Формирование знаний о народных обычаях у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования:
изучить использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме: «Использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших школьников»;
раскрыть теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших школьников средствами народной педагогики как проблемы педагогической науки;
разработать, провести и описать опытно-экспериментальную работу по использованию традиций народной педагогики как средства воспитания в работе с младшими школьниками.
проанализировать и описать полученные результаты исследования.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 89.69 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей  личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и  мы по-новому начинаем относиться к  старинным праздникам, фольклору, в  которых народ оставил самое  ценное из своих культурных достижений.

В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с  традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного  творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя  детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем  их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные  жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях  русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного  и нравственного развития детей.

Приобщение детей к  нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального  самосознания, так важного для  сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Через народное творчество ребенок может развиться, может  проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных  конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

Народная педагогика - составная  и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский  педагог К. Д. Ушинский говорил о  том, что "воспитание существует в  русском народе столько же веков, сколько существует сам народ". И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность  официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают  друг друга.

Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно  перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые  предания народ непосредственно  связывает с поступками, жизнью и  деятельностью.

Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и др. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности [1, с.87].

В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктриной  народное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей - самого дорогого своего достояния.

Цель исследования:

изучить использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших школьников.

Задачи исследования:

изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме: «Использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших  школьников»;

раскрыть теоретические  аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших  школьников средствами народной педагогики как проблемы педагогической науки;

разработать, провести и  описать опытно-экспериментальную  работу по использованию традиций народной педагогики как средства воспитания в работе с младшими школьниками.

проанализировать и описать  полученные результаты исследования.

Гипотеза исследования:

мы предполагаем, что эффективность  использования традиций народной педагогики как средство воспитания младших  школьников повысится при реализации следующих педагогических условий:

создание в школе организационно-методического  центра (в рамках методического объединения  учителей начальной школы) по изучению и внедрению содержания и средств  народной педагогики с учетом возрастных особенностей младших школьников;

включение средств народной педагогики в качестве эмоциональных  стимулов в учебной и внеклассной  работе.

Методы исследования:

изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы;

педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный  эксперимент);

анализ продуктов творческой деятельности младших школьников.

База исследования:

опытно-экспериментальное  исследование проводилось в школе  №24 г. Ефремов, в 4 «Д» классе, учитель  Синицина Ольга Михайловна, количество детей в классе 20 человек.

Структура исследования:

наша курсовая работа состоит  из введение, двух глав, заключения, списка используемой литературы (22 источника), приложение (4).

 

Глава I. Воспитание средствами народной педагогики младших школьников как проблема педагогической науки

 

1.1 Историко-педагогическое  осмысление системы народного  воспитания

 

Исследования проблемы народного  воспитания современными учеными дают право утверждать, что в педагогической науке сложилась концепция народной педагогики, установлен ее предмет, определены источники, принципы, методы, характерные  особенности. Но необходимость получения  обоснованных данных педагогического  исследования требует изучения подходов к рассматриваемой проблеме в  прошлом и настоящем.

Первые идеи народного  воспитания обобщены в произведениях  древнерусской культуры. Рассмотрим некоторые из них.

В "Поучении" киевского  князя Владимира Мономаха много  внимания уделяется развитию в подрастающем поколении лучших черт национального  характера: доброты, милосердия, трудолюбия, гостеприимства и др. Так, призывая к доброте, В. Мономах учил: "Старых чтите, как отца, а молодых, как  братьев" [1, с. 166]. В повседневной жизни князь наставлял творить  добро: " Больного навестите, покойника  проводите…" Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите" [1, с.167].

Автор "Поучения" призывал бороться с ленью как основной отрицательным качеством человека, приводящим ко многим бедам.

Приведенные педагогические мысли великого киевского князя  заимствованы им из народной педагогики и предназначались молодым родителям  в семейном воспитании.

Вопросы народного воспитания нашли отражение и в известном  поучительном произведении Древней  Руси XII века "Молении" Даниила  Заточника, и в составленном в  Византии сборнике афоризмов мыслителей прошлого "Пчела", переведенного  на Руси в конце XI века. Обе эти книги являются памятниками педагогической мысли этого периода.

Систематические исследования отечественной народной педагогики были начаты благодаря усилиям основоположника  русской народной школы К.Д. Ушинского. Выдающийся русский педагог глубоко  ценил воспитательный потенциал  народной педагогики. Обосновав идею народности, он отвечал: "Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных  идеях"

Зная народные обычай, обряды, традиции, ученый выступал за народное воспитание, так как оно, по его  мнению, является живым образцом в  процессе народного развития. Использование  народной педагогики в общественном и семейном воспитании укрепляет  и развивает в человеке, по словам К.Д. Ушинского, народность, народное самосознание и народный характер.

Великий русский писатель и педагог Л.Н. Толстой указывал на высокую значимость народного  воспитания, отмечая, что жизненное  образование является гораздо более нужным, чем школьное.

Опираясь на традиции народной педагогики, Л.Н. Толстой призывал к  уважению личности ребенка, развитию его  активности, творчества, рекомендовал относиться к ребенку как к  личности, имеющей серьезные дела, мысли, запросы, работать вместе с ним  над общим делом, передавать ему  знания и умения по необходимости.

Л.Н. Толстой не только обобщал  постулаты народной педагогики, но и реализовал их на практике: уроки  в Яснопольской школе больше походили на семейное обучение крестьянских детей.

Большой вклад в изучении - народной педагогики внес известный  этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления  как составной части педагогической культуры народа. Он дал характеристику народной педагогики как совокупности навыков и приемов, применяемых  народом в целях формирования личности в определенном направлении.

А.С. Макаренко, имея многолетний  личный опыт учителя и воспитателя, пришел к убеждению, что педагогика рождается в живых движения людей, в традициях определенного коллектива. Он считал, что семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека [5, с.98].

Один из видных исследователей вопросов народного воспитания А.Э. Измайлов отмечает, что народная педагогика рассматривает педагогические воззрения  народа как выражение практической народной философии, как систему  накопленного веками коллективного  опыта народных масс по воспитанию молодого поколения, воплощенного в  разнообразных памятниках устного  народного творчества [2, с.14].

В современной науке вопрос обращения к народной педагогике не нов. В последние годы ее проблемами заинтересовались такие ученые, как: Д.И. Латышина, В.А. Николаев, И.П. Малютин и др. Изучая опыт народной педагогики, они отмечают, что русский народ имеет богатые традиции в области воспитания, которые развивались и совершенствовались в течение многих веков. Многообразие приемов и средств народного воспитания обеспечивало успешную подготовку детей к труду, семейной жизни, защите Родины, воспитывать подрастающее поколение на лучших образцах народной морали.

Изучение и освоение традиционного  этнокультурного наследия - это возможность  в современной жизни создать  оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, интеллектуальных ценностей, знаний, умений, навыков. Тогда образовательная  система, состоящая дошкольных, школьных, внешкольных учреждений, станет действительно  выполнять свои прямые функции - передавать народное педагогическое наследие от поколения к поколению [4, с. 67].

Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в  этом отношении являются опыт и идеи Яна Амоса Коменского и гениальных продолжателей его дела - Константина Дмитриевича Ушинского, Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского.

Вся самоотверженная деятельность Я.А. Коменского определялась желанием помочь своему народу в его стремлении к светлому будущему. Он всесторонне  изучает жизнь народа, пишет его  историю, исследует географию, составляет карту Родины, собирает чешские пословицы: «Мудрость предков - зеркало для  потомков». Ему очень дороги народные традиции и обычаи, он печется о  том, чтобы народ имел хороших  и мудрых правителей, «связанных со своими подданными узами крови». В  эпоху формирования наций его  внимание привлекают национальные особенности, становление культурной общности, общность исторических судеб людей, живущих на данной национальной территории.

В духовной культуре народа родной язык - одно из самых ценных сокровищ. Нежнейшую любовь к своей Родине, к своему народу Коменский выражает, проповедуя неиссякаемую любовь к родному  языку.

Великий педагог-гуманист добивался  того, чтобы учителя детей народа были подлинно народными. Первое и главное  требование к ним - изучать, любить родной язык, устное творчество народа. Патриотическая преданность своему народу побудила Коменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к  их творческому использованию в  создании научной теории педагогики. О высокой оценке педагогических традиций народа можно судить и по содержанию образования, которое Коменский  предлагал для пансофической школы. По его мнению, учащимся школы следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованны из устного народного творчества, проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое и т.д. «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает» - повторяет он народную поговорку, подчеркивая необходимость нравственного воспитания.

В истории педагогики Коменский  является лучшим из идеалов, личностью-символом. Когда говорят, что народы - великие  педагоги и великие педагоги народны, как наиболее яркая иллюстрация  возникает история борьбы и побед  чешского народа и пример героической  жизни его великого сына - Яна  Амоса Коменского. Своей героической жизнью Коменский доказал, что только тот народ, который знает и любит свой родной язык, может претендовать на любовь других народов.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта  воспитания как социально-исторического  феномена на всех этапах исторического  развития входило в кругнаучных интересов педагогов прошлого и настоящего[2, с.90].

Великий чешский педагог  Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», опираясь именно на опыт семейного  воспитания. Знаменитый швейцарский  педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для  матерей» создал, обобщив опыт швейцарской  народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития [2, с. 67].

Информация о работе Формирование знаний о народных обычаях у младших школьников