Формирование знаний о народных обычаях у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования:
изучить использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме: «Использование традиций народной педагогики как средство воспитания младших школьников»;
раскрыть теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших школьников средствами народной педагогики как проблемы педагогической науки;
разработать, провести и описать опытно-экспериментальную работу по использованию традиций народной педагогики как средства воспитания в работе с младшими школьниками.
проанализировать и описать полученные результаты исследования.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 89.69 Кб (Скачать документ)

Таким образом, музыка способна одарить красотой мировосприятия и  полнотой чувств, побудить к возвышенному, подарить неповторимые мгновения счастья, окрасить будни и даже поддержать в трудные минуты. Музыка преображает духовный мир ребенка. Вдохновенный музыкой, ощутив его красоту, он преобразуется внутри и смотрит на мир чистыми глазами, открытым сердцем, не способным сотворить зло [21,35].

Загадки

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать  мышление детей, приучать их анализировать  предметы и явления из различных  областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении  позволяло давать всестороннюю характеристику предмету.

Но значение загадок в  умственном воспитании далеко не исчерпывается  развитием мышления, они также  обогащают ум сведениями о природе  и знаниями из самых различных  областей человеческой жизни. Использование  загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческой обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности [21, с.37].

Трудовое воспитание.

Трудовое воспитание - сердцевина народной педагогики. Трудно переоценить  значение трудового воспитания в  общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей  обязанностью родителей, а затем  и учебных заведений и других общественных институтов. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к  матери - сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер: «Труд - всему отец».

Народ всегда заботился о  том, чтобы молодое поколение  овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками.

Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку  «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать что - бы выучиться ».

Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка  гласит: «В дождливый день много  желающих кур поить». Особенно отрицательное  отношение вызывают люди, имеющие  «белые ручки», которые любят чужой  труд.

Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах  своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях  говорят: «Подрубив топором корни  дерева, вершину водой поливает».

Если сформулировать отношение  народа к трудовому воспитанию в  современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание, за добросовестный, систематический  и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются  лентяи, лодыри, бездельники. Сказки, как известно идеализируют силу и возможности героев, но в их основе - народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много  внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью  ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что  правильное воспитание невозможно представить  как воспитание нетрудовое. Поясняя  смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в  виду ряд обстоятельств:

во - первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.

во - вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота». В - третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

в - четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного  развития человека.

в - пятых, важно учитывать, что трудовая подготовка в семье  имеет большое значение в личной жизни человека, в определении  его будущей профессии и квалификации.

Весьма созвучны народным взглядам мысли А.С. Макаренко о  том, что родители должны воспитать  у ребёнка способность терпеливо  и «без хныканья» исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу: «чистая - грязная; интересная - неинтересная; тяжёлая - лёгкая; выгодная - невыгодная » и. т. д. [5, с. 107].

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и родители. В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

Таким образом, мы остановились на наиболее продуктивных средствах  воспитания народной педагогики, выделив  среди них фольклор, религию, природу, литературу, родной язык, музыку, пословицы, сказки и загадки, трудовая деятельность.

Важными средствами народного  воспитания являются также, традиция, обряд, игра.

 

.3 Психофизиологические  особенности младших школьников

 

Младший школьный возраст  требует определенного уровня психофизиологического  развития, обеспечивающего оптимальную  адаптацию ребенка к режиму школы  и возможность усвоения учебных  программ.

Длительность, постепенность  и неравномерность развития определяют различия функциональных возможностей организма при взаимодействии с  факторами обучения и воспитания, поэтому одной из главных задач  является разработка физиологических  и психических основ эффективной  организации учебного процесса.

Физическое развитие младших  школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Остановимся  на анатомо-физиологических и психологических  особенностях детей 7-10 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного  возраста. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в  длину несколько замедляется  по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается [14, с. 267].

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему  ее форма. Однако функция дыхания  остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника  относительно учащенное и поверхностное.

В тесной связи с дыхательной  системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию  уровня тканевого обмена веществ, в  том числе и газообмена. Другими  словами, кровь доставляет питательные  вещества и кислород ко всем клеточкам  нашего организма и принимает  в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма  человека. Вес сердца увеличивается  с возрастом в соответствии с  нарастанием веса тела.

Сердце младшего школьника  лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько  ниже, чем у взрослых. При предельной напряженной мышечной работе сердечные  сокращения у детей значительно  учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. Недостатком этого  возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко  наблюдается аритмия, в связи  с различными внешними влияниями.

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы  спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что  приводит к нарушению осанки. Мышцы  туловища очень слабо фиксируют  позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью  внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное  положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать  искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей  в младшем школьном возрасте оказывается  больше, чем сила левой стороны  туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается  довольно редко, а у некоторых  детей асимметричность бывает очень  резкой.

К 8-9 годам заканчивается  анатомическое формирование структуры  головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются  основные типы "замыкательной деятельности коры больших полушарий головного  мозга", лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее  те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых  связана с поступлением в школу. Из "натуральных", по Л. С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать "культурными", т. е превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. В чем же состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением ребенка?

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления  об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением.

Продуктивные образы-представления  результата новой комбинации некоторых  элементов появляются у детей  после 7-8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с  началом обучения в школе.

Внимание в младшем  школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в  начальных классах, сильным и  конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов и центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки "детскости". Свой наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного  возраста и пришел к следующим  выводам:

с 6 до 14 лет у детей  активно развивается механическая память на не связанные логически  единицы информации;

вопреки распространенному  мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания  осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ  запоминания осмысленного материала  над бессмысленным. Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, и едет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

Информация о работе Формирование знаний о народных обычаях у младших школьников