так и своих товарищей, так и самого себя. Его самооценка зависит в первую очередь от влияния учителя, родителей, товарищей. Опираясь на их суждения,  он оценивает себя - в отношении всего того, что связано со школой. Это не значит, что его оценки правильны -  часто бывает наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях, чем о действительном положении дел - хорош или плох он как школьник, хорошо или плохо учится, как ведет себя на уроке, как слушает учителя.

       Ребенок может быть уверен, что он хороший ученик (хотя сидит на уроке плохо, неважно осваивает учебные навыки), так как вносит в свою работу много старания и рвения. Он и товарищей по классу начинает оценивать не только с точки зрения того, как они играют во время перемен, но и с точки зрения их качеств как учеников (знающий - мало знающий, активный - пассивный и т. д.). Так в жизни школьника появляются некоторые новые категории ценимых явлений и соответственно оценок.

       Наиболее интенсивно развивается у ребенка оценка выполнения учебных заданий. Это и естественно, поскольку ему каждый день приходится слышать  оценки педагога. Уже после некоторого времени обучения школьник имеет достаточно отчетливые критерии оценки результатов учебной работы по русскому языку, математике, чтению. При этом выявляются закономерности: сперва у ребенка формируется критерий оценки и его применения по отношению к другим, а затем - и далеко не в полной форме - по отношению к себе. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в известной мере в своих собственных силах и учебных возможностях, и в том, что он из себя представляет.

Информация о работе Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр