Формирование знаний о народных обычаях у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования:
изучить использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме: «Использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших школьников»;
раскрыть теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших школьников средствами народной педагогики как проблемы педагогической науки;
разработать, провести и описать опытно-экспериментальную работу по использованию традиций народной педагогики как средства воспитания в работе с младшими школьниками.
проанализировать и описать полученные результаты исследования.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 89.69 Кб (Скачать документ)

Учитель:

В чем вы видите красоту  русской природы?

Катя И.:

Родные просторы, красивые белые берёзы, леса, поля. Много красивых цветов. Я люблю очень васильки и ромашки. Плести венки. Красиво  получается

Света М.:

Родные просторы, красивые белые берёзы, леса, поля. Я люблю  очень васильки и ромашки (повторила  ответ Кати И.).

Руслан Г.:

Русская природа очень  красива, отражение её красоты можно  найти в картинах, сказках. Художники  рисуют разное время года. Много  загадок про природу.

Учитель:

Молодец Руслан.

Алёна В.:

Русская природа красива. В каждом крае своя красота.

Учитель:

Считаете ли вы ее красивой, почему?

Таня М.:

Да, считаю русскую природу  красивой, особенно летом. Много красивых лесов, цветов на лугах.

Андрей А.:

Наша природа красива, как зимой, так и летом. В каждое время года по-своему.

Юля Д.:

Я люблю русскую природу, мне больше нравится весна, я весной родилась, и мне нравится пробуждение  природы. Словно всё просыпается  от глубокого сна: зеленеют деревья, распускаются подснежники и др. первоцветы.

Учитель:

Что такое пейзаж?

Алиса Ф.:

Затрудняюсь ответить.

Ваня С.:

Картина, где нарисована природа.

Роман Т.:

Изображение природы.

Учитель:

Каких художников пейзажистов  вы знаете?

Ученики ответили хором:

И.И. Шишкин.

Учитель:

Какие картины И.И. Шишкина  вы знаете?

Андрей Ф.:

Незнаю.

Роман Т.:

Утро в сосновом бору, Рожь.

Юля Д.:

Рожь, Корабельная роща.

Руслан Г.:

Утро в сосновом бору, Рожь, Корабельная роща.

Учитель демонстрирует макет  русской избы.

Давайте вспомним элементы русской избы?

Юля Д.:

сруб, крыша;

Витя Н.:

причелина, лобовая доска;

Юра В.

наличники, ставни.

Учитель:

Какие праздники отмечались на Руси?

Саша К.

Я знаю Масленицу, пекут много  блинов, сжигают чучело, мы всегда ходим  всей семьёй на этот праздник.

Айдар Ф.:

Пасха, когда красят яйца в разные цвета.

Роман Т.:

многие уже ответили, какие  праздники отмечали на Руси, ещё  я знаю праздник Проводы осени - Ярмарка.

Учитель:

Молодцы дети.. Творчество Б.М. Кустодиева.

Учитель: Борис Михайлович Кустодиев родился в 1887 году в  г. Астрахани, семья арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил яркие представления о быте и нравах купечества. Интерес к рисованию пробудился у него рано. Посетив выставку художников передвижников он твердо решил стать художником. Кустодиев заканчивает Академию художеств в Петербурге, работает в мастерской И. Репина. Художник в своих работах создает образ эпохи, рисует жизнь, быт, традиции русского народа, народные праздники.

Работа у доски по репродукциям картин Б. Кустодиева Автопортрет

Праздник в деревне

Ярмарка. Русский народ  всегда славился трудом. Он умел не только хорошо трудиться, но и веселиться.

Веселье - лучшее богатство. Праздники на Руси были всегда великими в жизни простых людей. Как  не отметить конец страды, осень, когда  закончили собирать урожай с полей, огородов. На ярмарочной площади весело играют гармони, хохот, шум. Играют балалайки, вихрем несутся карусели. Веселится и ликует народ.

Работа по репродукциям картин:

Ф. Малявина Вихрь

А. Пластов Сенокос

А. Венецианов Жатва

И наглядно иллюстрированному  материалу Народные праздники

Учитель читает стихотворение:

Ярмарка, ярмарка

Огневая, яркая

Плясовая, жаркая

Глянешь - налево

Лавки с товаром.

Глянешь - направо

Веселье - даром.

(И. Токмачева)

 

Учитель: Сегодня мы отправимся в русскую деревню на праздник Ярмарка. Что такое ярмарка?

Саша К.:

Это прощальный праздник осени, где крестьяне, ремесленники, мастера  на площади представляют свой товар, выполненный длинными, зимними вечерами. Праздник сбора урожая, веселый, яркий  с народными гуляниями.

Юра В.

Праздник, на котором всё  продают разные изделия, продукты.

Учитель: Какие еще народные праздники отмечались на Руси?

Матвей Н.:

праздник Масленица, посвященный  проводам зимы и встрече весны. Масленица  самый нарядный праздник, продолжавшийся целую неделю. На Масленицу пекут  Блины, чем обильнее будет угощенье, тем богаче будет год. Люди катаются с гор на санях, играют в снежки, проходят кулачные бои, ездят на лошадях. В последний день праздника жгут соломенное чучело Масленицы (провожают  зиму) и приветствуют наступление  весны:

Играет музыка: Со вьюном я хожу (хор). Задание:

Выполнить в цвете фрагмент народного праздника. Практическая работа.

Звучит музыка Танец розовых девушек (оркестр)

Учащиеся на листах А-3 выполняют  в цвете фрагмент праздника главное  и основное крупно на ближнем плане - выделить цветом ярко, красочно, празднично равновесие на листе выполнить цветом, в дымке дальний план (см. Приложение №4).

Завершение работы.

После проведённого урока  интерпретация результатов проводилась  следующим образом:

высокий уровень - учащиеся активно работали на уроке, имеют  систематичные знания о народной культуре, могут назвать народные игры, пословицы, поговорки, обряды, знают  народные игр и народные праздники, им присваивалось 3 балла.

средний уровень - характеризуется  малоактивным участием на уроке, отсутствием  знаний о народной культуре, природе, таким детям присваивалось 2 балла.

низкий уровень - это когда  учащиеся не имеют знаний о народной культуре, отсутствие активности на уроке  не знают народные игры, не знают  народного фольклора: пословиц, поговорок, народных праздников и т.д., им присваивался 1 балл.

После обработки данных, мы получили следующие результаты:

высокий уровень - 5человек (25%);

- средний уровень - 11 человек  (55%);

- низкий уровень - 4 человека (20%).

Данные мы поместили (см. таблицу №3) и (см. диаграмму №2).

 

Таблица №3

№ п/пИмя10летБаллы1Роман Т.10,5 лет32Катя И.10,3 лет23Ваня С.10 лет24Руслан Г.10 лет35Юра В.10,5 лет26Таня М.10 лет17Айдар Ф.10 лет28Андрей А.10,5 лет29Лиля С.10,5 лет110Алия М.10 лет211Юля Д.10 лет312Витя Н.10 лет113Саша К.10 лет314Света М.10 лет215Раушан Н.10 лет116Даша В.10лет217Кира Т.10,5лет218Алёна В.10лет219Матвей Н.10лет320Алиса Ф.10лет2

Таким образом, в исследуемом  классе повысился как средний  уровень сформированности знаний младших школьников о традициях народной педагогики, что составляло 55% от общего количества детей исследуемого класса, так и снизился % детей с низким уровнем знаний о традициях народной педагогики. Высокий балл получило 5 детей, что составило 25% от общего количества детей 4 класса.

 

.3 Сравнительный анализ  результатов констатирующего и  контрольного экспериментов

 

Цель контрольного эксперимента - проверить эффективность проделанной  работы. Для этого нами было проведено  повторное анкетирование (см. Приложение №2), но прежде учителем была проведена беседа на тему: «Традиции чаепития» (см. Приложение №5). В анкете также было 8 вопросов.

Ученики на вопросы анкеты отвечали намного лучше, ответы более развёрнутые.

Интерпретация результатов  проводилась следующим образом:

высокий уровень - учащиеся имеют систематичные знания о  народной культуре, называют народные игры, пословицы, поговорки, обряды, знают  народные игр и народные праздники, им присваивалось 3 балла.

средний уровень - характеризуется  отсутствием системных знаний о  народной культуре, имеют неглубокие знания культуры своего края, им присваивалось 2 балла.

низкий уровень - это когда  учащиеся не имеют знаний о народной культуре, не играют в народные игры, не знают народного фольклора: пословиц, поговорок, народных праздников и т.д., им присваивался 1 балл.

После обработки данных, мы получили следующие результаты:

высокий уровень - 6 человек (30%);

- средний уровень - 12 человек  (60%);

- низкий уровень - 2 человека (10%).

Данные мы поместили (см. таблицу №4) и (см. диаграмму №3).

 

Таблица №4

№ п/пИмя10летБаллы1Роман Т.10,5 лет32Катя И.10,3 лет23Ваня С.10 лет24Руслан Г.10 лет35Юра В.10,5 лет26Таня М.10 лет27Айдар Ф.10 лет28Андрей А.10,5 лет29Лиля С.10,5 лет110Алия М.10 лет211Юля Д.10 лет312Витя Н.10 лет113Саша К.10 лет314Света М.10 лет215Раушан Н.10 лет216Даша В.10лет217Кира Т.10,5лет218Алёна В.10лет319Матвей Н.10лет320Алиса Ф.10лет2

Таким образом, в исследуемом  классе после проведения контрольного анкетирования повысился как  средний уровень сформированности знаний младших школьников о традициях народной педагогики, что составляло 60% от общего количества детей исследуемого класса, так и высокий уровень сформированности знаний младших школьников о традициях народной педагогики 6 учеников (30%) получил высокий балл. Дети справились с анкетированием без затруднений, низкий балл получило только 2 человека (10%). Гипотеза нашего исследования подтвердилась.

Данные мы привели (см. диаграмму №4).

Исходя, из данных диаграммы  можно сделать вывод, что знания о традициях народной педагогики у младших школьников повысились, мы можем это проследить по результатам  констатирующего и контрольного эксперимента.

 

Вывод по второй главе

 

Из выше изложенного можно  сделать выводы о том, что при  воспитании младших школьников необходимо использовать средства народной педагогики, знакомить с традициями народной культуры. Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней  и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего  ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня  в любой семье воспитание происходит, прежде всего, на основе накопленного житейского воспитательного опыта  данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.

Народное воспитание - это  общественное воспитание. На протяжении всей истории человек был и  остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими  знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики.

Мы считаем, что одним  из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства  личности. Уважение к самому себе, к  своим предкам, к своему народу, чувство  чести, гордости, достоинства - это основа, на которой формируется тонкость чувств.

 

Заключение

 

Опираясь на народные методы воспитания педагоги - теоретики и  практики создали современные концепции  воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой  воспитательной теории. В современных  условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это  и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению  любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства  дружбы, товарищества.

Исследования проблем  народной педагогики позволяют утверждать что концепция народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, гениально воплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества.

В этих условиях поражает умение народа по крупицам отобрать всё лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека. С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического эксперимента. Современная теория педагогики, обогащённая  народным опытом воспитания, даёт возможность  значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли  как составной части общечеловеческой культуры. Рассмотренные нами памятники  народной педагогики позволяют сделать  чисто педагогические выводы. Приводимые поговорки, пословицы и сказки пробуждают чувство оптимизма, они стремятся  привить людям, и прежде всего  молодому поколению, самые лучшие человеческие качества. Для того чтобы наиболее успешно решать эти благородные  задачи, опираясь на народную мудрость, следует принимать во внимание следующие  обстоятельства. Житейские правила  и приёмы воспитания - это первые законы, с которыми человек встречается  в своей жизни. И они рождаются  в семье. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали  не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В  народных поговорках, пословицах, сказках  выкристаллизован вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость.

Поговорки, пословицы и  сказки оказывают воспитательное воздействие  не сами по себе, а при условии, если родители личным примером соблюдают, поддерживают принципы выраженные в них. Каждая пословица и поговорка, каждое любимое изречение, сказка, если они разумны и к месту звучат, соответствуют духу и традициям семьи, выражают её истинные стремления, если они понятны и близки к сердцу детей, становятся прекрасным, поучительным нравственным уроком в семье. Как примеры кратких и метких выражений поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития речи детей, приучая их запомнить и использовать как эпиграфы в сочинениях, примеры в логических доказательствах.

Информация о работе Формирование знаний о народных обычаях у младших школьников