Формирование знаний о народных обычаях у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования:
изучить использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме: «Использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших школьников»;
раскрыть теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших школьников средствами народной педагогики как проблемы педагогической науки;
разработать, провести и описать опытно-экспериментальную работу по использованию традиций народной педагогики как средства воспитания в работе с младшими школьниками.
проанализировать и описать полученные результаты исследования.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 89.69 Кб (Скачать документ)

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь  касается механической памяти, которая  за первые три-четыре года учения в  школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем  развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве  случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Если, однако, детей младшего школьного возраста с первых лет  обучения в школе специально учить  мнемическим приемам, то это; существенно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста.

Обучение детей мнемическим действиям должно проходить через два этапа. На первом из них детям необходимо овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала, а на втором -- научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях. В норме это должно произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот процесс в младших классах школы.

Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности.

Младший школьный возраст  содержит в себе значительный потенциал  умственного развития детей, но точно  определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого  вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-преподавателями, почти  всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и  диагностики возможностей ребенка, и нельзя заранее сказать, в состоянии  или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики  обучаемости. Те данные, которые представлены далее, не следует рассматривать как нормативные. Они скорее указывают на то, чего может добиться нормальный ребенок при не самых лучших методах и средствах обучения, при ныне действующих учебных программах, не всегда учитывающих возможности детей [22, с. 269].

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец - с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование  речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически.

Полученный результат  затем соотносится с условиями  и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями [22, с. 197].

Первое из названных направлений  связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести  рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Второе направление в  развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для  решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать  образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.

Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний  процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается  наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей  нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это в конечном счете может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.

Подготовительная фаза ориентировки в условиях решаемой задачи является очень важной для развития интеллекта, так как дети на практике часто  не справляются с задачей именно потому, что не умеют анализировать  ее условия. Такой недостаток обычно преодолевается за счет специальных  упражнений, направленных на сравнение  между собой условий в похожих  друг на друга задачах. Такие упражнения особенно полезны тогда, когда детям  для сопоставления предлагаются задачи со сложными условиями, между  которыми существуют тонкие, едва заметные, но существенные различия и от которых  зависит направление поиска правильного  ответа. Важно, чтобы дети научились  не только видеть, но и словесно формулировать  эти различия [22, с. 300].

И так, установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в  состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец. Неустойчивы черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированные. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием.

Выводы по первой главе

 

Народная педагогика - составная  и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли  изучению педагогических воззрений  народа и его педагогического  опыта. Педагоги-классики полагали, что  народная педагогика обогащает науку  о воспитании, служит ее опорой и  основой.

Определенный уровень  педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем - как возникновение  художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и  народная педагогика вступили в сложные  взаимодействия друг с другом и взаимно  благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое  может быть названо педагогической культурой.

Устои народной, особенно старой деревенской жизни не следует  идеализировать: в них немало противоречивого, угрюмого, черного, заскорузлого. Эти  противоречия, порождаемые историческими  условиями, накладывали свой отпечаток  и на народные педагогические традиции. Однако духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и  человечность, именно они способствовали воспитанию подлинно народных характеров. Так, например, очень много смысла в тысячелетней чувашской традиции, когда трудолюбивым называют только того, кто и нелюбимую работу делает с любовью.

В народе испокон веков  вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и  традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении  к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Успешное развитие культуры, системы народного образования  возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций. Педагогические наука и практика, игнорирующие коллективный педагогический опыт народа, не могут  стать существенным элементом массовой педагогической культуры.

народный педагогика школьник

Глава II. Опытно-экспериментальная  работа по использованию традиций народной педагогики как средства воспитания младших школьников

 

Опытно-экспериментальное  исследование проводилось в школе  № 24

г. Ефремов, в 4 «Д» классе, количество детей в классе 20 человек. Возраст детей варьировал от 10 до10,5 лет. (Данные смотрите в таблице №1.) Учитель Синицина Ольга Михайловна.

 

Таблица №1. Список детей

№ п/пИмяВозраст1Роман Т.10лет2Катя И.10,5 лет3Ваня С.10,3 лет4Руслан Г.10 лет5Юра В.10 лет6Таня М.10,5 лет7Айдар Ф.10 лет8Андрей А.10 лет9Лиля С.10,5 лет10Алия М.10,5 лет11Юля Д.10 лет12Витя Н.10 лет13Саша К.10 лет14Света М.10 лет15Раушан Н.10 лет16Даша В.10 лет17Кира Т.10лет18Алёна В.10,5лет19Матвей Н.10лет20Алиса Ф.10лет

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:

этап - констатирующий - выявить  уровень сформированности знаний младших школьников о традициях народной педагогики.

этап - формирующий - он был  направлен на организацию работы с использования краеведческого материала в патриотическом воспитании младших школьников, и закрепление  знаний о традициях народной педагогики.

этап - контрольный - на данном этапе повторно выявлялся уровень  сформированности знаний младших школьников использования краеведческого материала в патриотическом воспитании младших школьников после проведения данной работы.

 

.1 Изучения уровня знаний младших школьников традиций народной педагогики

 

Целью опытно-экспериментальной  работы являлось разработка и апробация  использования народной педагогики в систематическом научном образовании  в начальной школе.

Для изучения уровня знаний о традициях народной педагогики у младших дошкольников, детям  было предложено анкетирование. Анкета состояла из 8 -ми вопросов, на которые  они отвечали (см. Приложение №1)

Ответы учеников на вопросы  анкеты были разными (см. Приложение №3), больше всего вызывали затруднения вопросы: №№ 1, 4, 8. Те ученики, которые отвечали на вопрос №8, приводили больше примеры пословиц про труд. На вопрос, про народные праздники ученики называли самые известные праздники Пасха, Масленица, Рождество, Иван Купала.

Интерпретация результатов  проводилась следующим образом:

высокий уровень - учащиеся имеют систематичные знания о  народной культуре, могут назвать  народные игры, пословицы, поговорки, обряды, знают народные игр и народные праздники, им присваивалось 3 балла.

средний уровень - характеризуется  отсутствием системных знаний о  народной культуре, имеют неглубокие знания культуры своего края, им присваивалось 2 балла.

низкий уровень - это когда  учащиеся не имеют знаний о народной культуре, не играют в народные игры, не знают народного фольклора: пословиц, поговорок, народных праздников и т.д., им присваивался 1 балл.

После обработки данных, мы получили следующие результаты:

высокий уровень - 3 человека(15%);

- средний уровень - 10 человек  (50%);

- низкий уровень - 7 человек  (35%).

Данные мы поместили (см. таблицу №2) и (см. диаграмму №1).

 

Таблица №2

№ п/пИмяВозрастБаллы1Роман Т.10лет32Катя И.10,5 лет23Ваня С.10,3 лет14Руслан Г.10 лет35Юра В.10 лет26Таня М.10,5 лет17Айдар Ф.10 лет28Андрей А.10 лет29Лиля С.10,5 лет110Алия М.10,5 лет211Юля Д.10 лет312Витя Н.10 лет113Саша К.10 лет214Света М.10 лет115Раушан Н.10 лет116Даша В.10 лет217Кира Т.10лет218Алёна В.10,5лет219Матвей Н.10лет220Алиса Ф.10лет1

Таким образом, в исследуемом  классе наблюдаются средний уровень  сформированности знаний младших школьников о традициях народной педагогики, что составляло 50% от общего количества детей исследуемого класса.

Дети справились с анкетированием с небольшими затруднениями, и только 3 ребёнка (15%) получил высокий балл, низкий балл получило 7 человек (35%).

 

2.2 Организация работы  с использованием традиций народной  педагоги как средство воспитания  младших школьников, и закрепление  знаний о средствах народной  педагогики

 

Для повышения уровня знаний младших дошкольников о традициях  народной педагоги нами был проведён внеклассный урок на тему: «Культура и традиции русского народа».

Цели и задачи урока:

познакомить учащихся с жизнью и бытом, культурой и традициями русского народа;

творчеством Б. Кустодиева;

русскими народными праздниками;

отработка графических навыков  в работе пастелью, восковыми карандашами.

Зрительный ряд:

наглядно иллюстрированный материал Русские народные праздники;

репродукции картин Б. Кустодиев Автопортрет;

Праздник в деревне

Ярмарка

Ф. Малявин Вихрь

А. Пластов Сенокос

А. Венецианов Жатва

Музыкальный ряд:

танец розовых девушек (оркестр);

Со вьюном я хожу (хор);

Литературный ряд:

И. Токматова Ярмарка

Н. Языков Край родной

Ход урока. Организационный  момент урока. Беседа о культуре, быте русских людей.

Учитель: Русские люди жили в средней полосе России, где росли  могучие хвойные и лиственные леса, чудесные березовые рощи. Люди жили в деревянных избах. Строили  избы плотники - мастера своего дела. Осенью они подбирали нужные деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте делали сруб: точно подгоняли  бревна друг к другу, возводили стены:

 

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы  зеленее

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

Н. Языков

 

III. Работа с классом.  Беседа на тему: «Красота русской  природы»

Информация о работе Формирование знаний о народных обычаях у младших школьников