Формирование знаний о народных обычаях у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования:
изучить использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме: «Использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших школьников»;
раскрыть теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших школьников средствами народной педагогики как проблемы педагогической науки;
разработать, провести и описать опытно-экспериментальную работу по использованию традиций народной педагогики как средства воспитания в работе с младшими школьниками.
проанализировать и описать полученные результаты исследования.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 89.69 Кб (Скачать документ)

Ни одна из приведённых  пословиц и поговорок и народных сказок о воспитании вообще, о трудовом, нравственном, умственном, эстетическом воспитании в частности по своей  идее и содержанию не противоречит данным научной педагогики. Более  того, будучи бесценным творением  гения своего народа, они имеют  весьма широкое распространение  среди масс.

Важно, чтобы учителя и  родители чаще стремились в общении  с детьми использовать эти образные выражения, поясняя их смысл и  значение с точки зрения современных  задач. Устное народное творчество содержит различные явления языка, логические единицы, художественные миниатюры, поэтические  образные обобщения социально - исторического  опыта. Они выражают нравственные, этические  и эстетические взгляды народа. В  силу этого они представляют реальную основу для изучения народной психологии.

Педагогические воззрения  народа должны стать предметом дальнейшего  изучения в школах и других учебных  заведениях. В действующих учебных  программах общеобразовательных школ подчёркивается воспитательное значение народного творчества.

Идеи народного творчества способствуют патриотическому, нравственному  воспитанию, формированию этических  понятий.

 

Список используемой литературы

 

1. Виноградов, Г.С. Народная  педагогика [Текст] / Г.С. Виноградов. - Иркутск , 1926 г.

. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: Учеб. пособ. для студентов высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия. 2001. - с. 324.

. Измайлов, А.Э. Народная  педагогика [Текст] / А.Э. Измайлов.- М.: Педагогика, 1991. - 234с.

. Круглый год. Русский  земледельческий календарь / Сост., вступ. сл. и примеч.: А.Ф. Некрыловой; Ил. Е.М. Белоусовой. - М.: Правда, 1991.

.Макаренко, А.С. О воспитании  в семье [Текст] / А.С. Макаренко. - М., 1955.- 124 с.

. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. С.253.

. Методы этнопсихологического  исследования Текстпод ред. Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина, С.Н. Епиколонов. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 124

8. Новый иллюстрированный  энциклопедический словарь. - М.: Большая  Российская энциклопедия, 1998.

. Найденова, Е.А. Детский  коллектив и толерантность [Текст] / Е.А. Найденова //Межкультурный  диалог: лекции по проблемам межэтнического  и межконфессионального взаимодействия /под ред. М.Ю. Мартыновой, В.А.  Тишкова, Н.М. Лебедевой. - М.: Изд-во  РУДН, 2003. - 406 с.

. Найденова, Е.А. Школа  миротворчества для самых маленьких

[Текст] /Е.А. Найденова  //Толерантность и культурная  традиция: сборник статей /под ред.  М.Ю. Мартыновой. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - С.267-324.

. Наше наследие: о проблемах  гражданского и патриотического  воспитания детей и подростков  в библиотеке. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Школьная библиотека, 2004. (Прилож. к журналу «Школьная библиотека»).

. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов.- В III т. Том I Общие основы психологии. - М.: Владос, 2008. - 225с.

. Общая психология [Текст]: Учебное пособие для пед. ин-тов. / А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1970. - 432с.

. Подласый И.П. Педагогика [Текст]: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.

. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: Учебник для студентов пед. Вузов / И.П. Подласый: В 2 кн - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2. Процесс воспитания. - 256 с.

. Развивающее обучение  история, теория, практика [Текст]: (Материалы зональной научно - практической конференции, октябрь, 1998г. / Под. ред. М.И. Волошкиной): Приложение к журналу «Начальная школа» 3 1. - М.: Начальная школа. - 1998.

. Русские обычаи и обряды [Текст] / Н.А. Юдина. - М.: Вече, 2005.

. Сепир, Э. Обычай [Текст] // Сепир Э. Избр. Труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

. Сорокин, П.А. Человек.  Цивилизация. Общество. [Текст] / А.П.  Сорокин.- М., 1992.

. Спиридонова, С.В. Методологические  аспекты использования нетрадиционных  народных праздников в воспитательном  процессе начальной школы [Текст] / С.В. Спиридонова // Вестник МГОУ: Серия «Педагогика».- № 1 (41).- 2007.- С. 69-74.

. Суханов, И.В. Обычай, традиции и преемственность поколений  [Текст] / И.В. Суханов. - М., 1976;

. Хрестоматия по детской  психологии [Текст]: от младенца до  подростка / Г.В. Бурменская. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 656 с.

 

Приложение №1

 

Вопросы из анкеты для младших  школьников о краеведении в Тульской области представленная на констатирующем эксперименте

 

1.Как?

.Какие традиции есть  в вашей семье?

. Каких героев народной  сказки вы знаете?

. Чем отличаются народные  сказки от авторских?

. Назовите несколько русский  народных песен;

. Назовите 1-2 русских народных  игр;

. Знаете ли вы русские  народные праздники? Назовите  их.

. Напишите одну русскую  поговорку.

 

Приложение №2

 

Вопросы из анкеты для младших  школьников о традициях народной педагогики представленная на контрольном эксперименте

 

1.Какие традиции вы  знаете?

. Назовите блюда русской  народной кухни

. Назовите русские народные  имена (два женских, два мужских)

. назовите элементы русского  народного костюма:

а) женщины

б) мужчины.

.Какие русские народные  инструменты вы знаете, а также  можете играть?

. Напишите одну русскую  пословицу

. Назовите 1-2 русских народных  игр;

. Каких героев народной  сказки вы знаете?

 

Приложение №3

 

Ответы учеников 4 «Д»  класса на вопросы анкеты о традициях  народной педагогики на констатирующем этапе нашей работы

 

Ответы на вопросы анкеты Ани К.

1.Не знаю.

2.По вечерам всей семьёй  пить чай, проводить вместе  выходные.

.Волк, лиса, собака, медведь,  Иванушка дурачок.

.Наверное, народ написал  народные, а авторские автор.

.«Калинка».

.Ручеёк, лапта.

.Масленица, Иван Купала, Пасха.

.Семь раз отмерь - один  отрежь.

Ответы на вопросы анкеты Матвея Н.

.Не знаю.

2.В выходные дни собираться  всей семьёй, играть в игры, ездить  к бабушке.

.Емеля, Иванушка дурачок.

.Не знаю.

.«Вот кто-то с горочки  спустился», «Калинка».

.Не знаю.

.Масленица, Пасха.

.«Один в поле - не воин»;

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Ответы на вопросы анкеты Роман Т.

.Свадьбы, Пасха, Рождество.

2.Ходить всей семьёй  на Ярмарку, Проводы зимы, Пасху.

.Емеля, Иванушка дурачок, Маша, Лиса, Баба. Дед.

.Народные сказки пришли  к нам из народа.

.«Казачья».

.Салки, жмурки, лапта.

.Масленица, Пасха, Иван  купала, Рождество.

.«Терпение и труд всё  перетрут», «Лень портит, а труд  кормит».

Ответы на вопросы анкеты Лиля С.

.Не знаю.

2.На ночь мне брат  всегда рассказывает сказки.

.Емеля, Баба. Дед, волк, Мишка.

.Не знаю.

.Не знаю.

.Салки.

.Масленица, Пасха, Иван  купала, Рождество.

.Незнаю.

 

Приложение №4

 

Рассказ для младших школьников на тему: «Традиции чаепития»

 

Чаепитие, душевная беседа за чашкой чая, имеет давние традиции в  России, в Англии, на востоке (Япония, Китай). Русское чаепитие неразрывно связано с самоваром. Уже в  летописях встречаются первые упоминания о традициях чайных посиделок. Пить чай нужно было медленно. В старой Москве пили чай четыре раза в день, в Пскове - шесть раз в день и больше.

Русские хозяйки всегда были очень гостеприимны. Для гостей дома обязательно ставили самовар, пили с гостями чай, беседовали. Хозяйка  наливала чай, угощала гостей и домашних. Часто ей помогали дочери. Передавать чашку за столом полагалось обязательно обеими руками, улыбаясь, с добрым напутствием: "На здоровье!". Принимая чашку чая, гости отвечали хозяевам: "Спаси Бог вас", "Благо дарю вам". За чаепитием обязательно велись добрые душевные беседы. Детей также приглашали за стол, они пили чай со взрослыми, слушали беседы, учились вести себя за столом.

Английские традиции чаепития известны во всем мире. Англичане неизменно  начинают утро с чашки хорошего чая. Эта традиция берет сове начало от сырого холодного климата Англии. Англичане просыпаются в 6-7 часов  утра, и чтобы быть бодрыми и  свежими, им конечно необходима чашечка  чая.

Известное английское чаепитие в 5 часов вечера впервые появилось  в 1840 году. Герцогиня Анна Бедфордская Седьмая предложила утолять легкий голод, возникающий между завтраком и поздним английским обедом, в 4 часа дня чашкой чая с легкими закусками. Позже чаепитие переместилось на 5 часов вечера.

Традиции английского  чаепития использовались даже в старой России. В богатых домах Москвы и Санкт-Петербурга существовал  обычай пить чашку чая до завтрака. Даже когда место чая занял  кофе, на столах часто соседствовали  кофейник и самовар.

На востоке отношение  к чаепитию особое. В Китае и  Японии чайная церемония была частью встреч философов и художников. Во время традиционного восточного чаепития произносились мудрые речи, рассматривались произведения искусства. Чайная церемония специально оформлялась  для каждой встречи, подбирались  букеты цветов. Использовалась специальная  посуда для заварки чая.

В 16-17 веках чайная церемония  приобрела известность среди  японской аристократии, самураев. Сегодня  восточная чайная церемония оформилась в настоящую систему отдыха.

Чайную церемонию принято  совершать в специальных чайных домиках. При входе гости кланяются  хозяевам, и садятся на циновки. Хозяин кланяется гостям. Посуда для такой  чайно церемонии простая, но очень гармоничная: чашки, медный чайник, бамбуковая мешалка, ящичек для хранения чая.

 

Приложение №5

 

Ответы учеников 4 «Д»  класса на вопросы анкеты о традициях  народной педагогики на контрольном  этапе нашей работы

 

Ответы на вопросы анкеты ученика 4 «Д» класса г. Ефремов Юры В.

1.Традиция чаепития, семейный  ужин за круглым столом.

2.Каша, квас, щи.

.Иван, Марья, Матвей.

.А) фартук, кокошник.

Б) кафтан.

. Балалайка, гармонь, играть  не умею, хотел бы научиться.

. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

. Прятки, лапта, жмурки, салки.

. Маша, медведь, лиса, волк, Иван Царевич, Иванушка Дурочек.

Ответы на вопросы анкеты ученика 4 «Д» класса г. Ефремов Раушан Н.

. Существует традиция  чаепития, семейные прогулки, семейные  праздники, по воскресеньям ходить  в Церковь.

. Каша, квас, пироги, квашенная капуста.

. Ваня, Маша.

.Сарафан, платок, фартук.

. Балалайка, гармонь.

. Начало трудно, а конец  мудрен.

.Салки, ловишки.

. Иванушка Дурачок, Баба-Яга, Василиса, Кощей.

Ответы на вопросы анкеты ученика 4 «Д» класса г. Ефремов Андрей Ф.

1.Праздники Масленицы,  Рождестве, Пасха, традиция чаепития, свадьба, сватовство.

2.Щи, квас, кисель, холодец.

.Евдокия, Пётр, Иван, Марья.

.Лапти, кушак, кафтан, платок.

.Балалайка, свистулька, трещотка.

.Беда, что вода, - нечаянно  на двор придет. Беден, да честен. В тесноте люди песни поют, на просторе волки воют.

.Хоровод, шарады, лапта,  Игра «У Медведя во бору».

.Змей Горыныч, Кощей,  Иван-Дурак, Кот, Лиса, Волк, Машенька.

Ответы на вопросы анкеты ученицы 4 «Д» класса г. Ефремов Алёны В.

.Я знаю русские традиции - это Рождество, Крещение, Святки, Троица, традиция чаепития.

2.Окрошка, щи.

.Проскофья, Марья, Иван.

.Кафтан, сарафан, лапти,  рубаха.

.

.Умный товарищ - половина  дороги. Хлеб - всему голова. Хлеб  да вода - крестьянская еда.

.Гармонь, домра, балалайка,  свистулька, свирель.

.Змей Горыныч, Кощей,  Иван-Дурак, Кот, Лиса, Волк, Медведь.

 

Похожие работы

Фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников к народной ... 
Студентки 5 курса. Глебовой А.С.  
...к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики .

Содержание  и методика национального воспитания младших школьников  
Рассмотрим их подробнее. 1.3 Методические аспекты национального воспитания младших школьников .  
...жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики . Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми.

Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры... 
Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа. 1.4. Средства народной педагогики . I.2. Общее понятие о личности.  
Объект исследования: влияние русского музыкального фольклора на нравственное воспитание младших школьников .

Влияние культурных традиций на формирование личности школьника  
Глава 2. Народная педагогика как средство воспитания . .1 Культурные традиции воспитания ... 
... традиций влияет на эстетическое, нравственное воспитание младших школьников , а также на закрепление знаний. Результаты опытно-экспериментальной работы.

формирование  духовной культуры школьников средствами музыкального искусства  
...уроках музыки в начальной школе, выступают как важное средство музыкально-эстетического воспитания младших школьников  
...структуры, которые имеют богатые традиции использования в народной музыке и не ограничиваться наиболее простыми формами и...

Пути  воспитания ценностного отношения  к Родине у младших школьников  
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II. ГЛАВА III. ПУТИ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .  
...человека обществом и общества человеком. // Педагогика . - 1996. - №5. - С.3-9. .Биткеев Н.Ц. Народное творчество как средство формирования...

Нравственные  идеалы в народной педагогике  
Исследователи выделяют ряд факторов народного воспитания : природа, игра, слово, труд, общение, традиции , искусство, религия, пример-идеал... 
...использованием идей народной педагогики «Сказка - для светлого ума закваска» для младших школьников . Цель

Информация о работе Формирование знаний о народных обычаях у младших школьников